Казахстан ушел под воду

Поздно бить в набат, если реки уже вышли из берегов

Страна переживает одно из крупнейших бедствий за последние 30 лет. Можно ли было избежать паводкового затопления или хотя бы минимизировать масштабы последствий?

Поздно бить в набат, если реки уже вышли из берегов

Авось не прошел

В конце прошлого месяца, 26 марта, «Казгидромет» выпустил штормовое предупреждение по территории Казахстана. Синоптики предупредили, что в Актюбинской, Костанайской, Абайской и Восточно-Казахстанской областях возможны паводки.

«В период с 26 по 29 марта по Костанайской области в связи с прогнозом положительных температур воздуха (ночью до +2, днем +5, +13 градусов по Цельсию), выпадением осадков преимущественно в виде дождя ожидаются интенсивное снеготаяние и формирование талого стока, ослабление ледового режима и подъемы уровней воды на реках области. При этом возможны разливы и подтопления автодорог, жилых населенных пунктов и хозяйственных построек талыми водами», — сообщил тогда «Казгидромет». Аналогичные предупреждения, но с поправкой на температуру были спрогнозированы и по остальным областям. Чиновники местного значения тут же отчитались, что все противопаводковые работы проведены, к стихии готовы и волноваться как бы не о чем.

Сами паводки как явление в указанных регионах не новость. О том, что реки по весне выходят из берегов, местные жители знали. Предполагали, что обойдется и пройдет на авось и чиновники, в чьи обязанности входит контроль над проведением комплекса превентивных мер. На них, к слову, из госбюджетных средств ежегодно выделяются немалые суммы.

Прогноз синоптиков сбылся, и по всей стране прошло обильное выпадение осадков преимущественно виде дождя, а температурный режим ушел в уверенный плюс. Достаточно быстро стало очевидно, что контролировать направление движения воды оказалось невозможно. Уже ночью 26 марта МЧС начало проводить первые аварийно-спасательные работы, которые потребовались жителям Исатайского района Атырауской области. В последующие двое суток ситуация ухудшилась, а география спасательных работ увеличилась в разы. По состоянию на 28 марта из паводкоопасных зон спасли и эвакуировали 1431 человека. Уже тогда в аварийно-спасательных работах было задействовано около 4000 человек и 1300 средств техники МЧС, МВД, МИО, включая воздушные суда МЧС, МО, КНБ. Объявлена ЧС природного характера в ряде районов, а позже — и областей Казахстана.

По мнению экспертов, одной из причин, приведших к чрезвычайной ситуации, являются нетипичные погодные условия минувшей зимы.

«Действительно, половодье в этом году необычное. На мой взгляд, такая ситуация произошла из-за изменения климата. В этом году во многих регионах страны, где сейчас наблюдаются масштабные наводнения, снег выпадал достаточно поздно. Основной пик его пришелся на январь и февраль. Соответственно, земля достаточно промерзла. Даже больше, чем нужно. И сейчас, когда наступила резкая оттепель, получилось так, что воде просто некуда идти», — предположил Аманбек Рамазанов, специалист в области водного хозяйства.

Но можно ли минувшую зиму назвать аномально холодной? Конечно же, нет. Как и оттепель вроде бы не стала чересчур ранней. Она пришла в то же время, что и в прошлом году. Но другие эксперты убеждены в обратном, называя главными причинами вовсе не погодные условия или изменение климата, а пресловутый человеческий фактор.

Пришла откуда не ждали

Кандидат технических наук, инженер-гидротехник Аскар Абиров считает, что проблема кроется в отсутствии четких инструкций для подготовки к паводкам. По его словам, в стране нет исследовательских работ, которые могли бы помочь минимизировать риски.

«Мы говорим о паводках, которые происходят ежегодно. Наверное, акимы городов и районов в какой-то степени были готовы. Но проблема в том, что инструкции, как готовиться к паводкам, у них нет. Конечно, написать ее будет сложно, потому что для этого нужно провести целый комплекс работ: аналитика, топографическая съемка, геодезия, гидротехнические работы. Я так понимаю, что данные о паводках никогда не фиксировали и не анализировали. Паводок прошел, а откуда вода пришла, куда она ушла, что сделали, где лучше ставить защиту... Таких данных нет, поэтому непонятно, как на местном уровне они могли сами с этим справиться», — говорит он.

По его словам, в Канаде и Северной Америке, где схожий климат, подобные планы действий разработаны уже давно. В Казахстане же система управления водными ресурсами долгие годы находилась в подчиненном положении, что значительно ограничивало возможности экспертов на местах.

«Паводки всегда были, но в советские годы масштабы бедствий были меньше. В колхозах был план ежегодных мероприятий по дренажу, очистке и прочие меры для предупреждения. Техника была, в штате имелись гидротехники. С приходом рыночной экономики на месте колхозов появились фермерские хозяйства, и держать в штате гидротехника для них накладно. На местном уровне тоже нет специалистов, которые могли бы давать рекомендации: что делать, как делать, где делать. Если масштабно смотреть, то, на мой взгляд, в этом проблема», — добавил ученый.

Пример борьбы с паводками в период Советского Союза действительно хорош, ведь, даже имея менее продвинутые технологии, чем сейчас, тогда удавалось всю мощь стихии довольно быстро укротить. В частности, на большей части Казахстана раньше существовала практика строительства небольших дамб для лиманного орошения (глубокое одноразовое весеннее увлажнение почвы водами местного стока. — Ред.). Воду на орошаемой площади — лимане — удерживали системой валов и дамб. Излишки ее сбрасывали через водоспуски. Лиманы строились двух типов — простые и ярусные. Простые представляли собой небольшие валы высотой около 25-30 сантиметров, но были и более крупные при ярусной схеме, когда несколько ярусов дамб или валов выстраивали в одну экосистему. Там высота барьеров достигала полутора метров.

То есть подготовка к весенним паводкам проводилась еще осенью, а обильное половодье было фермерам лишь на руку, а не во вред. Сейчас же эта практика утеряна, и вместо того, чтобы рационально использовать «лишнюю» воду, казахстанцы вынуждены весной спасаться от подтопления, а летом страдать из-за недостатка той же воды для орошения.

Но вернемся к заявлениям официальных лиц, которые также остановились на более удобной версии о промерзании почвы и прочих «неожиданностях». Так, на брифинге, прошедшем в Правительстве 2 апреля, вице-министр по ЧС Бауыржан Сыздыков заявил, что в этом году вода пришла оттуда, откуда ее не ждали.

«На сегодняшний день результат показывает, что на самом деле силы и средства были готовы. И хочу обратить внимание на то, что в 11 регионах, где проживает свыше 45 000 человек, в 46 населенных пунктах паводок был предупрежден. Что касается пяти областей, где подтопления проходят, здесь, если вы обратили внимание, вода приходит не из рек, а со степи, то есть, если честно так признаться, — оттуда, откуда воду не ждали. То есть со степи вода пришла. Все паводковые ситуации, которые до этого происходили, были связаны именно с регулированием рек. То есть, где есть водохранилища, техсооружения. Это климат. Если помните, теплая погода была, а до наступления морозов в начале зимы везде тепло было, и везде дождь шел. И в итоге промерзлость земли намного выше, и вода, которая сейчас тает в степи, просто идет, как по клеенке», — сказал Сыздыков.

Помощь будет всем

В конце прошлой недели, 6 апреля, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к казахстанцам по поводу паводков, подчеркнув, что всем пострадавшим будет оказана помощь. «Дорогие соотечественники! Обращаюсь к вам в связи с тяжелой ситуацией с весенними паводками после обильного снеготаяния. Произошла природная катастрофа, равной которой не было многие годы. Возможно, это самое крупное бедствие по своим масштабам и последствиям за последние 80 с лишним лет «...». После моей критики и указаний Правительство активизировало усилия по уменьшению последствий наводнения и принимает соответствующие меры «...». Ситуация тяжелая, но отчаиваться не следует. Мы эту ситуацию исправим. Главное — не допустить человеческих жертв. Обращаясь к гражданам, пострадавшим от наводнения, хочу заявить: ни один из вас не останется без внимания государства. Всем вам будет оказана финансовая и другая необходимая помощь. Все ваши материальные потери будут компенсированы. Мы должны извлечь все уроки из этих масштабных паводков. Их немало, начиная от недостатков в организационных мерах предупреждения природных катаклизмов, дефицита кадров водников и заканчивая нашим пренебрежительным отношением к природе», — говорится в обращении.

На момент подготовки материала оставались подтопленными 3702 частных жилых дома, 562 дворовые территории, 1822 дачных дома и 73 здания различного предназначения. Также зафиксированы 155 переливов автодорог. Спасены и эвакуированы свыше 76 000 человек, из них 18 000 детей. Двое числятся пропавшими без вести. В пунктах временного размещения находятся 14 430 человек, из них 7216 детей, 69 000 сельскохозяйственных животных отогнаны на безопасное расстояние. На контроле находятся 88 размывов автодорог, из них четыре моста и 83 дорожных полотна. Без транспортного сообщения остается 61 населенный пункт.

Нынешняя приточность воды в водохранилищах — крупнейшая с 1980-х годов. Паводок привел к гибели скота: по оперативным данным, в семи регионах республики количество павших сельхозживотных составило 5711 голов, в том числе КРС — 1137, МРС — 4051, лошадей — 457 и других сельхозживотных. Сегодня утилизированы 1013 голов, в том числе КРС — 133, МРС — 809, лошадей — 64.

Вода, конечно, уйдет. Это лишь вопрос времени. Дальше наверняка будет проведена большая работа над ошибками, и здесь главное, чтобы усилия тратились не на то, чтобы «найти виновного», а на то, чтобы сделать соответствующие выводы. Будет реанимирована практика СССР или интегрирована новая — не важно. Главное, чтобы работа была выполнена не на бумаге, а в поле. В прямом и переносном смысле.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру