Сирия – самая большая проблема в отношениях глобальных держав

Нарастающее напряжение между Россией и США заставляет многих других участников этого конфликта (а в регионе воюют не только россияне и американцы) задуматься над тем, как вести себя в этой ситуации, чтобы, так сказать, не прогадать.

Сирия – самая большая проблема в отношениях глобальных держав

Человек предполагает…

Череда политических поражений США на Ближнем Востоке сделала их геополитических соперников в лице России и Ирана серьезной силой, которую американцы и их союзники теперь воспринимают не иначе как угрозу для своего доминирования, причем далеко не только на Ближнем Востоке. Но этот регион, богатый углеводородами, для Штатов давно является наиболее важным в стратегическом плане районом мира. Впрочем, не только для них.

Если верить некоторым историческим источникам, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль еще перед Первой мировой «наложил свою лапу» на иранскую нефть. А президент США Франклин Рузвельт перед Второй мировой подмял под себя черное золото Саудовской Аравии. Благодаря этому, собственно, Запад и обзавелся необходимым количеством энергоносителей для того, чтобы с успехом завершить холодную войну.

После того, как приказал долго жить СССР, западные стратеги, почувствовавшие себя полными хозяевами мира, задумали перекроить границы целого ряда государств на свое усмотрение. Так появился проект под названием «Большой Ближний Восток». Этот термин впервые применила экс-государственный секретарь США Кондолиза Райс в 2006 году в Тель-Авиве, после чего она и бывший на тот момент премьер-министром Израиля Эхуд Ольмерт заявили о начале реализации проекта.

Позже американское правительство совместно с Европейской комиссией подготовили модель переформатирования самого горячего на сегодня участка планеты. Цель проекта даже не скрывают — взятие под всеобъемлющий контроль наиболее богатого нефтью региона мира. Затянувшуюся войну в Сирии и Ираке, в ходе которой последний практически прекратил существование в установленных границах, многие аналитики считают одним из этапов его реализации.

Детали этого коварного замысла в одной из своих работ подробно описал экс-советник по национальной безопасности США и автор нашумевшей книги «Великая шахматная доска», широко известный вашингтонский стратег, недавно почивший в бозе Збигнев Бжезинский. Согласно его изложению, странами Большого или Нового Ближнего Востока должны стать так называемые Евразийские Балканы: Южный Кавказ (Азербайджан, Армения и Грузия), Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и Афганистан) и Турция.

По версии другого автора многочисленных научных военно-стратегических публикаций, бывшего сотрудника американской Национальной военной академии Ральфа Петерса, в проект также должны войти Иран и Саудовская Аравия. Он указал, что к Ирану с востока следует присоединить часть Афганистана, но оторвать от него несколько западных провинций в пользу увеличенного за счет этого Азербайджана и ряда новых государств, которые должны появиться в рамках проекта — Курдистана, Белуджистана и Арабского шиитского государства.

Заселенные шиитами территории Саудовской Аравии должны отойти Йемену, а северо-восток страны — Арабскому шиитскому государству, которое в свою очередь должно было появиться на территории нынешнего Ирака.

Что касается священных мусульманских городов Мекки и Медины, то им вместе с окружающими их провинциями отводят роль священного, но карликового исламского государства, подобного Ватикану.

Свое видение перспективных границ государств Ближнего Востока этот господин опубликовал в специализированном журнале Armed Forces Journal в статье под названием «Кровавые границы». А нарисованную им новую карту региона теперь используют в обучающих программах подготовки высших военных офицеров армии США и стран НАТО.

В общем, все за всех уже вроде как давно решили. Однако, как известно, человек, даже если он американский военно-политический стратег, может только предполагать.

Призрак ходит по планете

Ближний Восток с тех пор залихорадило, что называется, не по-детски. Причем началось все с мусульманских стран Северной Африки. Географически они к Ближнему Востоку не относятся. Но если считать проект, о котором мы говорим, реальным, то активная фаза его реализации, судя по всему, началась с них.

Именно по ним, предвещая большой ближневосточный пожар, прокатилась волна революций, романтично названных «арабской весной». Есть, конечно же, официальная версия, согласно которой все эти восстания были действительно народными. Однако существует неоспоримый факт: события в Ливии не обошлись без вмешательства извне. Государства НАТО создали в небе над этой страной бесполетную зону, благодаря чему ливийскую военную авиацию нейтрализовали. Чем и воспользовались с успехом для себя «повстанцы», в рядах которых, и сегодня это уже не секрет, воевали отряды «Аль-Каиды» и ее структурных подразделений.

Как эта революция закончилась для бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи, все прекрасно знают. Несколько больше повезло его египетскому коллеге Хосни Мубараку — его оставили в живых. Затем мятежная волна нацелилась на Сирию, в которую, собственно, и уперлась. Почему так случилось, тоже хорошо известно.

Существует предположение, что в случае дальнейшего успешного шествия по планете «арабской весны» и смещения со своего поста президента Сирии Башара Асада по ее территории пролегла бы газовая труба из Катара в Европу, что позволило бы «сдернуть» последнюю с российской трубы.

Таким образом, нанесли бы сокрушительный удар по российской экономике, что, в конце концов, существенно облегчило бы Штатам задачу по устранению главного на сегодня своего геополитического соперника.

Дальше — больше. «Арабская весна», прокатившись по всему Ближнему Востоку и накрыв Центральную Азию вместе с Кавказом, ударила бы по России. Можно предполагать разное по поводу того, как бы в таком случае все сложилось. Но не оставляет сомнений, что американцы сделали бы максимум для того, чтобы природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока, как некогда заявляла экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт, принадлежали бы всему миру. Кого она имела в виду под «всем миром», думаем, предельно ясно.

Раненый зверь опасен вдвойне

Вот, собственно, и вся подоплека дипломатических сражений вокруг Сирии, принявших в последнее время характер тотальных взаимных обвинений и имеющих непосредственную связь со сражениями реальными. Стоит заметить, что почти всегда обострение ситуации на политическом поле битвы происходит сразу же после того, как сирийская армия добивается стратегических успехов в борьбе против умеренных или не совсем умеренных террористов.

Вашингтон делает хорошую мину при плохой игре, наотрез отказываясь сворачивать свое военное присутствие в Сирии. Тогда как у России в этой ситуации есть существенный козырь. Ее войска находятся в Сирии по просьбе ее законного президента. Американцы же свое присутствие дежурно объясняют борьбой с терроризмом, распространением демократии и поддержкой оппозиционных сил.

Однако с каждым днем становится все яснее и яснее расплывчатость американских заявлений. Ведь на самом деле выглядит странным то, что после того, как Соединенные Штаты объявили глобальную войну терроризму и непосредственно вмешались в ближневосточные дела, он наоборот вырос до небывалых размеров, являя миру все новые и новые отряды боевиков под разными труднопроизносимыми названиями. Причем некоторые из них разрослись до таких масштабов, что успешно сражались с армиями двух государств. ДАИШ и «Джебхат-ан-Нусра» за неполные три года отхватили значительные территории Ирака и Сирии. Причем именно те земли, на которых находятся крупнейшие нефтяные месторождения.

Об этом, в частности, несколько лет назад откровенно писал известный американский журналист Филипп Батлер в статье «Неужели Америку предали». Статью опубликовали в его собственном блоге и перепечатали сразу несколько изданий.

«Я не буду вдаваться в подробности всех сложностей межконфессиональной вражды на Ближнем Востоке. Кроме того, нам не стоит отклоняться от того фундаментального зла, которое сегодня представляет собой элита Вашингтона. Главное, о чем я хочу сказать: вся концепция «войны с террором — это ложь. Америка и ее союзники (то есть наши правительства) сначала помогли формированию самых радикальных группировок, отрицая свое двуличие, а затем, как мы видим сегодня, использовали этих боевиков для достижения своих целей. К примеру, «Аль-Каида» превратилась из армии самого сатаны в сирийскую «умеренную оппозицию» и так далее», — пишет он.

Сегодня уже можно резюмировать, что США, добивавшиеся ухода сирийского президента Башара Асада, своей цели не достигли. Это значит, что мир в Сирии наступил или наступает не на американских условиях. (Кстати, то, каков мир на их условиях, можно понять, взглянув на сегодняшние Ливию и Ирак.)

Соответственно, говорить о достижении некоего компромисса между глобальными державами, стоящими за противоборствующими сторонами в этом конфликте, уже неуместно.

Союз Россия — Китай  — Иран плюс, возможно, Саудовская Аравия (в свете последних событий, связанных с Ираном, это обретает реальные черты), а также важные в военном плане Сирия и Египет способны свести на нет все былое могущество и влияние США на Ближнем Востоке.

Таким образом, в мире все больше свидетельств того, что сегодня США, чей президент объявляет санкции всем и вся, включая даже своих партнеров по НАТО, начинают рассматривать в качестве «бумажного тигра». И это не может не тревожить вашингтонский истеблишмент, который из кожи вон вылезет, но постарается сохранить свою мировую гегемонию. Все, что происходит на планете вопреки стратегическим и тактическим планам Вашингтона, воспринимают на Капитолийском холме весьма болезненно. А потому есть основания полагать, что стоит ожидать реванша. В какой точке планеты — вопрос интересный и важный.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру