Стихия убивает больше женщин, чем мужчин

Девяносто процентов погибших в результате землетрясения, произошедшего в Афганистане 7 октября, составили женщины и дети, сообщили в ООН. Предположительно это может быть связано с жесткими ограничениями, введенными «Талибаном» (организация запрещена в Казахстане).

Стихия убивает больше женщин, чем мужчин

Убийственная дискриминация?

Мощные подземные колебания произошли в провинции Герат на западе страны. Жертвами этого землетрясения стало около 1300 человек. Чтобы понять, почему среди погибших было так много женщин и детей, представители BBC поговорили с врачами, свидетелями и активистами. По их мнению, основной причиной являются жесткие ограничения, введенные «Талибаном».

Район Зенда Джан, расположенный в 40 километрах к западу от Герата, стал эпицентром первого и самого разрушительного землетрясения из череды потрясших Афганистан в октябре. Местные жители рассказали BBC, что в 20 отдаленных горных деревнях не уцелело ни одного здания. Когда произошло землетрясение, в этих зданиях в основном были женщины и дети. В сельских районах Афганистана женщины и так обычно находятся дома в течение дня, но, когда в 2021 году власть захватили талибы, они ввели ряд мер, запрещавших им занимать большинство рабочих мест, а также учиться после начальной школы. Из-за этих законов большинство женщин оказались обречены на то, чтобы проводить жизнь в четырех стенах и не покидать их.

Как сообщают очевидцы, мужчины работали в поле, пасли стада или уезжали в Иран на заработки. Женщины же были дома, занимаясь хозяйством и присматривая за детьми. В итоге они и оказались в ловушке под завалами. Ситуацию усугубил тот факт, что талибы предупреждали сотрудников спасательных служб, чтобы те не трогали женщин, пострадавших в результате землетрясения.

Местные мужчины не имели ничего против того, чтобы спасать женщин. Однако вооруженные члены «Талибана» не подпускали их к ним. Они также запретили женщинам посещать эти районы в первые два-три дня, поскольку не хотели, чтобы люди разных полов находились в одном месте.

Сотрудник гуманитарной организации Абдул рассказал BBC, что боевики не позволяли мужчинам прикасаться к телам женщин даже после их смерти. Кроме того, по словам очевидцев, большинство погибших женщин были похоронены в один день, а их тела не преданы омовению, как это принято по мусульманским обычаям. Этот обряд обычно совершает женщина, и многие семьи просто не могли найти тех, кто бы мог это сделать. Активисты также говорят, что ограничения, введенные режимом «Талибана», мешали медработникам оказывать помощь раненым. О чем говорить, если, согласно правилам талибов, женщинам не разрешается даже путешествовать без сопровождения родственника-мужчины...

Блюли нормы?

По словам собеседниц BBC, за несколько недель до землетрясения талибы начали наказывать водителей, соглашавшихся подвезти женщин без сопровождающего и паранджи. Стало известно, что некоторые представители «Талибана» все же посетили главную больницу и призвали женщин-врачей выйти на работу. По словам очевидцев, находившихся в больницах после землетрясения, раненых женщин было очень много, а медицинского персонала, который мог бы оказать им помощь, — очень мало. Это связано с тем, что «Талибан» запретил врачам-мужчинам лечить женщин. Таким образом, нагрузка на небольшую группу женщин-врачей и медсестер оказалась огромной.

Когда представители BBC обратились к «Талибану» за комментариями, его представитель отверг предположения о том, что группировка несет ответственность за большое количество смертей. Он заявил, что обвинения связаны с культурными нормами в Афганистане, а не правилами, установленными организацией.

Группы спасения «Талибана» якобы прибыли на место трагедии в течение нескольких часов, а некоторые из них были доставлены туда на вертолетах, но при этом помощь пришла не ко всем, кто в ней нуждался. Десятки женщин, раненых в результате землетрясения в Афганистане, все еще пытаются получить надлежащую медицинскую помощь две недели спустя.

Другие причины

Это не первая трагедия, в которой число пострадавших женщин оказалось преобладающим.

Разрушительные природные явления в большей степени затрагивают представительниц прекрасного пола и детей, особенно в странах, где они имеют низкий социально-экономический статус. Например, когда Oxfam International подсчитала число жертв цунами в декабре 2004-го в Индийском океане, выяснилось, что женщин погибло почти в четыре раза больше, чем мужчин. В Индии, Индонезии и Шри-Ланке 60-80 процентов погибших были женщинами. Такое же соотношение сохранялось и при многих других катастрофах. Проблема начинается с самой манеры подачи в СМИ информации о бедствиях. Обычно там почти не уделяют внимания тому факту, что среди пострадавших женщин существенно больше, чем мужчин.

Этому неравенству способствуют многие факторы, но основной причиной является гендерная предвзятость. В бедных странах женщины почти всегда выступают основными опекунами, и их ответственность за детей, пожилых, больных и инвалидов может задержать эвакуацию. Когда в 2011-м в Юго-Восточной Турции произошло землетрясение, женщин и детей погибло значительно больше, чем мужчин. Они, занятые уходом за близкими, были в это время дома.

Исследования также свидетельствуют: системы раннего оповещения часто не учитывают тот факт, что у мужчин и женщин разное восприятие информации о бедствиях. Поэтому последующие их действия также будут существенно разниться. После наводнения в Сербии в 2014-м фокус-группы обнаружили, что женщины ждали официального уведомления об эвакуации, в то время как мужчины полагались на неформальные каналы. Нетрудно заключить, что, если официальные распоряжения запаздывают или информация не поступает, женщин погибает больше.

Да и работа вне дома не обязательно защищает от угрозы природных катаклизмов. Возьмем, к примеру, текстильную промышленность. Отрасль, в которой преобладают женщины, печально известную также тем, что фабрики размещаются в небезопасных зданиях, очень уязвимых при землетрясениях. В дополнение к этим опасностям женщины, пережившие стихийные бедствия, часто сталкиваются с проблемами сексуального и гендерного насилия на этапе ликвидации последствий. В местах временного проживания или лагерях они чаще становятся жертвами насилия и торговли людьми. Они страдают от антисанитарии, невозможности уединения, а также труднодоступности средств личной гигиены и услуг гинеколога. Хотя люди, отвечающие за ликвидацию последствий, могут интуитивно понимать потребности женщин, при планировании и реагировании после стихийных бедствий различия в нуждах и проблемах женщин и мужчин, как правило, не учитываются.

Конечно, некоторые международные соглашения начинают уделять внимание гендерной дифференциации последствий природных и техногенных катастроф. Один из недавних примеров — Сэндайская рамочная программа по уменьшению риска стихийных бедствий 2015 года, которая была принята после землетрясения и цунами 2011-го в Японии. В резолюции содержится призыв к подписавшим сторонам учитывать гендерные аспекты на всех этапах борьбы со стихийным бедствием — от подготовки до ликвидации последствий.

Тем не менее предстоит еще большая работа, и четыре вопроса требуют неотложного внимания. Во-первых, очень важно увеличить количество женщин в поисковоспасательных командах отчасти потому, что они с большей вероятностью знают местоположение домов, где есть дети и пожилые. Это одна из основных причин, по которой пожарно-спасательная команда в Кралево (Сербия) с 2016-го стремится привлекать больше женщин в свои ряды.

Во-вторых, больше женщин должно участвовать в оказании психологической помощи после стихийных бедствий, особенно в регионах, где выжившие испытывают неудобства в обсуждении своих травм с мужчинами.

В-третьих, финансирование в этой области должно быть адаптировано к женской специфике. В Боснии и Герцеговине в программах реконструкции, принятых после наводнений 2014 года, первоочередное внимание уделялось предоставлению жилищных субсидий одиноким матерям, и средства из фондов восстановления перенаправлялись предприятиям, где работает много женщин.

Возможно, первейшей целью должно стать обеспечение наибольшему количеству женщин права голоса при принятии решений, связанных с уменьшением риска и реагированием на бедствия. Немаловажно также, чтобы лидеры сообществ и органы власти приняли к исполнению контрольный список из 20 пунктов, разработанный Управлением по уменьшению опасности стихийных бедствий ООН, в котором названы способы учета гендерных особенностей при предупреждении природных катастроф. В этом списке также содержится призыв к СМИ сообщать о гендерных различиях в отношении риска и уязвимости при стихийных бедствиях.

В конце концов, местные сообщества и органы по борьбе со стихийными бедствиями повсеместно должны принимать стратегию, учитывающую гендерные аспекты, на всех этапах планирования и реагирования на катастрофы. Недавний доклад, опубликованный Программой развития ООН и подразделением «ООН-Женщины», может послужить полезным практическим руководством.

Хотя стихийные бедствия затрагивают все общество, женщины часто несут на себе основное бремя. Катастрофы будут по-прежнему приводить к дискриминации, если мы не изменим свою реакцию с учетом различий между женщинами и мужчинами...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру