Каспийский прорыв: море поделили и по-дружески, и по справедливости

Сегодня мир живет уже не по правилам, которые, хотя и нарушались, но все же были, а по понятиям

В Актау 12 августа произошло, как теперь говорят, эпохальное событие. После почти четверти века неопределенности пять стран, окружающих Каспийское море, поделили его между собой. Причем так, что все остались довольны.

Сегодня мир живет уже не по правилам, которые, хотя и нарушались, но все же были, а по понятиям

Никто не хотел уступать

К неудовольствию всех злопыхателей как за рубежом, так и в Казахстане генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш приветствовал Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, назвав ее подписание важным шагом на пути к поддержанию стабильности в этом регионе мира и построению здесь настоящих добрососедских отношений.

«Этот исторический документ демонстрирует важность регионального сотрудничества, которое имеет жизненно важное значение для поддержания международного мира и безопасности, — сказал он. — Конвенция о правовом статусе Каспия имеет неоценимое значение для урегулирования широкого круга давних проблем между прибрежными странами Каспийского моря».

Подписанный главами пяти государств документ, по его словам, представляет собой воплощение принципа многосторонних отношений.

Ну а теперь обо всем по порядку. Как известно, после распада Советского Союза бывшие братские республики в процессе дележки имущества подняли вопрос своих прав и на Каспийское море. Вопрос непростой, поскольку предстояло поделить те 86 процентов водоема, что принадлежали СССР, так, чтобы никому не было обидно.

Начался долгий и нудный процесс переговоров, которые не обещали быть легкими. Еще бы! Водоем, как известно, обладает большими запасами углеводородов, за месторождения которых и шла основная дипломатическая борьба. У каждой стороны тут свои интересы. Таким образом, переговоры погрузились в трясину бурных обсуждений и горячих политических дискуссий.

На протяжении почти четверти века шла напряженная работа над документом, который должен был окончательно установить правовой статус Каспия. Работа была тяжелой. Процесс — противоречивым. Доходило до того, что некоторые государства в пылу споров в диалоге друг с другом переходили на резкие тона. В какой-то период политики пытались договариваться на двусторонней основе, казалось, что нет уже выхода из этой дискуссии пяти государств, не могут они договориться. Но в ходе таких переговоров, бывало, возникали серьезные разногласия.

Импульсивный Сапармурат Ниязов и жесткий Гейдар Алиев (сейчас оба покойные) едва не сошлись, что называется, нос к носу даже во время двустороннего диалога. Но когда стало очевидным, что на таких противоречиях пытаются играть внешние силы и это приводит к росту конфликтного потенциала в регионе, пришло понимание того, что решать вопрос нужно сообща впятером. Без посторонних. Как бы они ни старались вмешаться.

Так положили начало проведению саммитов Прикаспийских государств, первый из которых состоялся в 2002 году в Ашхабаде. Через пять лет, в 2007 году, в Тегеране прошел второй. В 2010 году в Баку — третий. И в 2014 году в Астрахани — четвертый.

Кстати, именно в Астрахани президенты всех пяти государств подписали соглашение о национальном суверенитете сторон над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль и об исключительном праве каждой из сторон на добычу водных биологических ресурсов в пределах примыкающих к нему 10 морских миль. А также об общем водном пространстве, начинающемся после 25 миль от берега.

Казалось бы, процесс пошел…

Всем сестрам по серьгам

Однако поистине эпохальным стал пятый по счету каспийский саммит, прошедший несколько дней назад в Актау. И не только потому, что об этом сказал президент России Владимир Путин, а президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал подписанный документ «конституцией» Каспийского моря. Главы пяти государств наглядно показали всему миру, как можно и нужно договариваться.

Об этом, кстати, вещала бельгийская радиостанция Premiere, которая назвала подписание лидерами России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана конвенции по правовому статусу Каспийского моря, работа над которой велась более 20 лет, историческим решением. «И вот, наконец, после четверти века по большей части бесполезных переговоров, в конце тоннеля забрезжил не тонкий луч, а вспыхнул яркий свет. В предстоящее воскресенье в казахстанском Актау президенты пяти Прикаспийских государств должны пописать договор, регламентирующий статус моря. Прорыва удалось достичь при помощи компромиссов. Россия, считающая Каспий зоной своего влияния, согласилась забыть амбиции и возражения против строительства газопровода из Туркменистана в Азербайджан в обмен на укрепление связей и сотрудничества с бывшими советскими республиками и гарантии безопасности, которые дают ей военное доминирование на Каспийском море… После 12 августа море, которое до сих пор было «морем неприятностей», станет приносить всем государствам, находящимся на его берегах, только прибыль и радость. По крайней мере, это главные цели долгожданного соглашения, которое должно оформить статус крупнейшего замкнутого водоема планеты и дать сильный толчок развитию энергетики в регионе», — писала британская Financial Times накануне саммита.

При этом подписанная конвенция совершенно четко оговаривает права и обязанности каждой из сторон, прописывает раздел недр, природных ресурсов, воздушного пространства и самого дна Каспийского моря.

Согласно документу, основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делят соседние государства на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладку магистральных трубопроводов осуществляют по согласованным сторонами правилам. При реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывают экологический фактор.

Стоит отметить уникальность концептуального подхода к разделу Каспия. Состоит она в том, что юридически этот водоем теперь не является ни морем, ни озером. Хотя разногласий по этому поводу было много.

К примеру, Москва и Тегеран выступали за то, чтобы приравнять Каспий к морям, объясняя это тем, что для озер, в отличие от морей и океанов, международных соглашений, регламентирующих их статус, нет. В свою очередь Баку выступал за признание Каспия озером и разработку для него новых правил и законов.

Однако консенсус нашли. Здравый смысл привел всех к единому мнению. И Каспий получил официальный статус «внутриконтинентального водоема».

Что это дает? А то, что на этом основании положение Конвенции ООН по морскому праву, предписывающее расширение территориальной зоны с 12 до 15 морских миль и определение десятимильной рыболовной зоны, здесь неприменимо. А определение Каспия как озера потребовало бы поделить его между сторонами целиком и полностью, что не соответствует интересам ни одной из сторон.

Третьи лишние

Заслуживает внимания и то, что Россия отказалась от своего права вето на прокладку транскаспийских газопроводов. Теперь подобное строительство — дело исключительно сопредельных и противолежащих стран. И только эти страны определяют маршруты прокладываемых через их сектора трубопроводов и кабелей. Проще говоря, Россия теперь не будет вмешиваться в прокладку труб, к примеру, из Туркменистана в Азербайджан. При этом ни Россия, ни Иран особо не упорствовали при разделе каспийского дна.

По мнению экспертов, обусловлено это тем, что для обоих этих государств подобные вопросы отступили на второй план. Во-первых, потому что каспийские месторождения углеводородов для них не являются приоритетными. Во-вторых, главной для них сегодня является тема безопасности в регионе.

Путь же к ней лежит через запрет на присутствие в регионе посторонних государств. А если конкретно, то их военных структур. И речь тут, разумеется, о США, интерес которых к Каспию, как, впрочем, и к любому другому региону планеты, обладающему богатыми природными ресурсами или выгодным геостратегическим положением, весьма велик.

Таким образом, конвенция фиксирует положение о запрете присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав и определяет пять Прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.

Самим США это, разумеется, понравиться не могло. Американскую точку зрения на это событие ясно выразил рупор Демократической партии телеканал CNN. «Подписание Россией конвенции по Каспию — это крупная победа Москвы, так как РФ получает возможность не только спокойно эксплуатировать каспийские нефтегазовые месторождения, но и сможет реализовать планы на Ближнем Востоке», — заявила корреспондент Нина Дос Сантос, назвав положение о неприсутствии иностранных войск в регионе поражением США.

«Каспийское море — важнейший стратегический элемент с точки зрения нефтегазовых ресурсов, но также и важнейший элемент все более амбициозной ближневосточной стратегии России и ее связей с Ираном в регионе», — заключила Дос Сантос.

В свою очередь турецкая Yeni Safak назвала результаты актауского саммита первым ответом Евразии на агрессивную политику США, вовлекающих весь мир в кризис. «Пять Прикаспийских государств, лидеры которых встретились в казахстанском городе Актау, подписали документ, называемый «конституцией Каспийского моря». Он не допускает присутствия в регионе вооруженных сил других, не относящихся к прибрежным государствам, стран. Конвенция преграждает путь военной политике Вашингтона в отношении региона. Подписанная конвенция о статусе Каспия, который в течение 22 лет не удавалось урегулировать, носит характер стратегического удара, нанесенного по политике Вашингтона в Евразийском регионе».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру