Орудие убийства — обыкновенный булыжник

Об этом преступлении, случившемся в марте 1966 года в районе вокзала Алма-Ата-1, автору рассказывала бывший директор музея ДВД города Алматы Людмила Михайловна Колесникова, к сожалению, ныне покойная...

Орудие убийства — обыкновенный булыжник

Страшная находка

— Обычный мартовский день начинался у дворничихи тети Глаши как обычно — она подметала улицу неподалеку от вокзала Алма-Ата-1, — начала свой рассказ Людмила Михайловна. — Как вдруг увидела дорожку из темных пятен, тянувшуюся за пролом в заборе, который все еще окружал развалины какой-то землянки. Приглядевшись, дворничиха поняла, что это кровь. Пошла вдоль пятен, попала в просторный когда-то двор и ахнула. Прямо на земле она увидела мужчину. Он лежал неподвижно, казалось, просто прилег отдохнуть. Но то, что осталось от половины лица, пятна крови вокруг тела на нерастаявшем еще снегу и неестественно поджатые ноги не оставляли надежды на то, что мужчина жив. Тетя Глаша выронила метлу и, словно внезапно помолодев, стремглав побежала к телефонной будке вызывать милицию.

Следственно-оперативная группа прибыла быстро, и криминалисты со следователем сразу же взялись за тщательный осмотр места обнаружения трупа. Однако кроме убитого с обезображенным от сильного удара лицом и окровавленного тяжелого булыжника ничего не нашли. Потерпевший был одет в светлую рубашку, черные шерстяные брюки и кирзовые сапоги. Верхняя одежда отсутствовала. Лишь в одном из карманов брюк нашли картонный железнодорожный билет, по которому неизвестно кто несколько ко дней назад приехал на поезде сообщением Ташкент — Самарканд.

Оперуполномоченному Сергею Инину его начальник полковник Потапов тогда прямо сказал о том, что ему и его ребятам придется нелегко, так как отталкиваться в расследовании было практически не от чего. Личность убитого неизвестна, как неизвестно и то, местный он или приезжий. Если потерпевший столичный гость, то когда и откуда он приехал в Алма-Ату? И главное — зачем? Кто его убил и каковы мотивы преступника? Была ли это месть, пьяная ссора или грабеж? Ответов на все эти вопросы не было, но капитан Инин прекрасно понимал, что их придется искать именно ему.

Подобно тому, как в театре все начинается с вешалки, расследование преступлений обычно стартует с осмотра места преступления и заключений, выданных экспертами. Сначала криминалисты откатали руки трупа на отпечатки пальцев, чтобы проверить их по базам ранее судимых. Может, получится установить личность потерпевшего... Дактокарты со следами пальцев рук и отпечатками ладоней отправили в соответствующие учреждения.

Затем художник воссоздал обезображенное лицо, его сфотографировали и распространили среди сотрудников милиции города и Алма-Атинской области. Пока ждали ответы на запросы, капитан Инин обходил дом за домом в районе станции Алма-Ата-1 и опрашивал местных жителей. Однако пропавшего молодого мужчину никто из них не опознал.

«Может быть, это вор-гастролер или бродяга? — думал Инин. — Но те обычно переезжают из города в город в товарных вагонах, ночуют где придется, чистотой и аккуратностью в одежде не отличаются. А убитый одет в чистую одежду. Но что нам это дает? Да практически ничего».

Как назло, проверка фотопортрета и изучение отпечатков пальцев тоже ничего не дали.

Лишь на третью неделю расследования появилась первая зацепка. На посланный в Москву запрос пришел ответ, что данные дактилоскопии, присланные из Алма-Аты, полностью соответствуют данным Рашида Алимова, который был приговорен в 1961 году народным судом города Казалинска Кзыл-Ординской области к одному году лишения свободы.

Теперь Инин знал, что делать дальше. Он затребовал следственное дело Алимова и справки. Из Кзыл-Орды быстро пришел ответ. Выяснилось, что после отбывания срока Алимов осел в городе Аральске. Присланные фотографии также не оставляли сомнений в том, что Рашид Алимов и убитый — один и тот же человек. А характерные приметы, указанные в личном деле, лишь подтвердили выводы следствия.

Мечту о море разделить на двоих не получилось

— Дальше капитан Инин сразу же позвонил по телефону в линейный отдел милиции (ЛОМ) станции Аральское море и попросил помощи у местного капитана Снегина, — продолжала свое повествование Людмила Михайловна. — Тот сразу же взялся за работу. Кроме него к оперативно-розыскным действиям подключили сотрудников уголовного розыска города Аральска, а также местных участковых и дружинников.

Но информация, которую получил Инин от Снегина, капитана вовсе не обрадовала. Выяснилось, что Алимов после отбытия срока какое-то время и вправду жил в Аральске и трудился на судоремонтном заводе. Но спустя время взял да и уехал неизвестно куда. Это произошло всего несколько месяцев назад.

«Куда теперь двигаться в расследовании?» — думал Инин. А капитан Снегин тем временем не сидел сложа руки, он старался разузнать все, что только можно о самом Рашиде, его друзьях и интересах. Оказалось, что у молодого человека было немало знакомых. Общительный парень у всех вызывал симпатию. На заводе, где работал Алимов, о нем говорили только хорошее.

Выяснилось, что, отбыв свой срок, он попрощался с прежними уголовными наклонностями и, как говорят, взялся за ум.

На судоремонтный завод часто приезжали работники Аральского пароходства и рыбаки. Все они рассказывали множество разных захватывающих историй о море. Рашиду очень нравилось слушать этих бывалых людей, и он начал мечтать о море. В компаниях Алимов не раз говорил, что хочет поступить в мореходное училище. Он даже отправил запрос в Херсон и начал копить на дорогу деньги, которые складывал на сберегательную книжку. Зарабатывал он прилично, к тому же, по отзывам знакомых, был весьма бережлив.

Капитан Снегин также сообщил, что до осуждения Рашид жил в Самарканде. «Ну вот, еще одна ниточка появилась», — подумал Инин. Ведь в кармане Алимова как раз и нашли билет из Ташкента в Самарканд. Можно было предположить, что до АлмаАты Рашид находился в Самарканде. И еще получалось, что хоть что-то об Алимове могли знать в двух городах — Херсоне и Самарканде. Инин отправил в Херсон запрос, а в Самарканд решил поехать сам.

Очень нескоро и с немалым трудом Инин отыскал в Самарканде людей, которые знали Алимова. Но капитана ждало разочарование — Рашид не появлялся в Самарканде уже три года. Писем от него тоже не было. А по возвращении капитана ждал еще один неприятный сюрприз — милиционеры из Херсона сообщили, что Алимов в их город никогда не приезжал. И вновь возникло множество вопросов, ответов на которые не было. Однако прекращать розыскные мероприятия сотрудники уголовного розыска не собирались. Снегин продолжал искать в Аральске любые крохи информации, работали милиционеры и в Самарканде, и в Кзыл-Орде.

И вот активность и профессионализм Снегина из Аральска принесла новую зацепку для расследования. Оказалось, что в последнее время Алимов познакомился с недавно приехавшим парнем Игорем Петровым. Согласно поднятым паспортным данным, тот был родом из Восточного Казахстана. Почти каждый день после работы их видели вместе. И еще рассказали, что Петров собирался в мореходку вместе с Алимовым. Так что уехали они вдвоем.

«Ну дружил, и что? Как долго они ехали вместе и в каком городе расстались? И где сейчас Петров?» — снова задавал сам себе вопросы капитан Инин. Было ясно, что именно этот Игорь Петров мог бы рассказать о Рашиде Алимове немало интересного. И тут после запроса по месту рождения Игоря пришла любопытная информация от сотрудников милиции Восточно-Казахстанской области и села Макеевки, где родился Игорь. Они сообщили, что после долгого отсутствия он недавно вернулся на свою малую родину. Это произошло как раз в конце марта, буквально спустя несколько дней после обнаружения в Алма-Ате мертвого Алимова. Еще сообщили, что Петров живет непонятно на какие средства. Ведь на работу он не устроился, а сам разъезжает то к родным на рудник, то в геологическую экспедицию к знакомым геологам. «И ни в какую мореходку он не поехал. Да...» — Инин, дочитав информацию, понял, что тут и надо копать.

Друг оказался вдруг

На следующий день Инин был уже в Усть-Каменогорске, а оттуда вместе с местными операми уголовного розыска выехал в Макеевку. Прошло три месяца поисков, но о Петрове оперативники узнали немало: судим, отсидел срок, часто ездит по стране, на одном месте долго не задерживается, от работы всячески уклоняется и практически постоянно нуждается в деньгах. Любитель выпить за чужой счет.

После дополнительных штрихов к портрету Петрова версия нарисовалась сама собой. Ведь Алимов в отличие от Петрова всегда был при деньгах и всегда помогал друзьям. У него с собой были коричневый чемодан, дорогой мужской костюм, часы, хорошее пальто, смена одежды и портсигар. Все это для постоянно нуждавшегося в деньгах Петрова могло представлять интерес.

Инин вошел в дом к подозреваемому и сразу предъявил ордер на арест. Петрова отвели в местный опорный пункт милиции, а в доме провели обыск. Там и нашли портсигар, часы, а также пальто убитого Алимова.

В ходе допроса Петров все рассказал. С Рашидом он познакомился в заводском клубе. Узнал о мечте поступить в мореходку и о том, что у Алимова водятся деньжата. На запрос в мореходку Херсона новые знакомые ответа так и не дождались. Тогда Петров предложил поехать в Алма-Ату, мол, там поработают и подготовятся к экзаменам. Вообще-то, ни в какое мореходное училище Петров не собирался. Он просто жил так, как привык, по формуле «присмотрел жирового клиента, обчистил его и поминай как звали!».

Из Алма-Аты Петров собирался в свою деревню Макеевку, но, чтобы туда добраться, ему нужны были деньги. Поэтому он и решил «обнести» своего «приятеля». Ночью, когда поезд прибыл на станцию Алма-Ата-1, Петров предложил Алимову переночевать у своих знакомых. И якобы повел своего попутчика к ним. Но кривыми переулками. Возле пролома в покосившемся заборе Петров неожиданно ударил Алимова по голове заранее припасенным булыжником. Затем затащил бездыханное тело «друга» во двор полуразвалившийся землянки, забрал вещи и пальто и был таков. Пальто убийца сдал в камеру хранения станции. Оттуда оно попало в один из рабочих кооперативов области, сотрудница которого даже вспомнила, кто его купил. Оперативники изъяли пальто, в его карманах сохранились железнодорожные билеты, которые Петров забыл выбросить.

По результатам проделанной оперативниками Алма-Аты, Аральска, Самарканда, Кзыл-Орды, Усть-Каменогорска работы и предъявленным неопровержимым уликам суд Алма-Аты осудил грабителя и убийцу на длительный срок.

Фамилии действующих лиц изменены по этически соображениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру