Первый заказ в РК: убийство гендиректора

Никто точно не может сказать и главное — доказать, какое именно из убийств после обретения Казахстаном независимости являлось самым первым из заказных. Таковым поэтому принято считать убийство генерального директора «Кармета» Александра Свичинского.

Расследование этого дерзкого преступления взяло под свой контроль Правительство РК.

Первый заказ в РК: убийство гендиректора

Курица не птица, а «запор» не машина

О ходе следствия по этому непростому делу рассказал легенда советского и казахстанского уголовного розыска полковник милиции в отставке Габдрахим Мендешевич Мендешев.

— Тогда я являлся заместителем начальника УУР (Управления уголовного розыска) МВД РК. Мне позвонил оперативный дежурный и сообщил об убийстве в Темиртау генерального директора Карагандинского металлургического комбината. Отмечу, «Кармет» было одним из самых крупных промышленных предприятий страны.

— Как все произошло?

— Около 9.00 28 декабря 1992 года служебный автомобиль «Волга» подрулил к зданию конторы «Кармет». И, когда его гендиректор вышел из машины, из припаркованного поблизости «Запорожца» выпрыгнул высокий незнакомец. Он побежал вслед за Свичинским и, нагнав в фойе, выстрелил из обреза ему в голову. После бросился к «Запорожцу» и заскочил в салон. Очевидцы успели заметить, что стрелок уселся на переднее сиденье рядом с водителем. Затем машина свернула в переулок и пропала из виду.

— Но ведь «Запорожец» не самый хороший выбор для киллера?

— Конечно, я тогда тоже так подумал. Мало того что этот автомобиль не обладал высокими скоростными показателями, так он еще мог заглохнуть в самый важный момент! Поэтому я предположил, что исполнитель с его подельниками не местные. Ведь получается, что подобрать более надежное авто они не успели и к преступлению готовились наспех. Позже мое предположение подтвердилось.

Кто заказал и кто убил?

— Кто-нибудь от руководства МВД Казахстана прибыл в Темиртау?

— Естественно! На место преступления приехали сам министр Внутренних дел РК Владимир Шумов, его первый заместитель Болат Искаков и начальник экспертно-криминалистической службы МВД. Кроме того, из Алма-Аты прилетел заместитель генерального прокурора республики и представители от руководства КНБ РК.

— А вы?

— И я — тоже.

— Прибывшее начальство помогло в расследовании?

— Да, их контроль существенно облегчал работу следственно-оперативной группы. Правда, нельзя не отметить и тот факт, что присутствие высоких руководителей некоторым образом напрягало следователей и оперативников. Заметив это, я подошел к министру МВД РК Шумову с предложением об организации еще одной опергруппы.

— И что он ответил?

— Поначалу он недовольно нахмурился и прямо спросил, считаю ли я, что он плохо руководит. Я ответил, что оперативникам необходимо предоставить привычную для них атмосферу. Не каждый же день они общаются с руководителями такого высокого ранга.

— Министр согласился?

— Да, он сказал, чтобы я выбрал 20 человек на свое усмотрение и приступал к мероприятиям.

— Кого вы выбрали?

— В эту новую отдельную оперативную группу я взял оперов из ГОВД города Темиртау, их коллег из ГУВД Карагандинской области, а также оперативников, прибывших из МВД.

— Чем занимались сотрудники КНБ?

— Они выясняли, не было ли убийство гендиректора попыткой саботажа.

— Какие версии отрабатывали сотрудники МВД?

— Пытались установить не было ли у Свичинского каких-либо недоброжелателей, не имел ли он с кем-нибудь конфликтов.

— Что удалось выяснить?

— Оказалось, что около шести месяцев назад некий работник «Кармета» Виктор Суров во время пьянки с другими работниками заявил, что хочет расправиться с гендиректором.

— Кем он работал?

— Водителем, возил начальника цеха Бориса Тимофеева. До Свичинского генеральным директором комбината был Олег Сосковец, а Тимофеев работал у него заместителем по внешнеэкономической деятельности. Когда гендиректором стал Свичинский, то снял Тимофеева с должности и назначил с понижением начальником цеха. В итоге экс-замгендиректора потерял в деньгах и стал гораздо менее влиятельным.

— Причем же тут водитель Суров?

— В результате понижения его шефа Тимофеева в должности он, водитель, тоже стал зарабатывать меньше. Получив эту информацию, наши оперативники выяснили, что причины ненавидеть нового гендиректора «Кармета» были как минимум у двух подчиненных.

Кровавый след привел в Литву

— Какие действия вы предприняли далее?

— Проверив круг общения Сурова, наши оперативники вышли на двух граждан Литвы. Оба они частенько приезжали к нему на «Кармет». Причем перед убийством — тоже. Мы отправили на них запрос в Вильнюс, чтобы литовские полицейские установили их местонахождение. Однако ответа нам не прислали. Тогда мы обратились к друзьям в Москве. Они сказали, что эти самые подозрительные литовцы находятся в приятельских отношениях с жителями Республики Беларусь. Мы направили запрос в Минск, и белорусские милиционеры нам помогли. Прислали ответ: подозреваемыми являются ранее судимые 33-летний Юозас Микенас и его 42-летний приятель Альгирдас Забюленас. Первый сидел за кражи, а второй — за грабеж, кражу и угон автотранспорта.

— Водителя Сурова задержали?

— Да, и у него в доме обнаружили обрез охотничьего ружья, а в гараже — автомобиль «Запорожец». Ни на оружие, ни на машину документов у подозреваемого не было.

Сурова доставили в камеру ИВС, и там, среди ночи, он попытался повеситься. Для чего распустил на нитки свои шерстяные носки. Но дежурный ИВС вовремя заметил его приготовления и пресек их. Позже водитель признался, что испугался расстрела.

Потом я долго беседовал с ним и убеждал сдать подельников. Осознав, что его не расстреляют, Виктор Суров начал говорить. По его словам, в роли убийц выступили эти самые литовцы.

— Кто же был киллером?

— Альгирдас Забюленас.

— Кто — заказчиком?

— Тимофеев и начальник отдела Чернов. Как показало расследование, до прихода Свичинского прежнее руководство расхищало «Кармет». В итоге долг комбината оказался более 300 миллионов долларов США! Такую сумму озвучили в 1995 году. Но когда Свичинский попытался навести там порядок, расхитители решили его убить.

— Сколько заплатили киллерам?

— Чернов с Тимофеевым обещали выплатить литовцам по три тысячи долларов США каждому, а также передать по машине «Жигули». Те согласились и приобрели за 50 долларов охотничье ружье. Отпилили приклад, укоротили ствол, а перед самым убийством угнали «Запорожец». Кстати, шесть тысяч долларов преступники взяли как предоплату, а за «Жигулями» обещали заехать позже, когда шум уляжется. Застрелив Свичинского, оба сразу же укатили в Литву. Что касается орудия преступления и «Запорожца», то их они оставили у Виктора Сурова. Там наши опера и обнаружили эти улики. Чернова задержали первым, но вот с Тимофеевым пришлось нелегко: он был депутатом.

Двоим — «стенка», троим — срок

— Исполнителя с подельником тоже задержали?

— Да, для этого в Литву выехали сотрудники МВД и КНБ Казахстана. Группу возглавлял заместитель Генерального прокурора РК Александр Буксман. Но там вдруг возникли непредвиденные трудности в лице тогдашнего генерального прокурора Литвы Артураса Паулаускаса. Он поначалу отказался выдавать нам граждан Литвы. Но после того, как ознакомился с материалами дела, изменил свое мнение. Микенаса взяли без проблем, но обыск его дома положительных результатов не принес. Он же все отрицал. Тогда ему дали почитать показания Сурова. Ознакомившись с ними, Микенас сразу же погрустнел и признался, что за рулем «Запорожца» сидел он. Роль стрелка исполнил Альгирдас Забюленас. Киллер был задержан через месяц в Каунасе. Позже всех обвиняемых доставили в Алма-Ату, а материалы уголовного дела забрали представители Генеральной прокуратуры Казахстана.

Дело об убийстве Свичинского рассматривалось в судах стран — Казахстана и Литвы. Приговоры в обеих республиках вынесли одинаковые. Суд приговорил заказчика Бориса Тимофеева и стрелка Альгирдаса Забюленаса к исключительной мере наказания — расстрелу. Подельник убийцы Юозас Микенас был осужден на 10 лет, а второй заказчик Михаил Чернов — на 12. Водитель Виктор Суров как посредник получил пять лет лишения свободы.

Министр промышленности Казахстана Альберт Саламатин дал указание поощрить членов следственно-оперативной группы, которые и раскрыли этот «заказ». Комбинат приобрел несколько автомобилей «Жигули» 7-й модели, пять из которых распределили среди сотрудников МВД, КНБ, Генеральной прокуратуры, УВД Карагандинской области и ГОВД Темиртау. Один «Ваз 2107» по себестоимости приобрел полковник Мендешев.

Справка МК

Строительство комбината, который сначала назывался заводом, началось осенью 1950 года. Затем, через семь лет, торжественно заложили первую доменную печь, которая 3 июля 1960 года выдала первый казахстанский чугун. В состав Карагандинского металлургического комбината вошли Казахский металлургический завод, Атасуйское и Южно-Топарское рудоуправления вместе с Алексеевским доломитовым карьером. В конце 70-х годов XX века там трудилось более 40 000 рабочих, а годовой выпуск продукции составлял свыше 2,5 миллиона тонн чугуна, 3 миллионов 116 тысяч тонн стали и 2 миллионов 670 тысяч тонн проката. После 1991 года предприятие было переименовано в АО «Испат Кармет», а в январе 2005-го получило название АО «Миттал Стил Темиртау».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру