Но обо всем по порядку. О том, что в отношении некоторых сотрудников Центра психического здоровья инициировано досудебное расследование, мы узнали почти два года назад — в июле 2023-го.
Не подтвердили, но и не опровергли...
Как пояснил наш источник, по подозрению в совершении тяжких преступлений тогда задержали несколько врачей-психиатров данного медицинского учреждения. Как нам стало известно, ДП (Департамент полиции года Алматы) проявил интерес к центру после того, как сотрудники Управления криминальной полиции «поймали» очень важную оперативную информацию о том, что несколько пациентов, возможно, стали жертвами преступников. Затем после проверки — проведения ряда необходимых оперативно-розыскных мероприятий — информация подтвердилась. Надо сказать, что преступники совершили ряд промашек. Кое у кого из потерпевших, чьими квартирами завладели члены банды, были родственники. Было принято решение дать делу зеленый свет, и досудебное расследование инициировали. Причем проводилось оно не по одной и даже не по двум, а по целому букету статей Уголовного кодекса Республики Казахстан.
В августе 2023 года наша редакция направила официальный запрос директору КГП на ПВХ «Центр психического здоровья» УОЗ г. Алматы С.К. Рахменшееву с просьбой дать разъяснение относительно ситуации, сложившейся в центре. В частности, редакцию интересовало, действительно ли некоторые сотрудники центра проходят в качестве подозреваемых и обвиняемых в рамках досудебного расследования, которое проводят сотрудники ДП г. Алматы?
Вскоре мы получили ответ, который приводим полностью.
«01/ 04/ 01 No 893
07.08.23 г.
На ваш запрос от 02.08.2023, поступивший в ГКП на ПХВ «Центр психического здоровья» города Алматы 03.08.2023 вх. номер 01.01-03/01-930 о предоставлении информации относительно досудебного расследования, проводимого Департаментом полиции города Алматы в отношении сотрудников Центра психического здоровья, рассмотрен в порядке упрощенной административной процедуры, предусмотренной статьей 87 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее по тексту АППК).
Руководствуясь статьей 89 АППК, сообщаем следующее:
В соответствии с требованиями части первой статьи 201 УПК РК «данные досудебного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора в том объеме, в каком им будет признано это возможным, если это не противоречит интересам расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов других лиц».
В случае несогласия с данным ответом вы вправе обжаловать его в установленном порядке».
И подпись: С.К. Рахменшеев.
Жертв из числа пациентов подбирали врачи-психиатры
Тем временем расследование шло своим чередом. Подозреваемые и обвиняемые давали показания, в том числе и на тех своих подельников, которых знали лично. (Дело в том, что всех членов организованной преступной группы знали только главари.)
Новые фигуранты, втянутые в орбиту следственных действий, на допросах также не молчали.
Таким образом, пословица «Сколько веревочке ни виться, все равно конец будет» получила свое наглядное подтверждение. Финал наступил, когда в поле зрения следственных органов оказались все 22 фигуранта уголовного дела. Впрочем, здесь было даже не одно дело, а несколько. Но это уже частности. Главное же заключается в том, что следствие постепенно выявило роль каждого отдельного участника организованной преступной группы. И оказалось, что, невзирая на известную поговорку о двух медведях, которые не могут ужиться в одной берлоге, в нашем случае главарей у преступной группы оказалось больше! Точнее сказать, трое. И все они прекрасно ладили между собой.
По мнению следствия, прокуратуры и суда, дирижерами криминального оркестра являлись ничем с виду не примечательная алматинская пенсионерка И., иностранец — гражданин Узбекистана таксист Б., а также бывший борец с преступностью эксучастковый С. Кстати, последний осуществлял связь со своими бывшими коллегами. Например, с участковым инспектором М. (тот ранее служил в Управлении полиции Турксибского района). Бывший участковый просил действующего (естественно, не за спасибо) помочь получить недостающие документы на интересующую преступников недвижимость. Следствию удалось доказать пенсионерке И. создание и руководство организованной преступной группой, мошенничество, подделку документов и убийство.
За все эти «подвиги» она отправилась за решетку на 18 лет. Ее компаньон — иностранный таксист Б., имея аналогичные обвинения, получил на годик меньше. Что же касается третьего лидера преступной группы — бывшего участкового С., то суд отправил его за решетку на 16 лет. Его бывшему коллеге и помощнику М. суд отмерил наказание шесть лет лишения свободы.
Сотрудники Управления криминальной полиции и Следственного управления ДП города Алматы довольно быстро смогли раскрутить этот запутанный клубок из похищений людей, мошенничеств, изготовления поддельных документов и убийств.
В результате действий криминальной группы, как удалось доказать в суде, в категорию потерпевших попали 27 физических лиц и даже одно юридическое — ни больше ни меньше, как акимат города Алматы. Выяснилось, что осужденные с помощью поддельных документов смогли умыкнуть оформленную на акимат недвижимость. Всего же организованной преступной группе доказано 37 криминальных эпизодов.
Не исключено, однако, что их может быть и больше. Как оказалось, в период с 2017 по 2023 год центром криминальной деятельности организованной преступной группы под руководством пенсионерки и таксиста был, прошу прощения за тавтологию, Центр психического здоровья.
Лучшая жертва та, у которой нет родственников
Первым делом преступникам необходимо было найти пациентов, у которых не было бы никакой родни, но зато имелась жилплощадь. Желательно квартиры в Алматы. Выполнение этой важной задачи было возложено на врачей-психиатров. Между прочим, не простых, а заведующих отделениями М. и А. Первую суд приговорил к 10,5 года лишения свободы, а вторая отправится за решетку на шесть лет.
Как установило следствие, они наводили своих подельников на одиноких пациентов центра. И к тому же передавали им препараты, чтобы превратить похищенного человека в безвольное и апатичное существо. Так было легче их караулить, чтобы не сбежали. Необходимо добавить, что супруг завотделения М. гражданин Т. также входил в преступную группу. И не просто входил, а выполнял самую грязную работу: за похищение пациента из Центра психического здоровья, а потом и убийство суд приговорил его к 16 годам лишения свободы. Однако найти одинокого пациента и каким-то образом похитить его — это еще полдела. Жертву киднепинга необходимо было кудато спрятать. Для этого в организованной преступной группе имелась специальная мадам, некая гражданка Т., которая выполняла роль конвоира для похищенных. Наблюдала за ними, контролировала их поведение и при необходимости сообщала своим шефам. За что теперь и поедет в исправительное учреждение на 11 лет. Точно такое же наказание суд вынес и другой участнице преступной группы гражданке О. Она, являясь помощницей частного судебного исполнителя, занималась документами. Точнее, махинациями с ними.
Следствие выявило еще один интересный факт: у городских врачей-психиатров имелась коллега, ранее занимавшая должность заведующей отделением Алматинского областного центра медико-социальной реабилитации и психиатрии. Некая врач Г. Так как она никого не похищала и тем более не убивала, то суд приговорил ее к трем годам лишения свободы.
В преступной группе был еще один любопытный персонаж — ранее судимая за мошенничество гражданка З. В число ее функциональных обязанностей входила подделка документов, с чем она прекрасно справлялась. Суд оценил ее старания в 12 лет лишения свободы.
Но, конечно же, в подобной схеме никак нельзя было обойтись без нотариусов. Их оказалось целых трое — гражданки М. и А. были приговорены судом к шести годам лишения свободы, а их коллега гражданин Ж. — к семи. Был в банде и собственный риелтор — А. Суд пришел к выводу, что степень ее участия в криминальной деятельности организованной преступной группы тянет на семь лет изоляции от общества.
Затесался в ОПГ также судебно-медицинский эксперт К., разменявший на службе уже пятый десяток. Выдавая заключение о причинах смерти одной из жертв, он покривил душой. За это суд приговорил К. к четырем годам лишения свободы.
Остальные осужденные оказались, можно сказать, профессиональными уголовниками. Поэтому украшать своими персонами скамью подсудимых им было не впервой. Ну что тут поделаешь, как говорится, работа мошенника и опасна, и трудна. Приговор — от пяти до семи лет лишения свободы.
В общем, можно сделать вывод, что благодаря усилиям сотрудников Управления криминальной полиции ДП Алматы и городской прокуратуры одной циничной и крайне жестокой преступной группой в Казахстане стало меньше.
Однако кое-какие вопросы все-таки остались. Например, как такое вообще стало возможным? И почему руководство центра не смогло уследить за своими сотрудниками?