США перешли к плану «Б» по дестабилизации Центральной Азии

Поведение США, из рук которых постепенно ускользает мировая гегемония, напоминает действия рыбака на зимней рыбалке, автомобиль которого медленно проваливается под лед. Пытаясь удержать свое уже далеко не безоговорочное лидерство, Штаты лихорадочно стараются создать проблемы своим конкурентам. С каждым днем это все более и более очевидно, под каким бы информационным соусом оно ни преподносилось.

США перешли к плану «Б» по дестабилизации Центральной Азии
Акцию протеста жителей таджикского города Хорог скоординировали местные неформальные лидеры против центральной власти

«Пора прекращать это безобразие»

В ночь с 4 на 5 ноября в таджикском Хороге произошла перестрелка между милиционерами и группой местных жителей. Казалось бы, далекое от нас событие, никаким боком нас не касающееся. Однако это не совсем так. На него стоит обратить внимание.

И вот почему.

Город Хорог — административный центр Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Таджикистана, считающейся одним из самых слабых звеньев на традиционно неспокойной таджикско-афганской границе. Область расположена в высокогорье Памира. Здесь проходит единственная дорога

из Афганистана в Таджикистан. И именно по ней, как можно догадаться, осуществляется наркотрафик в Центральную Азию, включая Казахстан, и дальше в Россию.

Неформальные хозяева ГБАО — главари местного наркокартеля. Они уже практически два десятилетия контролируют здесь все. До недавнего времени таджикская государственная власть смотрела на это сквозь пальцы. Возможно, оно так бы и продолжалось, если бы касалось только самого Таджикистана. Но проблема разрослась настолько, что стала оказывать прямое деструктивное влияние на целый ряд государств.

Исходит она, как известно, из Афганистана. Это выглядит парадоксальным, но, несмотря на почти 20-летнее присутствие в этой стране военного контингента США, продекларированная задача которого — борьба с терроризмом и производство наркотиков, оба эти явления из года в год только ширятся и набирают силу.

О террористах мы еще поговорим. Но прежде — о наркотиках. Объемы их производства в Афганистане, о чем мы писали неоднократно, с 2001 года — аккурат с тех пор, как туда вошли американцы, увеличились более чем в 40 раз. И продолжают увеличиваться. Соответственно растет и экспорт.

Кое-что, причем в немалых количествах, перепадает даже Европе. Но основная часть оседает в странах СНГ.

Этот вопрос был одним из основных на прошедшем недавно саммите глав государств Содружества, где президенту Таджикистана предложили приложить все усилия для того, чтобы покончить с этим безобразием.

После саммита Эмомали Рахмон отправился в Хорог, где вначале встретился с местным населением, а затем провел совещание с руководством области. На нем постановил усилить работу милиции, увеличить количество постов дорожно-патрульной службы (ДПС) и тем самым воспрепятствовать перевозке из Афганистана наркотиков и других незаконных грузов. А в случае если ситуация не изменится в положительную сторону, пообещал ввести в область войска. Для координации действий правоохранителей в Хороге создали Межведомственный штаб по обеспечению безопасности в ГБАО.

Ответный ход

Принятые меры, как и стоило ожидать, местным царькам пришлись не по душе. В ночь с 4 на 5 ноября группа вооруженных людей напала на патрульный автомобиль, которым управлял командир ОМОН МВД Таджикистана генерал-майор Хуршед Мухаммадзода, отвечающий за выполнение поставленной президентом страны задачи. Генерал открыл ответный огонь и ранил двоих из нападавших.

А на следующий день перед зданием администрации ГБАО стихийно организовался митинг, на котором заметили представителей работающих в Таджикистане западных НПО. Собравшиеся в большом количестве местные жители, как обычно бывает в таких случаях, кричали о нарушениях прав человека, выражали протест против действий правоохранителей, требовали привлечь к ответственности стрелявшего милиционера, убрать из области посты ДПС и приданные для обеспечения правопорядка силы.

По информации официального представителя межведомственного штаба, инициатором провокации, повлекшей за собой стихийный митинг, оказался некто Хурсанд Мазоров — один из неформальных лидеров региона. Целью же этих действий представитель назвал эскалацию ситуации в ГБАО.

Далее он сообщил, что, по имеющимся сведениям, на таджикско-афганской границе собралось большое количество готовых к транспортировке наркотиков и оружия. А появившиеся с недавних пор постоянные посты ДПС стали препятствием на их пути вглубь страны. Любые попытки нападений, угроз или препятствования работе правоохранителей будут решительно пресекать с использованием оружия, добавил он.

Черный полковник

Упомянутый генерал-майор Хуршед Мухаммадзода принял командование таджикским ОМОНом вместо покинувшего страну в 2015 году и примкнувшего к террористической организации ИГИЛ Гулмурода Халимова. Об этом человеке известно, что в свое время он закончил Академию МВД Таджикистана. Затем проходил специальную подготовку в антитеррористических центрах России, военных базах США, а также стажировался в американских частных военных компаниях. Имеет боевой опыт, приобретенный во время гражданского противостояния в Таджикистане, искусно владеет тактикой и методами ведения партизанской войны.

С таким ценным багажом знаний бывший таджикский полковник пришелся ко двору псевдохалифата и очень быстро занял пост министра войны вместо Абу Умарааш Шишани (Тархан Батирашвили), погибшего во время одного из авиаударов российских Воздушно-космических сил. По информации таджикских ресурсов, пару-тройку месяцев назад американские спецслужбы перебросили Халимова из Сирии в Афганистан, где он возглавил 6-тысячный игиловский контингент, обосновавшийся в районе таджикско-афганской границы.

Сообщают, что распоряжением игиловского главаря Абу Омара Аль-Багдади Халимова назначили правителем вилаята Хорасан, в который в соответствии с имеющимися планами должны войти Афганистан, Пакистан, восточная часть Ирана, вся Центральная Азия, включая Казахстан, и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

Таджикский новостной портал «Ахбор» прямо сообщает, что Халимов готовит вторжение в Таджикистан и уже располагает «спящими» ячейками в ГБАО. Киргизская газета «Дело №» приводит слова лидера оппозиционного Конгресса конструктивных сил Таджикистана Дододжона Атовуллоева, который, ссылаясь на свои источники, заявляет, что Халимов сейчас собирает силы для перехода таджикско-афганской границы.

«Эмиссары Халимова, по их словам, продолжают рекрутировать новых бойцов среди таджикских рабочих мигрантов в России. Мои собеседники говорят, что Гулмурод Халимов в Афганистане ездит с огромной охраной и его побаиваются даже местные афганские полевые командиры», — цитирует издание Атовуллоева.

Различные СМИ, опираясь на доводы афганских, иранских и российских военных, неоднократно писали о том, что США инициировали переброску в Афганистан элитных отрядов ИГИЛ. И что финансирует это Саудовская Аравия. Однако в этот раз речь идет о конкретном игиловском военачальнике.

Таким образом, заключают эксперты, не стоит исключать того, что перед Халимовым стоит конкретная задача начать проникновение на постсоветское пространство. Теперь лишь остается определить, через какую из трех граничащих с Афганистаном стран возможно вторжение.

Косово Центральной Азии

Прокомментировать ситуацию мы попросили киргизского эксперта Марса Сариева.

— ГБАО — это ахиллесова пята, через которую уже много лет проходит наркотрафик, с которого кормятся местные элиты. Население ГБАО — это особая часть Таджикистана. Это не таджики в полном смысле слова. И ситуация сегодня здесь сложилась особая. В связи с тем, что сирийская военная кампания постепенно затухает, боевики из Сирии перебрасываются в Афганистан. О том, что их перевозят на вертолетах без опознавательных знаков, не раз заявляли официальные лица.

Появление Халимова в приграничной с Таджикистаном зоне может говорить о том, что Запад перешел к плану «Б» по дестабилизации Центральной Азии. Узбекистан в этом плане крепкий орешек. Он располагает достаточно сильной армией, которая надежно защищает свою южную границу. Так что ГБАО тут является наиболее слабым звеном.

Оттуда открывается путь в Баткентскую область Кыргызстана и дальше в Фергану и Андижан, где много оппортунистически настроенных людей еще со времен андижанских событий.

— Почему план «Б»? И что это за план?

— Расшатать Россию у США не получается. Вбить клин в российско-китайские отношения тоже не удается. Игра в демократию в Центральной Азии результатов не дала. Создать здесь «очаги демократии», как на Украине или в Грузии, не получилось. Сирия проиграна. Украинский конфликт перешел в вялотекущую стадию. Многие аналитики говорили, что, если Штаты не достигнут своих целей на Ближнем Востоке и на Украине, следующей горячей точкой может стать Центральная Азия. Это и есть план «Б». Регион должен вспыхнуть. Единственным естественным препятствием для этого остается «Талибан», который связывает руки ИГИЛ, считая его своим врагом, вторгшимся на его территорию.

Появление Халимова со своими отрядами в Афганистане, скорее всего, связано с этим. Он должен решить вопрос с «Талибаном». Где-то — радикальными способами, где-то — подкупом. Этот сценарий просматривался давно. Вопрос был лишь в том, когда глобальные игроки начнут по нему действовать.

— Стоит ли считать события в ГБАО сигналом к началу действий?

— Провокацию устроили для того, чтобы взбудоражить население. Ситуация там сложилась на руку этому, поскольку не устраивает местные элиты, теряющие свои прибыли от наркотрафика. Вместе с тем они теряют и самостоятельность. Тут можно провести аналогию с Косово и с курдами одновременно. О роли Косово в Европе мы прекрасно знаем. А курды, которых американцы искусно использовали на Ближнем Востоке, это фактически их пушечное мясо. Если элита ГБАО не поймет, что они обычные фигуры в большой игре, то горнобадахшанцы рискуют стать курдами Центральной Азии. Возможно, этот вариант и разыгрывают.

— Разве не Туркменистан является наиболее слабым местом для вторжения в регион?

— Если направить боевиков в Туркменистан, то может получиться неуправляемый хаос, как в Сирии и Ираке. Они просто разбегутся по туркменской пустыне на своих джихадмобилях вплоть до Западного Казахстана. И лови их потом. Это может привести к созданию большой зоны нестабильности. В ней могут пострадать газовые и нефтяные месторождения и их инфраструктура, которые Запад хотел бы сохранить для себя в целом виде.

Другое дело — Таджикистан. В горной местности достаточно перекрыть какой-нибудь перевал и тем самым ограничить движение боевиков, направляя их в нужную сторону. Глобальным игрокам нужен управляемый хаос.

— И что же по поводу ответных мер?

— Разумеется, коллективные силы ОДКБ не сидят, сложа руки, и внимательно отслеживают развитие ситуации. На прошедшем недавно очередном заседании Совета министров обороны государств — участников СНГ руководители военных ведомств договорились, что в случае реальной угрозы Россия и другие страны ОДКБ окажут любую военно-техническую помощь Таджикистану как члену ОДКБ, а также Узбекистану и Туркменистану. На встрече с Шавкатом Мерзиеевым Владимир Путин заверил его, что Россия будет оказывать военную помощь Узбекистану, несмотря на то, что он не входит в ОДКБ.

Казахстан, Узбекистан и Россия выработали дорожную карту по вопросам противодействия вторжению боевиков в регион. Проводят совместные учения. В частности, на недавних маневрах в Кыргызстане отрабатывали пуски «Искандеров» и удары штурмовой авиации по наземным целям.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру