Как преступники положительно влияют на работу госорганов

Из-за автоугонщика в ГУВД Алматы создали спецуправление

Февральские метели 1997 года «надули» уголовному розыску Алматы очередную головную боль: в городе вспыхнула повальная эпидемия угонов новеньких «Мерседесов» Е-класса: бывало, в сутки «уходило» по две машины.

Из-за автоугонщика в ГУВД Алматы создали спецуправление

Количество преступлений, частота, с которой они были совершены, и мастерство исполнения натолкнули оперативников на мысль: в Алматы нанес визит не обычный гастролер-угонщик, а настоящий маэстро.

Гастролер питал слабость к серебристым «Мерседесам» класса Е

О разработке и реализации операции по задержанию этого талантливого преступника рассказывает бывший начальник отдела по розыску похищенного автотранспорта Управления криминальной полиции ДВД города Алматы, экс-главный оперуполномоченный Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью Департамента криминальной полиции МВД РК, ныне пенсионер МВД, полковник полиции в отставке Станислав Портнягин.

— Таких специалистов, как тот автоугонщик, сейчас почти совсем не осталось, — начал он свой рассказ. — Я это утверждаю как оперативник. Конечно, в 90-е подобных мастеров экстра-класса тоже было немного. Но криминальный авторитет, гастролер-автоугонщик по прозвищу Абу Мастевый занимал особое место.

Он и в самом деле являлся криминальным спецом очень высокого уровня. Чтобы раскрыть все, что Абу здесь натворил, в Управлении внутренних дел города Алматы был организован целый новый отдел, единственный в Казахстане (!), специально для раскрытия подобных преступлений.

— Скажите, разве до приезда Абу такого отдела не было?

— Нет.

— Откуда этот угонщик к нам приехал?

— Абу прибыл в Алматы прямиком с Северного Кавказа.

— Какую должность вы тогда занимали?

— Практически перед самым прибытием Абу, в начале февраля 1997 года, меня, тогда еще старшего лейтенанта, перевели из Калининского РОВД (сейчас — Управление полиции по Бостандыкскому району) в Управление криминальной полиции ГУВД. И как раз тут все и началось! Таинственно исчезло несколько «Мерседесов» Е-класса в 124-м кузове.

— Каких годов выпуска, не помните?

— С 1992-го по 1995-й год. Однако похитить «Мерседес» очень затруднительно. Ведь это авто — совсем не бюджетная иномарка, у которой очень слабая степень защиты от угона. Такие «мерсы» (отмечу, что многим из них сейчас уже более 30 (!) лет, но они до сих пор колесят по нашим дорогам и, наверное, будут ездить еще очень долго!) в 1997 году стоили от 20 до 30 тысяч долларов США.

— Как же Абу вскрывал их двери и заводил двигатель?

— О его методах исчерпывающе рассказывать не стану. Зачем обучать и тем самым плодить новых преступников? Отмечу, однако, что Абу использовал набор специальных отмычек, «вертушки» и прочий любопытный инструментарий.

— Но это выяснилось уже позже, а какие методы вы использовали, чтобы его задержать?

— Образно говоря, были подняты на уши сотрудники дорожной и оперативники криминальной полиции. Но задержать подозреваемого никак не удавалось. «Мерсы» как пропадали в неизвестном направлении, так и продолжали пропадать, а количество владельцев похищенных авто росло, казалось, в геометрической прогрессии.

И в этот момент в МВД Республики Казахстан было принято решение о создании в структуре криминальной полиции ГУВД Алматы специального управления. Его сотрудники должны были заниматься исключительно раскрытием автотранспортных преступлений. Скажу, что становление мое как оперативника произошло именно в этом подразделении.

— Кто был назначен его начальником и кто там служил?

— На должность начальника назначили подполковника полиции Виктора Александровича Ермака, а в управление пришли Олег Широков, Динмухамед Джартыбаев, Аман Омаров, Мухтар Ибраимов, Аскар Байдельдинов, Иван Бакулин, Игорь Стативкин и Ерлан Орымбаев.

— В какой именно части города было зарегистрировано больше всего угонов?

— В центре Алматы. Причем угонщик предпочитал «Мерседесы», окрашенные в серебристый цвет. Дело в том, что в те годы многие считали, что «мерс» должен быть либо черным, либо белым, либо серебристым.

Один стоил пятерых

— Куда же он девал похищенные машины?

— Мы смогли это выяснить только после его задержания. Отмечу, что обычно угонщики применяют следующую схему. Например, первый похититель угоняет машину, второй прячет добычу где-нибудь, третий перебивает на кузове и двигателе идентификационные номера, четвертый фабрикует поддельные документы на похищенный автомобиль, а уже пятый доставляет машину покупателю. Так вот, Абу все вышеперечисленные действия осуществлял сам. Правда, кроме одного: номера на двигателях и кузовах угнанных машин перебивал его знакомый автослесарь.

— Как полиция вышла на Абу?

— Мы получили оперативную информацию, согласно которой он являлся угонщиком-одиночкой. Любопытно, но перед выходом на очередное «дело» Абу обязательно наряжался в дорогой костюм и повязывал галстук. Всегда был аккуратно пострижен и непременно в дорогом салоне красоты. Но самое главное: в кармане у него всегда имелся пистолет.

— Где его задержали?

— Возле частного гаража на восточном берегу Сайрана. По сообщению источника, автоугонщик взял этот самый гараж в аренду. Мы, оперативники, сразу же выехали туда и под видом обычных автолюбителей арендовали у местного жителя его гараж по соседству с тем, который снял Абу. Подозревая, что охранники гаражей могли быть в сговоре с подозреваемым (впоследствии эта версия не подтвердилась), мы были очень осторожны. Пришлось применить все известные нам методы конспирации. Специально не стали бриться, надели на себя грязные, вымазанные машинным маслом телогрейки и так замаскировались под автослесарей СТО. В холодном и промерзшем насквозь гараже мы сидели в засаде целых трое суток. Ругались, курили, колотили по железу. Одним словом, создавали видимость функционирования данного СТО. Из-за информации о том, что угонщик, возможно, имеет при себе боевой пистолет, начальство отправило к нам в засаду троих спецназовцев — бойцов подразделения специального назначения МВД РК «Сункар».

В один прекрасный день, помню, это была суббота, нам по рации сообщили о новом угоне. И... буквально через несколько минут Абу пригнал к гаражу свежепохищенный «мерседес». Как выяснилось, он угнал его всего полчаса назад! Мы задержали его, когда он выходил из гаража. Но пистолета у него не нашли.

Во время допросов нам пришлось довольно хорошо познакомиться. Абу оказался очень эрудированным человеком. Он окончил МГУ, где получил два высших образования — стал экономистом и юристом. И вот что самое странное: он оказался успешным бизнесменом! Нет-нет, этот самый бизнес не имел ничего общего с похищениями машин. Абу имел семью, дом, у него водились деньги. Но с какой стати он занялся криминалом, я не знаю. Ответа на эти мои вопросы Абу так и не дал. Поэтому рассказать, как он из успешного предпринимателя превратился в высококлассного угонщика и криминального авторитета, я не могу. Могу лишь предположить, что на кривую дорожку его толкнула страсть к игре. Да, он был игроманом, и поэтому ему постоянно были нужны деньги.

Угонщик оказался прекрасным психологом

— Удалось найти похищенные автомобили?

— Частично. Всего за первый же день на допросах он признался в 12 автоугонах и назвал местонахождение семи похищенных «Мерседесов». Они стояли в арендованных гаражах и на автостоянках. Все эти угоны Абу взял на себя и никого из тех, кому продавал похищенные машины, не назвал.

— Какой навар он получал с каждого похищенного авто?

— По его словам, по пять-шесть тысяч долларов США. При том что, как я уже говорил, средняя стоимость этих машин на рынке в те годы колебалась в пределах 20-30 тысяч «зеленых».

— Как он действовал?

— Сначала присматривал подходящую машину, вскрывал ее, похищал и на неделю прятал в арендованный гараж. Потом, обязательно в выходной день, облачался в дорогой костюм с галстуком, прикручивал к «мерсу» фальшивые номера, перекусывал у замка капота тросик, покупал бутылку водки и гнал машину в сторону Кыргызстана.

— Зачем он ломал замок капота?

— Так как машина в этот момент уже была внесена в ориентировку, сотрудники дорожной полиции могли его остановить для проверки. Но если капот заклинило, то они не смогут сверить номера двигателя. Он был великолепным психологом. Когда его все-таки останавливали полицейские, он быстро выпивал полбутылки водки. Учуяв запах алкоголя, дорожные полисмены сразу же принимались протоколировать факт управления транспортным средством в нетрезвом виде. Абу же пояснял, что он едет с похорон, и беспрекословно ставил свою подпись под административным протоколом о нарушении.

Отмечу его крайнюю дерзость. Как-то раз в течение всего лишь одного часа он успел похитить два «Мерседеса»! Для начала один из них угнал на улице Богенбай батыра. Затем собирался отогнать добычу в гараж, который снял в микрорайоне Орбита-2. Но по пути следования приметил на улице Сатпаева (пересечение с проспектом Сейфуллина) второй «мерс». Тогда Абу загнал первый автомобиль в ближайший двор, а сам похитил второй «Мерседес» и спрятал в арендованном гараже. Потом вернулся и отогнал в «отстойник» второе авто.

Интересно, но во время судебного процесса Абу не стал нанимать себе адвоката: он защищал себя сам. На вопрос судьи Алмалинского суда, почему он похищал именно серебристые «Мерседесы» Е-класса в 124-м кузове, подсудимый ответил, будто с детских лет эта машина была его мечтой. На самом же деле, думаю, что основной причиной преступлений была корысть.

Абу 15 мая 1998 года был осужден к восьми годам лишения свободы, но спустя пять лет вышел по УДО — условно-досрочно освободился от дальнейшего отбывания наказания. Оказавшись на воле, криминальный авторитет уехал обратно на Кавказ. Что с ним потом случилось, я не знаю, но его до сих пор помнят практически на всей территории бывшего СССР...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру