Казахская ССР: киднеппинг №2

Термин означает не только похищение детей

Второй случай похищения человека с целью выкупа в Казахской ССР произошел в 1987 году: жертвой уголовников стал девятилетний Тимур Сарсенов. Что касается первого факта, о нем «МК» в Казахстане» писал в No 37 (1245) от 20 — 26 сентября 2023 года.

Термин означает не только похищение детей

Генерал-майор полиции Амантай Акрамович Аубакиров, который в настоящее время является первым заместителем председателя Комитета административной полиции МВД РК, так охарактеризовал данный вид преступлений: «Слово «киднеппинг» переводится как «кража детей». В криминалистике его начали использовать лишь после того, как у знаменитого американского летчика Чарльза Линдберга неизвестные похитили 1,5-годовалого сына. Позже рамки понятия были расширены, и сейчас киднеппингом называют также и похищение взрослых. Самое страшное заключается в том, что независимо от того, выплатят родственники похитителям выкуп или нет, свои жертвы киднепперы в живых обычно не оставляют».

Приманкой выступили щенки овчарки, которых не было

Несколько лет назад мы встретились с самим Тимуром Сарсеновым, и вот что он рассказал: «Тогда я учился в алма-атинской средней школе No 39. Она располагалась в районе перекрестка улицы Комсомольская (сейчас Толе би) и проспекта Мира (Желтоксан). Был февраль 1987 года, но на улице было довольно тепло. С занятий я возвращался вместе с моим приятелем Денисом Потаповым. И в тот момент, когда мы проходили рядом с магазином «Детский мир», к нам подошли два незнакомых дядьки. Спросили, нужны ли нам щенки овчарки! Я давно хотел собаку и поэтому ответил, что очень нужны. Тогда один из незнакомцев пригласил нас сесть в припаркованную на обочине машину «Жигули» темного цвета. Несмотря на то, что мой друг Денис пытался меня остановить, я не послушал его и сел в машину. И мы куда-то поехали. Незнакомцы спросили, где и кем работают мои родители. Я сказал. Потом меня попросили назвать номер домашнего телефона. Я назвал. Меня из Алма-Аты отвезли за город, в какую-то сельскую местность, и на ночь закрыли в холодном сарае. Утром эти мужчины снова усадили меня в машину и отвезли в чистое поле. Там я увидел лишь трубы теплоцентрали. Незнакомцы вытащили шприц и сделали мне укол. Какой именно препарат они мне ввели, я не знаю, но сразу же потерял сознание. Что было дальше, точно сказать не могу. Эпизодически сознание ко мне возвращалось. И тогда перед моими глазами появлялся какой-то красный цвет. Что это было, я осознал уже после того, как меня нашли и спасли. Как оказалось, преступники закрыли мне глаза моей собственной спортивной шапкой красного цвета.

Рассказывает ветеран МВД, бывший начальник отдела уголовного розыска по борьбе с кражами и угонами автотранспорта ГУВД Алма-Аты Владимир Анатольевич Балыбердин: «Первой тревогу забила бабушка Тимура. Не дождавшись внука из школы, женщина пошла к одному из его одноклассников. Но тот ничего не знал. Осознав, что внук исчез, словно по волшебству, женщина побежала домой и принялась звонить сыну — отцу Тимура. Узнав о случившемся, тот уже спустя семь минут примчался домой. Отец побежал в школу, обошел все находившееся рядом магазины, обзвонил всех одноклассников. Но все без толку. Не успел мужчина вернуться в квартиру, как зазвонил домашний телефон. Отец Тимура схватил трубку и услышал голос сына. Тот успел сказать только, что это он — Тимур, как в трубке послышался грубый мужской голос. Незнакомец заявил, что если отец хочет, чтобы его сынок остался в живых, то должен привезти 15 тысяч рублей. А в милицию, мол, сообщать не стоит. Потрясенный мужчина сообщил обо всем своему руководству и супруге. Та приехала домой вся в слезах. Беда в том, что такой огромной суммы у семьи не было, да и собрать деньги они не могли. Правда, коллеги отца и матери Тимура сразу же начали собирать требуемую сумму. Но так как для выкупа денег было явно недостаточно, родители мальчика обратились в милицию. 24 февраля в 19 часов 40 минут отец Тимура позвонил в дежурную часть Советского (сейчас Алмалинский) РОВД и заявил, что его девятилетний сын похищен неизвестными, которые требуют выкуп».

Сигнал отцу Тимура — белая тряпка

Рассказывает подполковник милиции в отставке Василий Константинович Радаев: «В то время я был капитаном милиции. Спустя 20 минут после звонка отца была создана оперативно-следственная группа. Общее руководство взял на себя министр внутренних дел Казахской ССР генерал-лейтенант Князев, а штабом командовал начальник УУР (Управления уголовного розыска) МВД республики полковник милиции Артеменко. Работу опергруппы координировал начальник УУР УВД Алма-Аты, легенда розыска подполковник милиции Николай Георгиевич Грицевич. В первую очередь наши сотрудники принялись изучать контакты семьи Сарсеновых — родных и знакомых. Проверка показала, что никто из них не имеет к этому преступлению никакого отношения. И в этот момент Николай Грицевич высказал предположение, что преступники похитили случайного мальчишку. Как выяснилось позже, так оно и было. Киднепперы позвонили в квартиру родителей Тимура в половине четвертого дня 25 февраля. Они потребовали, чтобы отец мальчика — Юрий Сарсенов — в 18.30 сел в свой автомобиль и ждал их во дворе дома. Позже они опять позвонили и сказали его супруге Ларисе, чтобы Юрий прибыл к железнодорожному вокзалу Алма-Ата-1. Оттуда мужчина по телефону-автомату должен был связаться с домом, чтобы узнать, что ему делать дальше. Отцу ребенка полагалось привезти 15 тысяч рублей и оставить деньги в ячейке No 373 камеры хранения на вокзале. Код от нее — А000. Похитители обещали оставить в ячейке записку с указанием места, где находится Тимур. Но так как Юрий Сарсенов записки не обнаружил, то и деньги оставлять не стал. Следует уточнить, что деньги для выкупа были собраны благодаря родственникам, друзьям и просто неравнодушным алма-атинцам. Увидев, что денег в ячейке камеры хранения нет, киднепперы сначала впали в бешенство и пригрозили отцу расправиться с ребенком. Однако потом успокоились и приказали Юрию ехать по улице Пастера (сейчас Макатаева) на восток. Не доезжая до реки Весновка (сейчас Есентай), на обочине будет лежать белая тряпка. Юрию следует положить под нее пакет с деньгами и уезжать. А Тимура, мол, они вернут позже. Узнав о новом плане преступников, руководство направило несколько опергрупп к указанному месту. Район возле Весновки был блокирован со всех сторон.

Первым из милиционеров эту тряпку нашел начальник отделения УР майор Греков. Отец Тимура накрыл ею пакет с купюрами и покинул место передачи. В этот момент два молодых парня предложили техничке Алма-Атинской кондитерской фабрики Коробковой за смешную сумму принести с улицы пакет. Она согласилась. Похитители даже не предполагали, что их личности уже известны милиционерам благодаря второму звонку в квартиру Сарсеновых. Так как киднепперы звонили прямо из своего дома, сотрудникам городской автоматической телефонной станции не составляло большого труда выяснить их фамилии. Однако преступники — братья Снопковы, слесари спорткомплекса «Медео», ранее судимые наркоманы, — тешили себя мыслью, что все идет по плану».

Где ребенок?!

— Гражданка Коробкова забрала пакет в 21 минуту первого ночи, и тут, как назло, во всей Алма-Ате... вырубился свет! — продолжает Василий Радаев. — Понятно, что в темноте преступники могли легко скрыться! Я прекрасно помню, как майор Владимир Анатольевич Балыбердин вскипел и предложил эту женщину задержать на месте. Конечно, мы рисковали, но если бы похитители ушли, то мы никогда не нашли бы мальчика. Техничку Коробкову взяли. Николай Грицевич принялся допрашивать ее прямо в служебном авто. Она хоть и была сильно напугана, внешность подозреваемых описала точно. Тут выяснилось, что один из них бродит неподалеку. На него надели наручники и отвезли в отдел. Это был младший из братьев – Виктор. Давать показания он отказался наотрез. Но мы нашли водителя такси, который подвозил братьев по улице Пастера к речке. По словам таксиста, с ними была некая Ольга. Как вскоре выяснилось, она являлась женой старшего из братьев – Анатолия. Ее быстро разыскали и привезли в отдел. Ольга созналась, что ее супруг с братом похитил ребенка. Но где они его прячут, женщина точно не знала. Вроде бы в Каскеленском (сейчас Карасайский) районе Алматинской области возле села Дружба. Самое страшное, что ни в жилище, ни даже в сарае, а в зарослях камыша! И это когда на дворе зима — февраль! Дорога была каждая секунда — мальчик мог замерзнуть насмерть. Поэтому мы начали «колоть» задержанного братца без всяких сантиментов. В итоге Виктор согласился поехать с нами и показать место, где они спрятали ребенка. Но когда мы прибыли в поселок Дружба, оказалось, что этот наркоман позабыл, где именно! Пришлось быстро начинать прочесывание территории рядом с поселком. В операции участвовали военнослужащие срочной службы трех воинских подразделений, оперативники УВД Алма-Аты и сотрудники ГАИ. Был даже один вертолет, который нам на помощь прислал дивизион управления ГАИ МВД Казахской ССР. Но мальчика нигде не было!

Скажу честно, мы, опера, даже не подходили к этому Виктору. Опасались, что сорвемся и прикончим его. И тут нам улыбнулась удача! Когда в очередной раз давали круг по камышовым зарослям, услышали очень слабый стон. То, что я увидел, никогда не забуду: маленький мальчик лежал в промерзшей насквозь ледяной каше. Сверху эти нелюди прикрыли его толем. Похитители накрепко связали запястья ребенка жестким шнуром. Он хрипло шептал: «Воды, воды, пить...».

— Я, кажется, тогда был без сознания, похитители ввели мне какой-то препарат, — вспоминает Тимур Сарсенов. — Наверное, снотворное. Я пролежал в ледяной воде больше двух суток. Помню, как высокий мужчина, который меня и нашел (это уже потом мне сказали, что его зовут Василий Константинович Радаев), тут же скинул с себя куртку и завернул меня в нее. Потом развязали руки и доставили городскую больницу No 7. Оттуда потом перевели в детскую горбольницу No 1 на улице Чапаева (сейчас Манаса). Поставили диагноз — дистрофия, ушибы и повреждения кистей рук. Оказалось, что шнур нарушил кровоснабжение кистей рук и повредил суставы. Но, спасибо врачам, за тот месяц, что я пролежал в больнице, меня полностью вылечили. В настоящее время я совершенно здоров.

В заключение Владимир Анатольевич Балыбердин рассказал, что старшего брата — Анатолия — задержали чуть позже, он прятался в зарослях на берегу реки Или.

Городской суд Алма-Аты приговорил братьев Снопковых к 10 годам лишения свободы. Но на волю они не вышли. Узнав, что братья похитили девятилетнего мальчика, который едва не умер от обморожения, осужденные жестоко расправились с обоими. Советский и российский писатель Аркадий Вайнер приехал в Алма-Ату, где долго общался с Тимуром Сарсеновым и его спасителями. По мотивам этого преступления он написал сценарий к фильму «Нелюдь». Необходимо отметить, что именно из-за похищения ребенка в Уголовный кодекс Казахской ССР внесли существенную поправку: срок за похищение человека с трех лет лишения свободы был увеличен до 15.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру