Украденные деньги – в собачьей будке

Одним вовсе не прекрасным осенним утром 1974 года сотрудники автобазы в Уральской области не смогли получить зарплату: неизвестные похитили сейф с деньгами.

О расследовании этого уголовного дела рассказывает капитан милиции в отставке Рамиль Нигматуллин.

Украденные деньги – в собачьей будке

Ни сейфа, ни денег

— О том, что в тот день они зарплаты не получат, работники узнали не сразу, а лишь после прихода ответственного лица — кассира Ирины Краснорылкиной, — приступил к рассказу пенсионер МВД.

— Как она отреагировала на отсутствие несгораемого шкафа?

— Она открыла дверь служебного помещения кассы, вошла внутрь и собралась было отпереть несгораемый шкаф. Но когда повернулась — застыла: железного шкафа, который работники автобазы уважительно именовали сейфом, на месте не оказалось! Соответственно, не было и денег — заработной платы работников. Немного придя в себя от первого шока, кассир подняла крик. Затем позвонила в РОВД и заявила о краже оперативному дежурному.

Через полтора часа на место преступления прибыли целых две оперативно-следственных группы. Из местного РОВД и УВД Уральской (сейчас — Западно-Казахстанская) области.

— Почему сразу две?

— Потому что случай не обычный — обворована автобаза! Это не рядовая кража личного имущества, предусмотренная статьей 132 УК Казахской ССР, а гораздо более серьезная статья, кажется, 77 УК Казахской ССР — хищение государственного имущества. Поэтому из УВД прислали опытных оперативников и следователя, а сотрудники РОВД им помогали. Осуществляли оперативную поддержку — опрашивали граждан и т.д. Но сначала местные милиционеры организовали оцепление места преступления.

Оперативно-следственную группу из УВД Уральской области возглавил старший следователь майор Николай Тучков. Бегло осмотрев двор предприятия, он раздраженно заявил, что тут не только сейф с деньгами, но и все руководство автобазы похитить можно: территория была очень сильно захламлена. Повсюду валялись какие-то деревяшки, обрывки проволоки старые резиновые покрышки. «Форменный бардак!» — заявил следователь и отправился дальше. По соседству с помещением кассы, располагался кабинет начальника отдела кадров Коренева. Но он заявил, что когда утром пришел на работу, то ничего подозрительного не заметил

— А у кого был ключ от помещения администрации автобазы?

— Как раз у Коренева, так как он жил поблизости и всегда приходил на предприятие первым.

— Сколько денег было в несгораемом шкафу?

— Кассир Краснорылкина сказала, что 65 тысяч рублей и 78 копеек. Кроме того, там же хранились водительские права и трудовые книжки работников предприятия.

— Но куда же смотрел сторож автобазы?

— На этот вопрос старшего следователя начальник отдела кадров ответил, что никакого сторожа на автобазе... вообще не было!

В ответ майор только громко присвистнул, а потом тихо прошипел, что за такую халатность кому-то из руководства предприятия придется ответить.

— Каким образом преступники проникли в контору и в помещение кассы?

— Обе двери аккуратно открыли ключами. Кстати, в нижней части двери кассы криминалист нашел несколько глубоких царапин. Возможно, они появились, когда вытаскивали сейф.

— Какие-то мелочи удалось обнаружить?

— Прямо возле входа в контору криминалисты отыскали несколько глубоких вдавленных следов. Вероятно, здесь преступники выдохлись и опустили тяжелую ношу на землю. После чего погрузили сейф на грузовую машину и увезли в неизвестном направлении. Однако следы от протекторов шин автомобиля преступников успели закатать грузовики. По словам кассира и остальных опрошенных служащих автобазы, несгораемый шкаф был очень тяжелым. И вытащить его на улицу могли лишь пять или шесть человек. Как оказалось, у воров были ключи и от входной двери в контору. И после того, как похитители вынесли несгораемый шкаф из здания, они опять закрыли двери кассы и здания администрации. По этой причине поначалу никто даже не заметил кражи.

Все эти детали позволили милиционерам заподозрить в преступлении работников автобазы. И еще. Похитители были точно осведомлены о наличии в сейфе крупной суммы денег.

— Значит, деньги украли местные, а наводчик — кто-то из сотрудников предприятия?

— Да, следствие пришло к выводу, что преступники или раньше здесь трудились, или же продолжают работать до сих пор. По мнению старшего следователя Тучкова, прежде всего, надо было очертить круг тех, кто мог знать, что деньги получены и на ночь оставлены в кассе. Затем проверить все автомашины и всех ранее судимых работников автобазы.

Задержанные сознаваться не собирались

— Допрашивали всех?

— Конечно, этим занимались старший оперуполномоченный уголовного розыска УВД Уральской области капитан Макаров и оперативник местного РОВД лейтенант Калиев.

Кассирша Краснорылкина во время допроса припомнила, что, получая в госбанке деньги, она заметила там шофера автобазы Мокрицына. Причем не одного, а с какимто незнакомым мужчиной. И еще женщина сказала, будто о деньгах в кассе знал некий Кошкин. Тот заходил накануне кражи и спрашивал, когда будет зарплата. Вроде он увольнялся, и ему нужен был расчет. Кассир ответила Кошкину, что он может прийти за деньгами завтра. Ее показания позволили следствию заподозрить Мокрицына и Кошкина в соучастии. Навестив Кошкина, оперативники РОВД провели у него обыск и обнаружили чистые бланки путевых листов и справок. Причем на всех листах внизу стояли печати автобазы. По утверждению кассира, такие же хранились в украденном сейфе. Кошкина задержали, но признаваться он не торопился.

Один из местных жителей вспомнил, что в третьей бригаде расположенного поблизости совхоза работают два приятеля-скотника — Рыков и Никитин. И вроде бы ночью оба отсутствовали на рабочих местах. Зато под утро явились пьяные и очень довольные. Приятелей задержали. На допросе они, путаясь, сообщили, будто бы ходили ночью к путевому обходчику и распивали с ним спиртное. Позже выяснилось, что к похищению сейфа они никакого отношения не имели. Что же касается вранья на допросе, причиной оказался визит в женское общежитие. Они приставали там к девушкам и очень не хотели, чтобы их за это привлекли. Обоим выписали штраф за мелкое хулиганство и отпустили по домам. Но Рыков вдруг заявил, что видел Мокрицына с Кошкиным. По словам скотника, он сам слышал, как Кошкин бахвалился, будто бы знает, кто выкрал несгораемый шкаф. И сам якобы тоже был в доле. Любопытно, что Мокрицын на допросе подтвердил показания Рыкова. Он пояснил, что не рассказал о словах своего приятеля Кошкина, так как не поверил ему. «Кошкин — трепло!» — безапелляционно заявил Мокрицын следователю. Однако Кошкин категорически все отрицал.

Обо всем знала... собака

— Получается, расследование забуксовало?

— Да, время шло, опера прочесывали окрестности и допрашивали местных жителей, но толку не было. Ни сейфа, ни денег...

В этот момент старшему следователю пришла анонимка. Таинственный доброжелатель сообщал, что некий водитель автобазы Мишка работает на грузовике ГАЗ-51. Этот шофер вместе с приятелем Васькой в последнее время начал сорить деньгами.

И вот совпадение — двое оперативников РОВД во время проверки автотранспорта предприятия обнаружили ГАЗ-51 со сколотым бортом. Как будто его повредили во время погрузки чего-то твердого и тяжелого. Водителя задержали, им оказался тот самый Мишка — Михаил Кабанов, а его другом был автомеханик предприятия Василий Борисов.

К жилищу Мишки майор Тучков отправился с оперативником Макаровым и лейтенантом Калиевым. Осмотрев в присутствии понятых двор, постройки и сам дом, они не нашли ничего подозрительного. Лейтенант Калиев, открыв крышку погреба, увидел там мешки с картошкой и банки с солениями. Он принялся развязывать мешки и высыпать из них картошку. И вместе с картофелинами из одного мешка выпала хозяйственная сумка. В ней, завернутые в газету, лежали пачки купюр достоинством в 10 и 25 рублей. Всего 12 тысяч в банковской упаковке.

Пояснить, откуда у него деньги, Михаил отказался. Молчал и его приятель Василий.

— Сейф так и не нашли?

— Нашли, но не сразу. Примерно недели через три старший следователь УВД вместе с оперативниками РОВД переезжал по мосту речку. И тут их ГАЗ-69 заглох.

Пока возились с двигателем и свечами, майор Тучков отошел к перилам моста и закурил. И вдруг заметил на деревянном брусе перил довольно свежий скол, который сильно напоминал другой — на борту грузовика Михаила Кабанова.

Тут следователь понял, что несгораемый шкаф утопили в реке. Он вызвал водолазов с городской водно-спасательной станции, и они быстро подняли со дна реки украденный сейф автобазы. Естественно, пустой.

На допросе подозреваемый водитель Кабанов попытался отнекиваться, но потом признался во всем. Все оказалось так, как и предполагало следствие. В краже сейфа с деньгами вместе с Михаилом Кабановым, Василием Борисовым и Константином Кошкиным участвовали еще двое — Григорий Смыков и Виктор Петров.

Организатором похищения был Кабанов, Кошкин являлся наводчиком, а остальные им понадобились в роли грузчиков. Ключи от дверей конторы и от кассы выкрал Кошкин, который, являясь неплохим слесарем, быстро изготовил дубликаты. А оригиналы вернул на место.

Смыкова задержали у него дома, а Петров, узнав об аресте подельников, сам явился с повинной.

Как выяснилось, остальные деньги, похищенные из сейфа, похитители спрятали в собачьей будке у знакомого Кабанова. Тот ничего об этом не знал. А его собака в отличие от Петрова с повинной в милицию не пришла.

Все обнаруженные в будке денежные купюры милиционеры изъяли и передали в госбанк.

— Какое наказание понесли обвиняемые?

Организатора кражи Кабанова суд сначала приговорил к исключительной мере наказания, но позже заменил смертную казнь 15 годами лишения свободы. Трое его подельников получили от 7 до 12 лет, и только явившийся с повинной Петров отделался шестью годами...

Имена и фамилии действующих лиц изменены по этическим соображениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру