Поставят ли единоборства под контроль казахстанской полиции

Обучающиеся единоборствам в будущем могут использовать свои навыки на улице

На официальном сайте МВД РК Polisia.kz 30 ноября 2024 года появилось сообщение о задержании двух охранников одного из алматинских кафе, которые жестоко избили посетителя. Так как 40-летний потерпевший получил весьма серьезные травмы, его пришлось срочно госпитализировать.

Обучающиеся единоборствам в будущем могут использовать свои навыки на улице

Начальник управления полиции Алмалинского района Улан Абулхайыр так прокомментировал данный инцидент: «В ходе досудебного расследования по факту хулиганства установлена вина двух охранников кафе, где потерпевший находился с друзьями. Установлено, что охрана настолько агрессивно отреагировала на просьбу посетителей немного продлить время застолья, что в ход пошли кулаки. Причем работники заведения не реагировали на людей, которые пытались заступиться за избитого мужчину. Оба подозреваемых взяты под стражу».

Кстати, на сайте Polisia.kz было также выложено видео данного избиения. Но предупреждаем — оно не для слабонервных. На нем прекрасно видно, как один из охранников (который в светлых штанах) валит потерпевшего на пол и наносит (уже лежащему (!) удар ногой. Тот, что известен в карате под названием маваши (или маваси) гери. В конце видно, что его напарник куда-то тащит потерпевшего за ногу по полу, а первый секьюрити догоняет и бьет (снова ногой!) жертву в голову.

По движениям охранников можно понять, что они знакомы с ударными единоборствами. Но насколько близко, предстоит выяснить органам следствия.

Спортсмены-неудачники могут стать «спортиками-торпедами»

Сегодня, когда найти любую секцию или спортивный зал для занятий различными единоборствами (от бокса до миксфайта) труда не составляет, количество занимающихся там растет день ото дня.

Одни объявления чего стоят: «Обучаю боевым искусствам», «Путем самураев» или «Бой, как способ самопознания». И большинство желающих почему-то не задаются вопросом: неужели для того, чтобы познать свой внутренний мир, обязательно кого-то бить?

Профессиональный уровень сенсеев тоже оставляет желать лучшего. Например, один из моих знакомых отдал своего 12-летнего сына в школьную секцию джиу-джитсу, где в роли тренера выступал... 60-летний учитель по труду. Начитавшись дешевых книжонок и посмотрев несколько старых голливудских боевиков, он просто решил сделать деньги. Но полицию беспокоят не доходы самозванных сенсеев, а возросшая жестокость налетчиков и хулиганов. Если раньше грабители только отбирали у потерпевших деньги и ценности, то теперь они вполне квалифицированно избивают своих жертв. Также не секрет, что ряды организованных преступных группировок пополняются за счет бывших спортсменов.

Сотрудники полиции называют грабителей с навыками единоборств «спортиками». Понятно, что те, кто не смог добиться серьезных успехов в большом спорте, вполне могут попытаться наверстать упущенное, свернув на криминальную дорожку.

Так, может, стоит просто запретить некоторые особенно жесткие виды?

Между прочим, в начале 80-х годов прошлого столетия руководство СССР и Казахской ССР решило этот вопрос очень жестко и быстро: все секции карате, джиу-джитсу, кунг-фу и ушу были закрыты, а всесильный КГБ начал на энтузиастов настоящую охоту. За видеокассету или потрепанную самиздатовскую книжку гражданин имел все шансы отправиться за решетку. Но, несмотря на тотальную слежку, некоторые секции все-таки продолжали тогда тренировки. Каким образом? Все очень просто: тренеры договаривались с директорами школ и тайно арендовали у них спортзалы. Когда стало совсем туго, перешли на пустующие овощные базы, в цеха и склады. Ученики соблюдали правила строжайшей конспирации. На тренировку они добирались окружными путями, кимоно заменили обычными спортивными костюмами, а родственникам и знакомым пришлось выслушивать байки про группы здоровья и вечерние занятия шахматами. Затем государство ослабило давление, и секции, хотя и полулегально, но все-таки продолжили свою работу.

Второй удар по единоборствам был нанесен в конце 80-х, и секции вновь ушли в подвалы, откуда выбрались лишь после развала Союза. Причем оказалось, что, несмотря на драконовские меры, меньше их не стало. Даже наоборот — количество секций единоборств увеличилось.

По мнению многих ветеранов МВД, процесс обучения единоборствам следует контролировать. Однако спортсмены-профессионалы имеют по этому вопросу диаметрально противоположные взгляды.

Мнения профессионалов разделились

Владислав Кухарский, который являлся руководителем группы по связям с национальными и международными спортивными федерациями Олимпийского комитета Республики Казахстан, еще в 2007 году сказал: «Я считаю, что во всяком деле должен быть порядок, но сейчас вседозволенность породила хаос. В стране появились секции, более всего напоминающие секты. Кто именно тренирует нашу молодежь, кого туда набирают, какую идеологию пропагандируют, неизвестно. Многие тренеры открыто заявляют, что их секции имеют не спортивное, а боевое направление. Во времена СССР такому обучались только сотрудники КГБ, МВД и спецподразделений, главной задачей которых являлась физическая ликвидация противника. Получается, что теперь никому не известные тренеры с сомнительной репутацией обучают наших детей убивать? В итоге из подвалов выходят настоящие боевые машины, в которых не заложен основной файл — мораль. Государству необходимо, наконец, обратить внимание на эту проблему и обеспечить контроль за всеми спортивными секциями. Граждане должны спокойно ходить по улицам нашей страны».

С ним был согласен и кандидат педагогических наук Евгений Спиридонов: «Сегодня многие тренеры преподают своим ученикам только техническую сторону, вопросы морально-нравственного воспитания отошли на второй план, а научно-методического обеспечения катастрофически не хватает. Это одна сторона проблемы. Вторая состоит в коммерциализации спорта.

Тренеров не интересует, кто пришел к ним заниматься, — член преступной группировки, ранее судимый или психически больной человек. Им важно только, чтобы новый ученик исправно платил деньги.

Поэтому молодые люди, обучившись техническим приемам, начинают применять их в повседневной жизни, а любой конфликт решают силовыми методами. Третьей гранью проблемы является то, что многие люди, называющие себя тренерами, сами не получили никакого образования и воспитания.

В лучшем случае это ученики тех энтузиастов-мастеров, которые вышли из подвалов в середине 80-х. В худшем просто дилетанты, прозанимавшиеся годик-другой тем или иным видом единоборств, а потом гордо объявивших себя сенсеями. Но неграмотный тренер не может обучить своих учеников ничему хорошему.

Государству следует не закрывать эти секции, а взять их под контроль и поставить во главе каждой настоящего достойного мастера».

А вот многократный победитель чемпионатов мира и Европы по кикбоксингу, заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер РК Аскар Коханов (к сожалению, 25 октября 2008 года он скончался в больнице после покушения) имел иное мнение: «Тренер — это прежде всего педагог. Он несет ответственность за всех, кого обучает. Кроме преподавания технико-тактических навыков, функциональной и физической выносливости, он обязан воспитать из своих учеников людей с твердыми жизненными позициями.

Каждый начинающий спортсмен переживает два опасных периода. Первый наступает примерно через полгода после начала занятий, когда молодому человеку кажется, будто он уже освоил все премудрости данного вида спорта. Юный спортсмен начинает хвалиться перед своими друзьями силой, резкостью ударов или быстротой реакции. В этот момент молодого человека очень легко увлечь и использовать в негативных целях. Поэтому тренер обязан распознать опасные признаки и не упустить своего ученика. Второй критический период начинается, когда спортсмен уже достиг необходимого уровня и его можно выставлять на соревнования. Но тут остро встает вопрос финансирования: нет денег, чтобы оплатить поездку. Зачем, спрашивается, годами соблюдать режим, ограничивать себя во всем, если в итоге не сможешь выступать на престижных турнирах?!

На этом этапе ломаются очень многие. Избрав криминальный путь, они оправдывают свое решение тем, что им надо зарабатывать деньги.

Чтобы ученик не сломал себе жизнь, опять требуется грамотное вмешательство тренера. Раньше, в советские времена, финансовых проблем, связанных с выездом на соревнования, не существовало, а спорт был массовым. Потом все изменилось. Сейчас потихоньку занятия спортом вновь становятся доступными для многих граждан. Поэтому я против тотального запрета единоборств. К тому же считаю, что проконтролировать все спортивные секции единоборств физически невозможно.

Но ситуацию могут исправить объединение энтузиастов, проведение семинаров, обучение и стимулирование. Тогда можно будет поднять морально-нравственный уровень тренеров, их грамотность и профессионализм».

С его тезисом о невозможности контролирования можно поспорить. Мало кто знает, но большинство секций по рукопашному бою в Казахстане находилось и, видимо, до сих пор находится под неусыпным наблюдением КНБ. Сотрудники комитета интересуются не только профессионализмом тренеров, но главным образом их морально-нравственными качествами. Возможно, поэтому среди задержанных грабителей и хулиганов нет ни одного рукопашника?

Конечно, молодые люди дрались и раньше, но многие из них не изучали тогда боевые единоборства. Поэтому результатом конфликтов являлись лишь разбитые носы, синяки и шишки. Сейчас же дела обстоят намного хуже: поставленный удар профессионала способен привести к тяжелым травмам, а то и к смерти потерпевшего. Но, с другой стороны, поголовный запрет на занятия единоборствами неизбежно приведет к такому же результату, как и в 80-е годы: все опять уйдут в подполье.

Возможно, казахстанским парламентариям стоит изучить проблему безнадзорных секций и клубов боевых единоборств, а затем принять мудрое решение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру