Международные суды превратились в политический инструмент

Все позволено только Юпитеру

Между странами, так же как и между людьми, происходят судебные споры, которые кому-то нужно разрешать. Однако международный арбитраж, призванный как раз и разбираться в межгосударственных судебных спорах, сегодня стал орудием давления на оппонентов в руках определенных политических кругов и транснациональных корпораций. Дела последних лет, рассмотренные в этих инстанциях, показывают, что справедливость все чаще уступает место стратегическим интересам западных держав.

Все позволено только Юпитеру

Сколько стоит ненависть?

То, что международные суды уже превратились в политический инструмент, наглядно показывает дело Слободана Милошевича. Напомним, бывшего президента Югославии осудил Гаагский трибунал за преступления против человечности. При этом суд категорически не принимал никакие доводы со стороны защиты.

В августе 2001 года во время одного из судебных заседаний адвокаты Милошевича потребовали, чтобы суд обязал власти Нидерландов немедленно освободить их подзащитного и предоставить ему возможность вернуться в Белград. Свое требование они обосновывали тем, что Милошевича похитили и тайно вывезли из Югославии в Нидерланды, что, помимо незаконного пересечения государственной границы, является нарушением прав человека. Однако суд не внял этому, поскольку доводы обвинения счел более обоснованными, а действия законными.

Как известно, в тюрьме Слободан Милошевич скончался. Уже после его смерти, стараясь подтвердить свое реноме, Гаагский суд оправдал его. Но это было уже неважно.

Политический вопрос решили. Цели достигли. Суд над бывшим югославским лидером был нужен лишь в качестве веского оправдания развала Югославии и демонстрации того, как поступает Запад со своими противниками.

Позже несколько государств, в разное время подвергавшихся натовским бомбардировкам, в числе которых Сербия и Республика Сербская, подали свой иск в международный трибунал. Они обвиняли Североатлантический альянс в использовании против них боеприпасов с обедненным ураном. Однако иск, как и следовало ожидать, остался без удовлетворения.

Примерно в то же время ряд бывших советских республик, среди которых преобладают страны Прибалтики, одна за другой стали подавать иски в международные суды против России, добиваясь выплаты компенсации за время «советской оккупации». При этом, разумеется, никто не вспоминал о том, сколько заводов и фабрик построили в их городах в советские времена, и успешно развалили, когда они минули.

Подсчеты компенсаций за «советскую оккупацию» производили специально созданные комиссии. Латвийская комиссия заявила о претензиях в 700 миллионов долларов. При этом не исключалось, что конечная сумма компенсации составит около 20 миллиардов долларов.

Расчет размера убытков производили исходя из якобы недополученного страной ВВП после вхождения в состав СССР. За основу при определении гипотетического размера латвийских доходов в советский период эксперты комиссии взяли данные по ВВП Финляндии, Австрии, Дании и США.

В конечном счете претензии Вильнюса к Москве достигли 20 миллиардов долларов, Риги — 200 миллиардов долларов, Таллина — 4 миллиардов 250 тысяч долларов.

В Эстонии первоначально не настаивали на выплате компенсаций, ожидая лишь услышать от России официальные извинения за «оккупацию». Однако резолюция американских сенаторов, принятая по этому вопросу, перевела вопрос в денежную плоскость.

Очевидно, что особого значения в том, будут ли эти иски удовлетворены, нет. Поскольку дело, во-первых, в создаваемом хайпе. А во-вторых, в иностранном финансировании. В геополитической борьбе, как известно, все средства хороши.

Об этом в интервью СМИ говорил профессор МГУ политолог Андрей Манойло:

«Причина нелюбви к нам очень простая — они на этом зарабатывают деньги. Русофобия, особенно публичная, хорошо оплачивается. Если такие вещи заявлять публично, желательно в беспардонной манере, у политика резко повышаются шансы получить грант от какого-нибудь западного фонда или даже от Госдепа США».

Если взять во внимание тот факт, что вклад западных фондов в экономику Прибалтийских стран составляет около 20 процентов от ВВП, то в этом для прибалтов, безусловно, есть смысл.

С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, задача властей Прибалтийских республик, продиктованная западными кураторами, состоит в том, чтобы освободиться от исторической ответственности за сотрудничество с нацистами в годы Второй мировой войны и узаконить право числить коллаборационистов борцами за «национальную независимость». В этом случае у них развязываются руки для уничтожения памятников бойцам Красной армии, преследования бывших советских воинов и законодательного запрета советской символики.

Стоит добавить, что доктрина «советской оккупации» является обязательным условием сохранения института массового безгражданства в Латвии и института апатридов в Эстонии (официальное эстонское наименование — «лица с неопределенным гражданством»).

Поверженный Газпром

Кульминация противостояний в международных судебных инстанциях берет свое начало в 2014 году, когда на Украине случилась так называемая «революция достоинства». Проще говоря, Майдан.

Первый иск появился после крушения в небе над Украиной малайзийского «Боинга». Киев потребовал от международной фемиды официального объявления того, что Россия «несет ответственность в силу своего спонсорства терроризма и неспособности предотвратить финансирование терроризма в соответствии с Конвенцией за акты терроризма, совершенные ее доверенными лицами».

Однако тут ошибочка вышла. Самолет рухнул на территории, подконтрольной донбасскому ополчению. Его обломки в том виде, в котором пребывали, с одобрения российских властей передали голландским экспертам. Но сколь-нибудь внятного заключения с их стороны нет до сих пор.

В октябре 2015 года Киев объявил о направлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) очередного иска против Российской Федерации. В этом случае параллельно обвинениям в агрессии выдвигалась претензия по поводу введения российской стороной ограничений на поставку вагонов. В результате чего прибыль Украины упала в 34 раза.

Затем был иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Новая жалоба против России касалась обвинений в нарушении целого ряда прав человека в Крыму и на Донбассе. Киев заявил, что ежедневная гибель людей на Донбассе является результатом применения силы «вооруженными группами, контролируемыми Россией».

Самое интересное в исковой эпопее произошло в этом году. В конце февраля Стокгольмский арбитражный суд удовлетворил требования Нафтогаза, обязав Газпром выплатить украинской компании 4,63 миллиарда долларов за недопоставку голубого топлива по транзитному договору. С учетом долга украинской стороны около 2,1 миллиарда долларов российская компания осталась должна 2,56 миллиарда тех же долларов.

В свою очередь суд в Нидерландах распорядился арестовать активы «Газпрома» для исполнения решения Стокгольмского арбитража, обязавшего российскую компанию выплатить компенсацию украинскому «Нафтогазу». О чем украинская сторона ходатайствовала в конце мая.

На Украине это назвали «исторической победой». Международные СМИ тут же запестрели статьями о показательной порке России.

Однако тут есть один интересный момент. Если углубиться в смысл решения Стокгольмского арбитража, то в нем, с точки зрения украинского правосудия, раскрывается преступный сговор между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. Тимошенко в свою бытность премьер-министром Незалежной при президенте Ющенко подмахнула газовый контракт, который представила в качестве «блестящей победы нации». При Януковиче ее за это предали суду и приговорили к тюремному сроку. Украинский суд усмотрел в ее действиях превышение должностных полномочий.

Таким образом, Стокгольмский арбитраж своим решением, по сути, подтвердил правомерность приговора Печерского районного суда города Киева времен Януковича. Получается, что Юлию Владимировну теперь нужно загонять обратно в тюрьму. А ведь именно «революция достоинства», свершившаяся на Майдане, освободила ее из застенков «антинародного режима».

Российский Газпром, в свою очередь, направил ответ по иску Нафтогаза, который рассматривается сейчас. Но что-то подсказывает, что он едва ли будет удовлетворен.

Эти суды — для кого надо суды

Если уж быть объективным до конца, то давно следовало бы привлечь к международной ответственности за преступления против человечности те же США. Причем в комплексе все их деяния потянули бы на титул главного злодея человечества и на запредельные суммы компенсации.

Во-первых, стоило бы спросить, куда делся 100-миллионый народ североамериканских индейцев? Во-вторых, атомные бомбардировки Японии. В-третьих, Вьетнам. И еще много чего, включая 42 военные операции, проведенные в период после Второй мировой войны, и то, что они продолжают творить в Ираке и Афганистане. В последнем, в частности, неоднократно расстреливали с воздуха свадебные или похоронные церемонии. Об этом не раз писала и афганская пресса, а также говорил бывший президент страны Хамит Карзай.

Однако ни у одного международного судьи, что называется, язык не поворачивается сказать что-то против Штатов. Справедливости ради стоит отметить, что в новейшей истории прецедент имеется. Однажды международный суд обязал Америку выплатить причиненный ущерб Никарагуа по предъявленному иску. Но США просто заблокировали исполнение судебного решения через Совбез ООН. И все. Никто никому ничего не должен.

И все же под давлением общественности пару месяцев назад Международный уголовный суд (МУС) в Гааге начал было расследование военных преступлений, совершенных американскими солдатами в Афганистане. Однако советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон резко пресек эту робкую попытку.

«Соединенные Штаты примут все необходимые меры для защиты наших граждан и союзников от несправедливого преследования этим нелегитимным судом», — сказал он, пригрозив санкциями против судей МУС.

«Мы подвергнем санкциям их активы в Соединенных Штатах, мы будем преследовать их по уголовному законодательству США. То же самое ожидает любую организацию или страну, которая окажет помощь расследованиям МУС против США», — цитирует слова Болтона The Wall Street Journal.

Более того, Вашингтон выразил недовольство в отношении продолжающегося расследования МУС в отношении Израиля в связи с предполагаемыми преступлениями против палестинцев.

«Если суд будет преследовать нас, Израиль или других наших союзников, мы не будем сидеть сложа руки. Дадим МУС возможность умереть собственной смертью. Если уж на то пошло, МУС уже фактически мертв для нас», — добавил он.

Напомним, эти слова прозвучали из уст представителя государства, которое без колебаний использует военную силу, если кто-то, по его мнению, «нарушает международное право и принципы цивилизованных взаимоотношений между странами».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру