Исследование Numbeo: Казахстан на 75 месте из 146 стран по уровню преступности

Однако радоваться золотой середине, наверное, рановато. Особенно после того потрясения, которое вызвало у большинства казахстанцев кошмарное видео из Павлодара, где один немолодой гражданин хладнокровно перерезал горло другому...

Исследование Numbeo: Казахстан на 75 месте из 146 стран по уровню преступности

В настоящее время подозреваемый задержан, а сотрудники полиции проводят по данному факту следственно-оперативные мероприятия и устанавливают причины преступления. Кстати, по сообщению КазТАГ, до того всего лишь за одни сутки в Акмолинской области произошло сразу два убийства.

Полоснул ножом безо всяких колебаний

К сожалению, подобных преступлений в Казахстане регистрируется немало. Однако это, павлодарское, попало в объектив видеокамеры и явилось достоянием широкой общественности.

Отмечу, что помимо сожаления и сочувствия по поводу жестокой и безвременной смерти потерпевшего эти ужасные кадры вызывают массу вопросов. Например, поражает та бескомпромиссная уверенность, с которой человек вонзает нож в свою жертву.

По какой причине он это сделал? Почему схватился за нож? Можно предположить, что погибший оскорбил подозреваемого. Но и в этом случае зачем было его убивать?

Ветераны МВД говорят, что, конечно, преступники убивали и раньше. Но, по словам бывшего следователя ГУВД города Алматы Владислава Беклемишева, примерно с шестидесятых и до конца восьмидесятых годов прошлого века убийства в Казахской ССР (сейчас — Республика Казахстан), а также в Алма-Ате (Алматы) совершались не часто.

— Но все-таки убийства случались?

— Да, и тогда об этом сразу узнавал весь город. Как, например, о той жуткой ночи 6 ноября 1965 года, когда началась серия убийств алма-атинских водителей такси. Таксисты были так испуганы, что наотрез отказывались выходить в ночную смену.

— Убийц задержали?

— Да, но сначала их разыскивали 162 дня.

— Кем они оказались?

— Местными молодыми алмаатинцами. Борису Яуфману, Владимиру Замирайлову и Алексею Григорову удалось доказать убийство четырех потерпевших. Возможно, что жертв было больше. К тому же эти отморозки, совершая разбойные нападения, искалечили десятки человек. В итоге суд приговорил всех троих к исключительной мере — расстрелу.

— Но были и убийства на бытовой почве?

— Конечно, из них и складывалась львиная доля всех душегубств. В пылу скандала внешне вполне законопослушные граждане отправляли своих недругов на тот свет.

— По причине?..

— Поводом могли послужить ссора во время пьянки, ревность и даже зависть. Но, подчеркну, убийств в советское время было меньше.

— Почему?

— Думаю, в основном потому, что люди в то время относились друг к другу гораздо терпимее. Дело в том, что тогда, на мой взгляд, у людей было больше уверенности в завтрашнем дне.

На убийство способен далеко не каждый

Боец отдельной 459-й роты отряда «Каскад» ГРУ СССР, участник боевых действий в Афганистане Андрей Дмитриенко в данном вопросе разделяет мнение экс-следователя Беклемишева.

— Психическая сфера у человека со здоровой психикой изначально настроена так, чтобы не позволить ему причинить боль другому человеку. Об убийстве я и не говорю! Из-за этого, например, большинство сельских жителей не могут заставить себя даже курицу или барана зарезать. Не говоря уже о крупных животных — коровах или лошадях. Поэтому они и обращаются к специально обученным людям — забойщикам скота, которые могут сделать это быстро и максимально безболезненно для животных.

Подчеркну, речь идет о сельскохозяйственных животных, на которых мы, люди, смотрим с гастрономической точки зрения.

— Но вас ведь готовили именно для убийства людей?

— Не убийства, а ликвидации. И не людей, а врагов.

— Расскажите, где проходила подготовка?

— На базе подготовки спецназа ГРУ СССР в городе Печеры Псковские (под Ленинградом). И подготовка была весьма основательной.

— В чем она заключалась?

— В физической, боевой, технической и психологической подготовке. Бойцы очень часто бегали кроссы, нас заставляли отжиматься на брусьях и подтягиваться на турнике. Мы осваивали все виды стрелкового оружия, изучали приемы рукопашного боя и работу с ножом на чучелах из гофрированного картона.

— Почему из картона?

— Он наиболее точно имитирует сопротивление тела человека при проникновении в него ножа. Кроме того, мы закалывали для кухни свиней и овец. Но, как позже выяснилось, даже такая подготовка не гарантирует, что спец готов ликвидировать противника во время реального боя.

Что же получается, некоторые бойцы спецназа ГРУ, которые, подчеркнем, прошли курс подготовки, не могут ударить ножом человека, а какой-то пожилой житель Павлодара с легкостью режет горло своей жертве?

Может, корни жестокости следует поискать, как говорится, на заре туманной юности?

Кошмарные откровения юных убийц

Несколько лет назад мне случилось посетить специальное учреждение для несовершеннолетних осужденных в Алматы ЛА-155/6. Там вместе с любителями чужой собственности, налетчиками и прочими осужденными тянули срок и юные душегубы.

Я с разрешения руководства учреждения переговорил тогда с тремя осужденными. Меня интересовало, что именно толкнуло их на убийство. Где он, этот спусковой крючок психики? Ни имен, ни фамилий моих визави я, конечно, называть не стану. По этическим соображениям.

Рассказывает житель города Талгара Талгарского района Алматинской области М.

— Мы со старшим братом решили украсть из школы компьютер. Подошли к школе и разбили стекло. Но когда уже собрались влезть в класс, нас задержал сторож. Он спросил, как нам не стыдно так делать.

— Сторож молодой был?

— Нет, пожилой.

— И что вы сделали?

— Брат захватил с собой обрез охотничьего ружья 16-го калибра. Он выстрелил в сторожа, но промахнулся. Тогда мы набросились на него, повалили на землю и стали пинать ногами по голове. И он умер...

— Зачем же вы его убили?

— Потому что испугались, что он нас потом опознает.

— И что произошло в итоге?

— За убийство сторожа нас приговорили к восьми годам лишения свободы.

Рассказывает житель Караганды Е., который в 14 лет убил родную бабушку.

— Из-за чего все произошло?

— Я украл из дома своего отца телевизор, так как мне срочно нужны были деньги. Но в тот момент, когда я выносил его из дома, меня заметила моя бабушка. Она начала ругаться и обещала рассказать отцу о моем поведении. В этот момент я сильно испугался, так как он бы меня обязательно выпорол. И я очень разозлился на бабушку. От злости у меня даже в глазах потемнело.

— Что случилось потом?

— Я схватил медную проволоку, набросился на бабушку и начал ее душить. Она сильно хрипела и дергалась, но потом затихла.

— Она скончалась?

— Да...

— Тебе ее не жалко?

— Очень жалко, сейчас мне очень тяжко все это вспоминать. Бабушка меня любила, дарила мне игрушки и конфеты... Меня приговорили к девяти годам лишения свободы.

Рассказывает житель Алматы П.

— Я просто вступился за моего друга. Мне было 14 лет, я проживал в микрорайоне Аксай-2. Когда мы вечером шли домой, наткнулись на двух нетрезвых мужчин. Один ударил моего друга кулаком по лицу. Ни за что!

— И что ты сделал?

— Нашел на земле камень и врезал мужику по башке. Он сразу же свалился, а я подскочил и продолжал бить его камнем по голове. Суд приговорил меня к 10 годам лишения свободы.

Негативная информация — прививка бесчеловечности?

Психиатр Ирина Геннадьевна Ленская говорит, что корни жестокости кроются в целом комплексе причин.

— Сейчас в сознании многих граждан происходит некое обесценивание человеческой жизни, размываются границы морально-нравственных ориентиров.

— Из-за чего все это началось?

— Во-первых, из-за обилия агрессивной информации. Вместе с познанием мира на детей и взрослых обрушивается волна негатива.

Например, по телевидению или на интернет-сайтах люди видят кошмарные кадры из регионов военных действий. Беда в том, что в последнее время такую информацию стали подавать таким образом, будто это обыкновенные новости, а не ужасные деяния.

— Получается, как некая прививка жестокости?

— Да. Ведь раньше новости, допустим, об авиакатастрофе граждане воспринимали как что-то кошмарное. Некоторые даже так переживали, что у них возникала бессонница. Сегодня же подобную трагедию большинство воспринимает как совершенно будничное происшествие.

И некоторые ранее запрещенные вещи стали общедоступными.

— Какие, например?

— Обсуждение при детях различных преступлений. Раньше взрослые себе такого не позволяли. Теперь же свободно говорят об убийствах, похищении людей и насилии в отношении несовершеннолетних. Подобное может сформировать у неподготовленных людей мнение, что в этих преступлениях нет ничего ужасного. Вроде, подумаешь, убийца или педофил, вон как их много вокруг!

— Что еще наносит вред нашей психике?

— Негативные реакции у взрослых и особенно у детей формируют некоторые компьютерные игры. Все эти виртуальные взрывы и убийства на мониторе заставляют игрока думать, что это все ненастоящее.

— Но ведь так оно и есть?

— Проблема кроется в том, что возникает подмена понятий, и человек постепенно начинает воспринимать реальность как игру.

Но все эти жестокие игры и негативная информация действуют на многих словно прививка от человечности.

Если кто-то начинает ощущать себя загнанным в угол и при этом не может адаптироваться к реальности, он может увидеть решение своих проблем в насилии над другими людьми. Вплоть до физического уничтожения неугодных. Этого ни в коем случае нельзя допустить!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру