Бизнес на старости
Дело было в Акмолинской области в селе Зеренда. В 2021 году, когда пожилая женщина скончалась, в очередь на ее пенсию неожиданно встал ее внук. Пока она была жива, он получал выплаты за старушку. Когда ее не стало, он буквально вошел во вкус и продолжил получать пенсию за усопшую родственницу.
Как объяснили в прокуратуре, мужчина завладел ее банковской картой и в целях личного обогащения раз в месяц похищал ее сбережения. Таким образом, он обобрал государство на более чем 4 миллиона тенге.
На днях он получил наказание за содеянное. Зерендинский районный суд признал внука умершей виновным и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении средней безопасности. Также в доход государства с него взыскали сумму общего ущерба.
К сожалению, подобный случай не единственный в своем роде. В 2017 году в Кокшетау внук украл у 82-летней еще живой бабушки остатки пенсии. Ограбленная пенсионерка не растерялась и обратилась за помощью в полицию. Двадцатичетырехлетнего парня задержали. На кражу он пошел, потому что ему не хватало денег на выпивку.
В этом году 11 июля также всплыла история о том, что «помощница» похитила пенсию у пожилой женщины в Карагандинской области. Сотрудники отдела полиции города Сарани задержали 37-летнюю женщину. Она, воспользовавшись доверительными отношениями с 77-летней жительницей города, которой оказывала помощь, через мобильное приложение одного из банков сняла с ее счета поступившую пенсию. Сумма ущерба составила 97 000 тенге. Задержанная дала признательные показания. Теперь она под следствием.
Не защищены деньги пенсионеров даже в специальных учреждениях.
В 2022 году департамент АФМ по Карагандинской области расследовал дело по факту хищения пенсионных выплат и пособий постояльцев дома престарелых.
На содержании социального объекта находятся 90 подопечных, из которых 30 инвалидов и 60 пенсионеров. Так, оперативники задержали руководителя дома престарелых в Карагандинской области и социального работника.
Глядя на такие истории, напрашивается вывод, что пенсионеры не защищены и часто становятся жертвами недобросовестных родственников и «левых» граждан.
Предупреждения тщетны?
В Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ) периодически предупреждают об участившихся случаях телефонного мошенничества и попытках завладеть персональными данными пенсионеров. Что примечательно, происходит это под видом того же фонда.
«В Казахстане активизировались телефонные мошенники, которые представляются сотрудниками фонда и под предлогом «пресечения незаконного перевода пенсионных накоплений», якобы находящихся на транзитном счете, убеждают граждан продиктовать код из СМС-сообщения. Лица, осуществляющие подобные звонки и выдающие себя за работников ЕНПФ, таким образом пытаются совершить противоправные мошеннические действия для хищения их денежных средств с банковских карт. При этом абонентские номера, с которых поступают звонки, зачастую уже не используются их настоящими владельцами и перепродаются иным лицам», — сообщили в фонде.
В ЕНПФ пояснили, что мошенники могут находиться в любой стране мира и часто находят номера телефонов в интернете, например, на сайтах бесплатных объявлений, узнают имя и социальное положение в социальных сетях, мессенджерах и сервисах.
Единственный способ спасти деньги в такой ситуации — игнорировать телефонные «инструкции» мошенников и прерывать разговор, никому не сообщать свои персональные данные, пароли из СМС-сообщений, реквизиты платежных карт, коды и кодовые слова, не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам, а также другим сомнительным источникам, не обращаться к третьим лицам за информацией и проверять ее только на официальном сайте enpf.kz либо официальных страницах фонда в социальных сетях.
«Сотрудники ЕНПФ никогда не просят предоставить данные платежных карт, подтверждающие коды из СМС, пароли от личного кабинета и т.д. Деньги, накопленные на индивидуальных пенсионных счетах, являются собственностью вкладчика и хранятся в ЕНПФ бессрочно. Казахстанская пенсионная система гарантирует сохранность обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в ЕНПФ в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на момент получения права на выплаты», подчеркнули в фонде.
Но, к сожалению, не все пенсионеры даже после многочисленных предупреждений следуют заявленным рекомендациям. Наоборот — очень охотно «завещают» деньги мошенникам.
В мае этого года, доверившись телефонному мошеннику, 78-летняя карагандинка отправила ему 750 000 тенге. Заметив подозрительную транзакцию, сотрудники банка сообщили об этом киберполиции. Когда они наведались к женщине, она бурно на это отреагировала. Сказала, что ее не нужно спасать и она по своей воле подарила мошенникам деньги. Кроме того, заявила киберполицейским, что имеет на это право.
«Это мои деньги! И не кредит. Только в последний раз взяла кредит. А так это лично мои деньги. И почему вы должны интересоваться моими деньгами и я должна писать заявление?» — громко возмущалась пенсионерка в видео-фрагменте, опубликованном полицейскими.
Киберполицейские пояснили ей, что им позвонили из банка и сообщили о подозрительном переводе. На что карагандинка ответила, что банк для того и служит, чтобы отправлять через него деньги. Ей пояснили, что она отправила деньги неизвестным лицам, мошенникам.
«Давайте больше не беспокоиться обо мне. Мои деньги есть мои деньги», — отвергала женщина помощь.
Она еще раз пояснила, что перевела деньги злоумышленникам добровольно. Как потом пояснили киберполицейские, казахстанка все-таки написала заявление о привлечении к ответственности неизвестного, который обокрал ее.
Как спасти пенсию?
Чтобы спасти пенсионеров от аферистов, родственники пытаются ограничить к ним доступ посторонних и постоянно рассказывают о мошеннических схемах. Разумеется, запугивать и запирать пожилых людей не выход. Лучше защищать их от обмана другими способами.
Простые предупреждения, как правило, не работают. Можно рассказать бабушке или дедушке, как может действовать аферист. Как правило, пенсионеры очень внимательно слушают такие истории, но стоит схеме измениться, пожилой человек уже теряется. О таких схемах он прежде не слышал, а значит, думает он, подвоха нет.
Так что, по сути, единственный способ обезопасить близкого человека от злоумышленников — затруднить им работу.
Пенсионер должен знать, что любые просьбы отправить код из сообщения, отправить СМС, ответить на сообщение — уже повод этого не делать. Ведь вместе с банальным сообщением могут утечь ценные активы.
Помимо этого, если пенсионер оформляет в банке карту, можно пойти с ним и привязать ее к отдельному номеру телефона. Перед этим приобрести сим-карту. Можно настроить телефон так, чтобы он принимал сообщения на обе карты, а отвечать можно было с одной — не привязанной к счету. Таким образом доверенное лицо пенсионера тоже будет видеть сомнительные сообщения.
Если мошенники давят на человека по телефону, то стоит понять, что абсолютно любые «розыгрыши» призов, акции, звонки от полиций, госорганов должны автоматически отвергаться. Как мы знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а если у вас просят еще и заплатить за что-то, то деньги, конечно, уйдут, но «сыра» вы не получите.
Даже если вам позвонили с новостью что «сын/дочь» попали в беду, необходимо помнить, что добросовестные сотрудники полиции не станут вымогать деньги и у любой неофициальной помощи отсутствуют гарантии. То же касается и «просьб» принести деньги наличными.
Что еще делают мошенники? Конечно же, приходят в «гости» к пенсионерам под видом различных работников: приносят «компенсации», предлагают проверить газ, окна, вытравить ненавистных насекомых, предлагают скидки на некоторые товары. Надо понимать, что при предоставлении чека на покупку они обманом могут взять у пенсионера его подпись. И, кроме того, если аферист попадет в квартиру, он уже сможет «прикинуть», что именно можно взять у пожилого человека.
Как бы это ни звучало, не стоит наивно полагать, что о пенсионерах кто-то заботится. Если же дом действительно находится в аварийном состоянии и сотрудники ЖКХ реально пришли проверять неисправности, то стоит убедиться, что ваши молодые соседи получают или уже получили точно такую же услугу.
Обычно мошенники наводят справки заранее. Они конкретно знают, что в определенной квартире живет одинокий пенсионер или когда его родственников не бывает дома. Для «страховки» можно повесить над дверью пенсионера даже нерабочую камеру видеонаблюдения, а на дверь — табличку «объект охраняется». Заметив это, любой мошенник не захочет светиться и уж точно не появится на пороге охраняемого дома.