Поток афганских наркотиков растет, несмотря на присутствие американцев в этой стране

Спецслужбы стран - участниц ОДКБ на регулярной основе проводят специальные операции по выявлению каналов транспортировки наркотиков из Афганистана через государства Центральной Азии в Россию и дальше в Европу. Но легче от этого, признаться, не становится.

Поток афганских наркотиков растет, несмотря на присутствие американцев в этой стране

Ничего личного, только прибыль

Стоит отметить, что помимо оперативно-силовых служб в операциях принимают активное участие и финансовые разведки различных государств. Необходимость их привлечения обусловлена тем, что помимо наркокартелей отслеживают и уничтожают экономические основы наркобизнеса. Выявляют денежные потоки, образующиеся при крупных сделках, а также банковские счета, на которых оседают нажитые на этом капиталы. Существуют данные, согласно которым ежегодная прибыль афганских наркобаронов составляет более трех миллиардов долларов.

Уже давно очевидно, что существующая проблема стала континентальной, достигнув таких масштабов, что создает угрозу безопасности целого ряда стран. И противостоять ей можно лишь, объединив усилия. Что и пытаются сделать страны — члены Организации договора о коллективной безопасности.

Торговля наркотиками — это третий по прибыльности бизнес после торговли нефтью и оружием. Но наркотики сами по себе — это тоже оружие. Причем массового поражения. Однако об этом чуть позже.

А пока о том, что нам «повезло» с тем, что у нас под боком находятся самые большие в мире наркоплантации. По производству героина Афганистан уже несколько лет прочно занимает первое место на планете. И если раньше там лишь выращивали наркотические растения, которые потом поставляли в промышленно более развитые страны для переработки и производства конечного продукта, то сейчас готовый порошок выпускают собственные афганские фабрики.

Это намного выгоднее для наркодельцов. С одной стороны, уменьшается себестоимость производства. С другой — героин как конечный продукт намного компактнее и дороже. Из мешка опиумного мака получается небольшой пакетик героина. А это существенно упрощает его транспортировку.

Дело оказалось весьма прибыльным. Сегодня, по разным данным, доля Афганистана на мировом рынке героина составляет 92 процента. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), площадь опиумных плантаций в этой стране — 193 тысячи гектаров. А торговля наркотиками составляет 52 процента от национального ВВП. Масштабы таковы, что даже родился новый термин — «наркоэкономика». А Афганистан теперь именуют не иначе как «наркогосударством».

Каковы же причины всего этого? На этот счет существуют разные версии. Но все больше и больше экспертов сходятся в одном.

«Борцы с наркомафией» увеличили посевы мака

Итак, гигантский поток наркотиков исходит из Афганистана. Однако существует мнение, что сами афганцы без посторонней помощи вряд ли смогли бы производить их в столь крупных объемах. Поэтому здесь «мы обязаны» не столько им самим, сколько их «гостям». Интересно, что тенденция роста производства и распространения афганского героина прослеживается аккурат с того времени, как в Афганистан вошли американские военные.

Хотя сами Соединенные Штаты это активно опровергают. Вот, к примеру, на американском ресурсе rosieontheright.com опубликовали следующий текст: «США часто обвиняют в том, что на наших военных самолетах из Афганистана в Европу якобы возят героин. Это клевета враждебных США режимов или просто безумие людей, свихнувшихся на теориях заговора. Штаты не заинтересованы травить ни себя, ни союзную нам Европу афганской заразой. Мы заинтересованы в максимальном сокращении, а в перспективе — и полном прекращении наркотрафика. Коалиционные войска вместе с армией и спецслужбами Афганистана постоянно уничтожают посевы мака, используемого для производства героина».

Но, как известно, американская армия вошла в Афганистан в 2001 году после террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке. Основная продекларированная цель вторжения — борьба с терроризмом и производством наркотиков.

И вот кажется немного странным то, что эффект от «Несокрушимой свободы» (именно так называется военная операция США в Афганистане) получился обратным. Терроризм с тех пор вырос в разы. Помимо «Талибана» в стране появились десятки других террористических организаций. В том числе и воевавшие в Ираке и Сирии боевики ДАИШ (пресловутого «Исламского государства»).

А если говорить о производстве афганских наркотиков, то его объемы с 2001 года выросли более чем в 40 раз. Это, как говорится, медицинский факт, опровергнуть который никто не может. И хлопот за все эти годы изрядно прибавилось у борцов с наркотрафиком не только в странах постсоветского пространства, но и в Европе, и даже в Китае, где уголовное наказание за наркопреступления, наверное, самое жестокое в мире. Официальные данные соответствующих ведомств самых разных государств с начала нулевых констатируют ежегодное увеличение количества преступлений, связанных с наркотиками.

Напомним, что взявшие власть в Афганистане до американского вторжения талибы ввели смертную казнь за выращивание опийного мака. И это оказалось весьма эффективной мерой. В результате производство афганского героина оказалось под угрозой полного уничтожения. А затем войска США вытеснили их с территорий, где преимущественно произрастает это «чудо-растение».

