Легендарного автоугонщика 90-х до сих пор помнят и в Центральной Азии, и в Европе

Используя свои связи в криминальных кругах на территории бывшего СССР, Красав-

чик безо всякого стеснения «приделывал ноги» чужим престижным авто, а затем перегонял краденые машины из Казахстана в Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Россию, Белоруссию, Литву, Эстонию, Польшу, а оттуда обратно...

Легендарного автоугонщика 90-х до сих пор помнят и в Центральной Азии, и в Европе

На днях автор этих строк вновь встретился со своим другом — бывшим начальником отдела по розыску похищенного автотранспорта Управления криминальной полиции ДВД города Алматы, экс-сотрудником Южного регионального управления по борьбе с организованной преступностью (ЮРУБОП) Комитета криминальной полиции МВД РК, а сейчас пенсионером, полковником полиции в отставке Станиславом Портнягиным.

В разговоре мы вновь коснулись темы автомобильных угонов, что и неудивительно: их раскрытию полковник Портнягин посвятил многие годы.

И конечно же, мы не могли не вспомнить одного из самых известных «маэстро» автоугонов по прозвищу Красавчик.

На скользкий путь толкнул... «Тулпар»?!

— Прозвище Красавчик автоугонщик получил совсем не за голливудскую внешность, — начал свой рассказ Станислав Портнягин, — а за изобретательные, прекрасно спланированные и отлично реализованные автоугоны.

Тут можно говорить о каком-то совпадении, судьбе или даже мистике, но будущий угонщик в детстве жил в обычной многоэтажке Алма-Аты, которая располагалась неподалеку от известного алматинского автомобильного магазина «Тулпар». Впоследствии полицейские, расследовавшие его дела, рассказывали, как он в шутку говорил, что соседство с таким замечательным магазином и определило его дорогу в жизни.

— Еще будучи совсем юным, Красавчик начал мечтать о собственном авто, — вспоминает мой визави. — Разумеется, денег на осуществление подобной мечты у советского пацана не было. Но запретить себе мечтать он не хотел. Как и не стал заморачиваться насчет выбора способа заработка на свою мечту. Рассудил он очень просто: «Если не могу купить машину, тогда буду угонять чужие авто. Потом буду продавать их и копить на «тарелочку с голубой каемочкой» — то есть на свою машину, какая понравится».

В 1994 году, когда Красавчик был еще 22-летним студентом одного из алматинских технических вузов, он случайно встретился с криминальным авторитетом по прозвищу Мурат Бешеный. Который во время недолгой беседы со студентом сразу же «срисовал» его наклонности и предложил войти в его преступную группировку. А ОПГ Бешеного как раз и специализировалось на автоугонах.

Нужно отметить, что в те годы в АлмаАте основной автопарк состоял из машин советского производства: «Москвичей», «Жигулей» и «Волг». Иномарки были редкостью. Но к тому времени, когда на улицах казахстанских городов японские и немецкие кары — «Тойоты» и «Мицубиси», «Фольксвагены» и «Ауди», «БМВ» и «Мерседесы» — стали обыденным явлением, Красавчик уже превратился в высококлассного угонщика. Специализация в группировке была распределена четко — каждый выполнял только свою задачу. Кто-то находил подходящую иномарку и передавал информацию подельникам. Те, в свою очередь, уже прицельно шли на дело, прихватив обычную пневматическую винтовку.

Изобретение студента глушило даже фирменные «сигналки»

— Нет, они вовсе не собирались пугать «воздушкой» владельцев авто, — смеется полковник в отставке. — Образно говоря, эта самая пневматическая винтовка являлась смычком для игры на нервах автолюбителей. Подельники занимали позицию в 10-15 метрах от интересующей их машины.

В основном за кустами или мусорными контейнерами. И дождавшись, пока рядом не будет никого, стреляли по колесам. Зачем? Все очень просто. Ведь после удара маленькой свинцовой пульки по шине обязательно начинала выть автомобильная сигнализация. Через несколько минут к «визжащей» машине выскакивал хозяин. Необходимо отметить, что поведение большинства владельцев было почти одинаковым. Подбежав к автомобилю, сначала бегло осматривали кузов, а потом выключали сигнализацию и залазили внутрь салона. Внимательно оглядев все внутри и не найдя там ничего подозрительного, хозяева закрывали двери авто, включали сигнализацию и уходили восвояси. Подождав, пока очередной владелец отойдет подальше, подельники доставали пневматическую винтовку и снова стреляли по колесам. И хозяин вновь выскакивал на улицу, будто ошпаренный. Обычно владельцам машин надоедало выбегать, чтобы проверить авто, после пятого или шестого выстрела. Придя к выводу, что «сигналка» «заглючила», хозяин просто ее отключал. Угонщики именно этого и дожидались. Открыв дверцу автомобиля с помощью специальных инструментов, подельники вставляли в замок зажигания универсальный ключ и давали газу! Кстати, стать высококлассным угонщиком Красавчику в немалой степени помогла учеба в техническом вузе. Ведь в институте он в мельчайших подробностях изучил устройство автосигнализации, а потом даже придумал сложный электронный прибор — «глушилку», чтобы отключать «сигналки». Перед этим кустарным изобретением алматинского студента оказались бессильны автомобильные сигнализации даже самых известных фирм. И «воздушка» угонщикам уже не пригождалась.

В первый раз Красавчика задержали в начале 90-х. И совсем не за угоны, а за... пистолет! Он у кого-то купил с рук газовый «Байкал» — «переделку», оружие, приспособленное для стрельбы боевыми патронами калибра 9 миллиметров от пистолета «Макарова».

Главный приз — «шестисотый» «Мерседес» Премьер-министра

— Летом 1996 года Красавчик вместе со своими приятелями-угонщиками решил отправиться в криминальное турне по Узбекистану, — продолжает наш собеседник. — Причем своей родне и знакомым он заявил, что едет в командировку. Однако целью был «шестисотый» «Мерседес». И не простой, а правительственный, который возил Премьер-министра Узбекистана! Заглушив автосигнализацию машины, подельники угнали ее почти от ворот правительственной резиденции. Пока одни перегоняли похищенный «Мерседес» Премьер-министра в Алматы, другие, словно орехи, щелкали понравившиеся им авто. Но тут узбекские милиционеры подняли всю свою агентуру и задержали почти всю банду — 18 человек. Между прочим, это ОПГ было не простым, а транснациональным. Основной задачей правоохранительных органов соседней республики являлось установление местонахождения похищенного «Мерседеса» Премьер-министра. Но все усилия были напрасны: задержанные молчали, агентура не обладала необходимой информацией. Тут узбекские милиционеры обратились к нам — казахстанским коллегам, сотрудникам уголовного розыска ГУВД города Алматы. И наши оперативники разыскали похищенный «Мерседес» прямо в самом центре южной столицы. Однако в ходе оперативно-розыскных мероприятий пришлось изъять три других «Мерседеса» у одного весьма влиятельного казахстанского криминального авторитета. Ему заявили, что машины эти находятся в угоне, и он обратился к Бешеному, чтобы ему их вернули. Так похищенный «Мерседес» Премьер-министра Узбекистана отправился к своему законному владельцу. Узбекские следователи передали материалы уголовного дела на задержанных членов транснациональной ОПГ в суд города Ташкента. В итоге обвиняемые получили солидные сроки — от 12 до 20 лет лишения свободы. Красавчика приговорили к 18 годам лишения свободы. Узбекская сторона в свою очередь возвратила казахстанским полицейским 20 автомобилей, которые люди Красавчика угнали в Алматы и перегнали в Узбекистан.

После того как Красавчик отправился исправляться в узбекскую колонию, количество автоугонов в Алматы и других регионах Казахстана резко пошло на убыль. Дело в том, что именно Красавчик обладал обширными связями в криминальных сообществах России, Белоруссии, Литвы и Эстонии, а также Польши, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. В эти страны он перегонял похищенные в Казахстане авто, а иногда и обратно. И без его личных контактов алматинские угонщики, что называется, сели на голодный паек. Красавчик отбыл почти четыре года из положенных приговором 18, когда в Узбекистане объявили амнистию для иностранных граждан. И в 2000 году суперугонщик вернулся в родной город, где, естественно, сразу же взялся за старое. Но подтягивать старых приятелей к своему новому делу он не стал, чтобы через них оперативники не вышли на него вновь. К тому же Красавчик был недоволен ими: если бы не показания кое-кого из подельников, ему бы не предъявили обвинений в Узбекистане...

Поэтому он создал новую ОПГ из молодых, которые никаких проблем с законом никогда не имели. Так на свет появилось ОПГ Красавчика.

И началось: ни дня без угона! Авто более престижных марок похитители гнали в Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан или Россию, а машины подешевле разбирали на запчасти. Для этого они арендовали старые гаражи на окраинах Алматы. Крылья, двери, крышки капотов и багажников, движки, коробки и ходовку продавали на городских автомобильных рынках. Такая же участь постигла и «Мерседес Е 280», который принадлежал известной казахстанской певице Розе Рымбаевой. Этот «мерс», который подручные Красавчика похитили в полночь 2 февраля 2000 года, так и не нашли. Как потом выяснилось, машину разобрали и продали по запчастям. Тут у руководства ГУВД терпение лопнуло, и Красавчика вновь задержали. Ему предъявили обвинение в соучастии в похищении пяти машин и осудили на 6,5 года. Наказание пришлось отбывать в учреждении ЛА 155/14 в поселке Заречный, что в Алматинской области.

Поплатился жизнью за то, что хотел завязать?

— Сотрудники колонии говорят, что Красавчика другие осужденные очень уважали, он пользовался огромным авторитетом — подчеркивает полковник в отставке. — Представители криминалитета даже предложили ему стать смотрящим по зоне. То есть положенцем уголовно-преступной среды. Так как в криминальной среде этот статус предшествует званию вора в законе, то Красавчику пояснили, что если он согласится стать смотрящим по зоне, то его вскоре коронуют и он станет законником. Однако Красавчик, поразмыслив, отказался. Освободился он в 2004 году условно-досрочно и решил завязать. Криминальный мир больше не прельщал его, Красавчик решил стать бизнесменом. Но этому не суждено было сбыться. Во время конфликта с представителем другой ОПГ он был убит. Трагический инцидент произошел в одном из кафе на горе Кок-Тобе.

Возможно, что с ним расправились именно из-за стремления покончить с криминальным прошлым: уголовный мир такого не прощает. Однако следствие, хотя и рассматривало подобную версию, доказательств не нашло...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру