Маньяк «павлодарский»
В Павлодаре 15 лет не могли раскрыть убийство, и только недавно правда всплыла наружу. Убийцей признали 39-летнего павлодарца, которого приговорили к тюремному сроку в третий раз.
В 2009 году в возрасте 24 лет мужчина за год совершил три убийства. На протяжении долгих лет правоохранители не могли выйти на его след. За первые два убийства мужчину осудили в 2010 и 2018 годах. То, что он повинен в смерти третьей девушки, доказать не могли.
По версии следствия, она рассталась с жизнью, потому что отказалась от интима с убийцей. За это маньяк задушил ее. Точку в деле поставили в специализированном межрайонном суде Павлодарской области в этом году. Но обо всем по порядку.
В приговоре специализированного межрайонного суда по уголовным делам за 2018 год говорится, что в апреле 2009-го осужденный вместе с двумя знакомыми и девушкой собрались рядом со школой в Восточном микрорайоне Павлодара. Так как была ночь, девушка попросила маньяка (на тот момент — ее молодого человека) проводить ее в кусты. Пока она справляла нужду, между ними завязался неприятный разговор.
Поначалу пара шутила, но затем опьяневшая девушка потеряла словесный контроль и отпустила в адрес парня непристойные выражения. Как бы в шутку она назвала его гомосексуалом, на что он сильно обиделся и решил припугнуть подругу — достал запрятанный в одежде кухонный нож и приставил к горлу пассии. В тот момент его жертва инстинктивно дернулась и таким образом получила серьезное ранение в горло. Хлынула кровь.
Возможно, девушке можно было помочь, но тут преступник смекнул, что пострадавшая может на него заявить, и нанес ей сокрушительный удар в тело. Когда раненая упала, «для верности» он нанес еще 5-6 ударов ножом. Чтобы замести следы, уголовник оттащил труп подруги в кусты, а знакомым из общей компании приказал молчать: иначе потащит их за собой за соучастие.
Это было первое убийство павлодарского маньяка, за которое спустя пару лет он получил первый срок.
В 2009 году осенью он совершил еще одно убийство. Кто стал его очередной жертвой не уточняется, но на следующий год он вновь очутился в колонии.
Третье убийство — смерть девушки на озере — долго оставалось нераскрытым. Но оно до боли напомнило правоохранителям первое преступление маньяка. Летом того рокового 2009 года убийца в компании знакомого и замужней девушки совершили поход к искусственному озеру в Павлодаре. Как водится, была ночь, компания выпивала... В конце концов, тот самый знакомый и натолкнул полицию на верный след, сознавшись в соучастии. Свидетель поведал, что убийца задушил девушку из-за того, что она отказалась вступать с ним в интимные отношения. После того как она перестала дышать, он хладнокровно утопил ее тело. Собутыльник из страха за свою жизнь помог маньяку скинуть труп в озеро.
Погибшую искал ее муж. Скелет его супруги нашли через год в том же озере. Из-за того, что тело успело разложиться, судмедэксперты не смогли определить причину смерти. Пока дело расследовали, «павлодарский маньяк» сидел за другие грехи. Полиция подозревала его в смерти третьей девушки и в целях выведать правду даже подсаживала к нему в камеру подставных личностей, но тщетно.
После того как свидетель происшествия подтвердил показания, мужчину все же задержали. Свою вину он отрицал и буквально перекладывал ее на того самого знакомого. При этом суд, изучив все показания и заключения экспертов, пришел к выводу, что все же в 2009 году обвиняемый совершил в общей сложности три убийства. И его вина в смерти у озера была полностью доказана.
Что больше всего возмущает и удивляет в этой истории — после двух судимостей в 2022 году уголовник освободился условно-досрочно, оставшийся срок заключения ему заменили на ограничение свободы. По новому приговору мужчина получил 12 лет колонии, учитывая предыдущие судимости еще за два убийства, в итоге суд назначил 18 лет колонии.
К слову, о муже, который так долго искал свою жену: маньяка обязали выплатить вдовцу моральный ущерб в два миллиона тенге.
Маньяк «петропавловский»
Второй антигерой новостной повестки — 60-летний житель Петропавловска, который в 90-е годы насиловал и убивал женщин. Зимой этого года его освободили на условии административного надзора сроком на восемь лет до погашения судимости. Теперь вместо мест не столь отдаленных его поместили в центр социальной адаптации Петропавловска.
Как сообщили в ДП СКО, в отношении подучетного суд установил следующие ограничения: запрещено оставлять жилище с 22.00 до 6.00, выезжать за пределы города, употреблять спиртные напитки и наркотики, посещать места досуга. Для контроля установленных требований применено электронное средство слежения (браслет). Местные жители содрогаются: сможет ли «браслет» удержать преступника от рецидива? На его совести более десяти жертв, в том числе маленькая девочка, которую нашли при жутких обстоятельствах. При отработке лесополосы с применением служебно-поисковой собаки сначала обнаружили ранец, а затем присыпанное снегом тело ребенка с проломленной головой и 13 ножевыми ранениями. При этом нож не был его основным орудием. Маньяк сначала ударял своих жертв по голове обухом топора, затем насиловал и грабил.
Жители Петропавловска ждут освобождения маньяка со страхом. Многие предлагают составить петицию о том, чтобы продлить всем маньякам сроки заключения. В городских пабликах в социальных сетях даже появились публикации с советами, как защитить себя и свою семью от нападения.
«Мы уже третий год подряд отправляем ходатайство, что мы категорически против его освобождения. Как вообще можно освобождать таких нелюдей?» — возмутилась дочь одной из пострадавших от маньяка женщин.
После таких историй возникает много вопросов к отечественному законодательству. Даже жертвам семейно-бытового насилия за самооборону иной раз вменяют более весомое наказание, чем человеку, который неоднократно забирал чужие жизни и хладнокровно пытался скрыть свои преступления. Так по какой причине происходят такие перекосы в казахстанских законах?
Почему их отпускают?
Почему кровавые убийцы оказываются на свободе, внятного ответа нет. Причем не только в Казахстане, но и в других странах СНГ. К примеру, в соседней России.
В феврале 2023 года, когда на свободу вышел «скопинский маньяк» Виктор Мохов, общественность задалась тем же вопросом. Напомним, что в 2000 году он заточил в самодельный бункер двух несовершеннолетних девочек и насиловал их. Одна дважды родила от извращенца, а другая, обучаясь по книжкам, принимала у подруги по несчастью роды. Чтобы показать реальное лицо изувера, Ксения Собчак, знаменитая своими репортажами, даже провела интервью с ним. Как и следовало ожидать, в его словах не было ни капли раскаянья. По его поведению можно смело предположить: будь у него еще силы (все-таки возраст дал о себе знать) и не такое повышенное внимание правоохранителей, он бы повторно пошел на подобное преступление.
Освобождение маньяка прокомментировала и депутат Госдумы РФ Светлана Бессараб. В частности, она объяснила, почему таким преступникам не дают пожизненное, чтобы навсегда отгородить их от общества.
«В Госдуме неоднократно поднимался вопрос пожизненных заключений, и он вызывал дискуссии в обществе. Не потому что кто-то сочувствует маньякам и не хочет признавать необходимость максимально возможной меры наказания», — рассуждала Бессараб в беседе с корреспондентом интернет-издания «Подмосковье сегодня».
Депутат объяснила, что отсутствие предусмотренного пожизненного заключения за насильственные действия даже многолетнего характера являются своеобразным стоп-краном для преступника. «В случае если ввести пожизненное заключение, у преступников не будет ограничителя. Так или иначе он будет стараться, что называется, бросить концы в воду, то есть избавиться от жертвы», — считает политик.
По логике депутата Госдумы, если у преступника в случае его поимки будет шанс выйти из тюрьмы через несколько лет, он не будет убивать жертву. Если же все жестокие насильственные преступления будут караться пожизненным, то у маньяков не будет оснований оставлять жертву в живых.
Почему-то депутаты не предположили, что маньяк может мыслить по-другому: если изверг не получит пожизненного заключения, это не значит, что он не убьет. Напротив — изнасилует, убьет, затем выйдет на свободу, чтобы снова убивать. Многолетние наблюдения за серийными преступниками по всему миру показывают, что они не отказываются от своей патологической страсти.
Вполне вероятно, что казахстанские законодатели придерживаются подобного принципа. Вот только действенен ли он?