И вот, по странному совпадению, после этого маковые плантации стали количественно увеличиваться. И еще: в Афганистане стали появляться собственные героиновые фабрики, число которых с тех пор возросло в разы. Соответственно, производство «белой смерти» выросло до гигантских масштабов. Дехкане нашли для себя в этом большую выгоду. И теперь опийный мак растет едва ли не в каждом афганском огороде.

Об этом говорил представитель антинаркотических сил Афганистана Нангиялай Мухсин Задэ во время своего нахождения в Алматы пару лет назад, рассказывая о результатах очередной спецоперации.

«Проблема борьбы с наркотиками не является проблемой одной отдельно взятой страны. Это общемировая проблема, требующая объединения усилий. Мы участвовали в этой операции в качестве наблюдателей. Тем не менее в ходе ее проведения нам удалось изъять более одной тонны наркотиков, в числе которых героин, гашиш. Помимо этого мы изъяли одну тонну химических прекурсо- ров, используемых при изготовлении героина. Нам также удалось ликвидировать лабораторию по производству героина в городе Зарандж провинции Нимруз. Эта провинция граничит с Ираном, куда наркодельцы переправляют наркотики», — сказал он.

Балканский транзит

А теперь о том, с чего мы, собственно, начали. По оценкам экспертов, 90 процентов всего героина, продаваемого в бывших советских республиках, поступает из Афганистана. Доставляют его преимущественно через Таджикистан, откуда он распростра няется по странам Центральной Азии. И далее — через Казахстан в Россию. И дело тут не только в деньгах.

Помимо весьма прибыльного бизнеса наркотики — мощнейшее биологическое оружие. И это, возможно, более весомое объяснение неимоверному росту их производства и распространения. Применение этого оружия влечет за собой двойной эффект — уничтожение противника происходит за счет самого противника.

В этой связи можно вспомнить и Косово. С момента образования этой непризнанной страны и взятия ее под опеку США за ней прочно закрепился неофициальный статус европейского рассадника наркотиков. У сотрудников антинаркотических подразделений Старого Света даже появилось понятие «балканский транзит», по которому из Косово наркотики транспортируют в страны Западной Европы.

Согласно данным, приведенным в европейских СМИ, ежемесячно через руки албанских наркодилеров, проживающих не только в Албании, но и в Косово, проходит от четырех до шести тонн афганского героина. Годовой доход преступных группировок, торгующих «белой смертью», составляет около двух миллиардов долларов. Существуют и официальные данные ООН, согласно которым в Старый Свет, являющийся одним и крупнейших получателей афганского зелья, ежегодно прибывает около 150 тонн героина. 35-40 тонн оседает в России. При этом 75 процентов поставок в Западную Европу контролирует албанская мафия.

Как героин попадает в Косово? Однозначно не гражданскими самолетами или поездами.

Предлагаем вспомнить, как американские военные не хотели уходить из киргизского Манаса. А в Косово есть такие же военные базы Bondstill и Film City. Доступ на такие объекты местным властям строго запрещен.

Обещать не значит жениться

Сегодня наркотики — это не только преступный бизнес. Они стали действенным и весьма эффективным средством в мировой политике. Тот, кто руководит всеми процессами, начиная от их производства и заканчивая поставками нужным реципиентам, решает сразу несколько задач.

Наркобизнес позволяет дестабилизировать не только отдельные страны, но и целые регионы. Огромные доходы, получаемые от него, позволяют втянуть в орбиту своих интересов политические элиты и управлять населением, делая его зависимым от смертельного зелья. А еще под видом борьбы с наркомафией можно оправдывать свое военное присутствие в том или ином регионе и попутно неплохо на этом зарабатывать.

К сожалению, пока победить афганскую наркомафию очень и очень сложно. Практически невозможно. И, наверное, во многом благодаря тем, кто находится в Афганистане непонятно, с какой целью — то ли для противостояния наркотической угрозе, то ли для ее стимулирования.

Вспомним, о чем писал канадский писатель Питер Дэйл Скотт в своей книге «Наркотики, нефть и война: США в Афганистане, Колумбии и Индокитае». Книгу можно легко найти в Сети. Итак: «Наркомафия сегодня превратилась во влиятельный фактор, определяющий ход политических процессов на всех континентах Земли. Раз за разом США используют одну и ту же схему, по которой для ведения войны в том или ином богатом нефтью регионе задействуют потенциал различных союзников, так или иначе связанных с незаконным наркобизнесом». И еще: «Ясно, что в прямом смысле из Афганистана США и НАТО не уйдут».

От себя добавим, что американцы не раз объявляли о выводе своего 132-тысячного военного контингента из Афганистана. Но их военные по сей день покидать эту страну не спешат. Более того, теперь уже официально известно, что американское присутствие в Афганистане сохранится. Об этом свидетельствует «Соглашение о стратегическом партнерстве между США и Афганистаном», согласно которому штатовские военные останутся в стране в качестве консультантов.

Каково же содержание этих консультаций и какой ожидается результат, думаем, большого вопроса не составляет.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру