Насильники в Казахстане не боятся закона

Две девушки из Енбекшиказахского района Алматинской области заявили, что их отец 10 (!) лет насиловал их. Об этом вопиющем случае рассказала журналистка Сандугаш Дуйсенова на своей странице в Facebook.

Насильники в Казахстане не боятся закона

Не могли доказать

«Вчера моя подписчица привезла двух племянниц из Енбекшиказахского района. То, что она поведала, повергло нас в шок! Родной отец сначала изнасиловал старшую дочь, а потом младшую! Причем в извращенной форме. На протяжении 10 лет поочередно занимался с ними сексом! Мама девочек знала, но молчала», — рассказывает журналистка.

По словам Дуйсеновой, отец семейства женат на двух женщинах, и обе они с детьми живут в одном доме в городе Иссыке. Сандугаш Дуйсенова говорит, что в полиции Талдыкоргана уже приняли меры.

«Девочки все эти годы терпели, пока не выросли. Скопили денег и убежали к моей знакомой. Мы написали заявление в полицию Талдыкоргана. Спасибо ребятам, они тут же приняли меры», — пишет журналистка.

В тексте также говорится, что у девочек есть доказательства изнасилования, они все эти годы собирали аудиозаписи: «Там слышно, как этот изверг насилует их...».

По словам Дуйсеновой, отца зовут Ахмет, он человек с большими связями.

«Я боюсь за девочек, если учесть, что Ахмет очень влиятельный человек в районе, мы боимся, что он сможет откупиться», — рассказывает журналистка.

В Департаменте полиции Алматинской области сообщили, что данный факт зарегистрирован в районной полиции.

«В настоящее время 57-летний подозреваемый установлен и доставлен в полицию. Проводятся все необходимые следственные мероприятия, направленные на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного разрешения дела», — прокомментировали в ДП Алматинской области. Ранее в полицию по указанному факту никто не обращался. Ход расследования взят на особый контроль начальником областного ведомства полиции.

Удастся ли добиться в этом расследовании справедливости — вопрос. Как показывает практика, иногда подобные преступления могут сойти извращенцам с рук, если они знают, когда и к кому им следует обратиться за помощью.

Стены не говорят...

В странах СНГ есть несколько проектов, где жертвы насилия имеют возможность рассказать о том, что с ними произошло. В Казахстане такие проекты носят названия «Нам страшно жить» и «Не молчи». В Instagram существуют группы, в которых люди, пережившие сексуальное насилие, анонимно рассказывают свои истории.

Все подобные кошмарные истории объединяет один признак: как правило, насилие в детстве происходит очень «аккуратно». Все начинается с незначительных эпизодов: папа, отчим, дядя, брат или друг родителей лезет ребенку в белье и снимает происходящее на камеру. Ужасает то, что подавляющее большинство таких преступлений происходит внутри семьи. При этом насильники манипулируют детьми. Например, говорят ребенку, что, если он расскажет маме, его перестанут любить и даже выгонят на улицу.

В итоге насилие так тщательно скрывается, что остальные члены семьи могут ничего не замечать. А если ребенок начинает говорить на эту тему, ему чаще всего не верят. Иногда женщина не может уйти от мужчины, потому что экономически к нему привязана. Она может догадываться, что ее муж ведет себя неправильно по отношению к ребенку, но будет делать вид, что ничего страшного не происходит.

Эксперты задаются вопросом: действительно ли в Казахстане более низкая чувствительность к сексуальному насилию, чем, например, в европейских странах? Ведь даже когда люди решаются рассказать об этом, в ответ они часто слышат что-то вроде: а может, ничего страшного и не случилось? Хотя на самом деле насилие в детстве, да и в любом возрасте, сильно влияет на психику. Когда с ребенком происходит что-то настолько неприятное в семье, он теряет опору и может утратить доверие к окружающим.

Дети, в свою очередь, должны знать, что такое личные границы и что делать, если кто-то, в том числе член их семьи, эти границы нарушает, уверены отечественные психологи. То есть пока родители избегают говорить на темы секса, ребенка могут изнасиловать.

Кстати, несовершеннолетние зачастую могут не понимать, что с ними делают. И не рассказывают взрослым о том, что с ними происходит, потому что ничего не знают ни о насилии, ни о сексе. В нашей стране с малолетними все еще не принято говорить на такие темы. В итоге они либо начинают в раннем возрасте знакомиться с порнографией, получая оттуда искаженные представления об отношениях, либо наивно полагают, что их нашли в капусте.

В итоге ответить на вопрос, сколько случаев сексуализированного насилия над детьми зарегистрировано в казахстанских семьях за квартал, полугодие или год, невозможно. Жертвы, как правило, о таком не рассказывают по причине того, что элементарно боятся насильника. Когда же они взрослеют, то либо забывают об этом, либо просто не знают, к кому с этими историями пойти. Возбудить уголовное дело уже нельзя, потому что истек срок давности. Вот и получается, что официальная статистика отражает лишь ничтожную часть подобных преступлений.

А что по закону?

По факту для тех, кто в стенах своего дома скрывает издевательства над несовершеннолетними, также предусмотрена уголовная ответственность. Им грозит до шести лет тюрьмы. Однако на деле к ответственности редко привлекают даже самих педофилов, не говоря уже о матерях или других членах семьи, которые обо всем знают, но молчат.

Происходит это по разным причинам. Как объясняют правозащитники, все потому, что некоторые из тех, кто по долгу службы обязан пресекать подобные преступления, зачастую бездействуют. Необычный пост недавно появился в Instagram-профиле группы nemolchikz_official. По словам автора поста, «Министр МВД РК точно знает, что полиция применяет методы запугивания к потерпевшим. Со всех берут подписку о неразглашении и запугивают этими подписками».

Как говорится в посте, когда потерпевшие обращаются в полицию, стражи порядка не спешат полноценно разъяснять гражданам их права. Не делится полиция и своими планами. К примеру, какие следственные действия и в какие именно сроки должны быть выполнены. Чтобы закрепить желаемый эффект, следователи специально пропадают на несколько месяцев, добиваясь того, чтобы жертва перестала ходить в полицию.

К тому же некоторые блюстители закона якобы запрещают потерпевшим обращаться в фонд #НеМолчиKZ за помощью. Таким образом, жертва насилия, будь то женщина или ребенок, остается без поддержки, без адвоката и не может защитить свои права, говорится в посте.

«Госадвокаты вообще ничем не помогают, тупо присутствуют, как зрители в кино, детские психологи молча сидят на допросах — и каждый раз новые! Почему до сих пор МВД РК не выпустило инструкции для жертв насилия? Сколько можно просить об этих инструкциях? С первых дней дают телефоны и адреса жертв насилия, толпами ходят родственники и уговаривают жертву примириться, хотя по закону нет примирения. Но полиция и прокуратура спокойно закрывают такие дела, даже по педофилии. Антикор никогда не допросишься взять на контроль и проверить. Вам нужно, чтобы вам назвали, где и когда передадут взятку, тогда вы начинаете работать! Требуем разработать инструкции! Уважайте права потерпевших, это вам не базар купи-продай! Вся система прогнила, смердит от всего этого!» — пишет правозащитный фонд.

Те самые подписки о неразглашении подробностей дела связывают руки потерпевшим и правозащитникам, так как им официально запрещают привлекать к расследованию СМИ, которые способны обратить внимание на их проблему.

Стоит понимать, что любая сторона, которой полиция предложила подписать документ о неразглашении, вправе отказаться от этого предложения, и никаких негативных последствий за это не наступит, потому что их нет. Хотя сотрудники правопорядка иногда могут убеждать жертву изнасилования в обратном.

Сегодня предотвращение насилия многие ассоциируют с полицией, которая работает только с последствиями, а также с Комитетом по делам молодежи и семьи Министерства информации и общественного развития. Однако от первых не всегда добьешься беспристрастности и искреннего желания помочь правосудию. На последнее же возлагают надежды только потому, что в названии комитета есть слово «семья». Но вот в чем проблема: там работают всего пять человек, и знают ли они вообще, что такое бытовое насилие, неизвестно.

На деле возлагать реальные надежды остается только на правозащитные фонды. Благодаря тому же фонду «Не молчи» в Казахстане обратили внимание на случаи, в которых полиция наотрез отказывалась разбираться. Иногда правозащитники высказываются против уже вынесенных приговоров, считая их чересчур мягкими. И это вполне объяснимо. Ведь у нас даже за убийство подсудимый, бывает, получает чересчур мягкое наказание. Видимо, пришла пора все это исправлять и добиваться того, чтобы все надежды насильников и прочих преступников «соскочить» с тяжких статей были разбиты вдребезги.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру