Забеременела от папы
По данным пресс-службы департамента полиции Мангистауской области, об инциденте стало известно после того, как 14-летняя девочка вместе с матерью 24 февраля обратилась к врачу в областной перинатальный центр в Актау с целью прерывания первой беременности по социальным показаниям. Срок беременности девочки составил 13-14 недель.
Как уточнили в ДП, специалисты центра сообщили об этом в центр оперативного управления полиции города.
Полицейские установили личность подозреваемого и задержали его.
"Выяснилось, что подозреваемый является родным отцом потерпевшей. Факт зарегистрирован в едином реестре досудебных расследований управления полиции Жанаозена по статье 120 Уголовного кодекса Республики Казахстан («Изнасилование»)", - пояснили в пресс-службе ведомства.
В МВД озвучили жуткий факт: детей в Казахстане чаще всего насилуют и совращают отцы, отчимы и сожители матерей. Причина, по словам Министра внутренних дел, кроется в семейных проблемах и асоциальном образе жизни родителей.
«Почти половина преступлений является посягательством на половую неприкосновенность детей. В подавляющем большинстве их совершили лица из близкого окружения, не попадавшие ранее в поле зрения полиции, а именно: отцы - 14, отчимы - 11, сожители матери - 11, соседи - 3, родственники - 26, знакомые - 243», - такие данные приводит Министерство внутренних дел РК.
Страшно и то, что факты насилия скрывают матери, бабушки и дедушки ребенка. Преступления выявляют полицейские или медики.
Но как так получается, что ребенка насилуют самые близкие?
Хронические травмы
Случаи сексуализированного насилия в семье редко попадают в поле зрения некоммерческих организаций, потому что ими занимаются государственные структуры. Например, если о таком случае становится известно опеке, то ребенка могут изъять из семьи, он попадает в систему интернатных учреждений, и часто такие дети остаются вообще без помощи.
Сами дети редко просят о помощи. Бывает, что в некоммерческие организации обращаются подростки, но с ними может работать не каждый фонд помощи. Проще говоря, отработанной системы реагирования и выявления случаев сексуализированного насилия в семье не существует. Нет системы оказания помощи такому ребенку, реабилитации, чтобы случившееся не оказывало разрушительного влияния на всю его дальнейшую жизнь.
Огромное количество таких травм и ситуаций насилия в детстве остается никак не замеченным взрослыми. Люди, пережившие их, обращаются за помощью уже во взрослом возрасте.
Большинство совершающих сексуализированное насилие над детьми - близкие родственники: отцы, дяди, братья либо люди, близкие семье, у которых есть доступ к ребенку и возможность построить с ним доверительные отношения. И уже на этой базе выстраивается система насильственных отношений, которые могут быть очень длительными. Детей запугивают, шантажируют, пытаются их подкупать. Главная проблема в том, что любое насилие, которое происходит в детстве, крайне разрушительно для психики, потому что личность еще развивается, ребенок не может отделить этот опыт от себя и, чтобы справиться, начинает думать, что он сам виноват. Чувство вины и стыда - это единственная возможность для ребенка справиться с ситуацией. Ребенок думает, что это с ним что-то не так, раз с ним так обращаются. Или что это вообще нормальное обращение, что это и есть любовь. Искажений может быть много.
Любое сексуализированное насилие, независимо, от кого, сколько раз, в каком возрасте это случилось, плохо влияет на всю жизнь. Последствия могут проявляться по-разному у разных людей, но рано или поздно дают о себе знать. Это может быть употребление наркотиков, алкоголя, другие формы саморазрушительного поведения, проблемы с самооценкой, сложности в общении с людьми, в построении доверительных отношений, проблемы могут быть во всех сферах. Люди уже во взрослом возрасте могут связать это с тем, что с ними произошло, обратиться за помощью и получить ее.
Преступление против природы
Одно из самых страшных последствий в случае с сексуализированным насилием в семье - беременность вследствие инцеста. С этим особенно часто приходится сталкиваться несовершеннолетним казахстанкам, пережившим надругательства со стороны отцов и других кровных родственников.
По биологическим и культурным причинам инцест табуирован с древнейших времен. Нарушали запрет в исключительных случаях либо ради укрепления власти. Династические браки между родными и двоюродными братьями и сестрами заключали в Древнем Египте, империи инков, в королевских семействах Гавайского архипелага. Некогда это символизировало чистоту крови, но теперь ученые подтверждают, что ничего, кроме негативных последствий, от подобных союзов быть не может.
Дети кровосмесительных браков в два раза чаще получают наследственную патологию, считает Мадина Азова, российский доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии и общей генетики медицинского института РУДН. У них выше риск редких генетических болезней (орфанных), вызываемых рецессивными аллелями - вариантами генов, чья активность обычно подавлена.
"Рецессивный мутантный аллель оба супруга могут унаследовать от общего предка. Они здоровы, но у них гетерозиготный генотип, то есть с данным аллелем. Вероятность того, что у такой пары родится больной ребенок с гомозиготным генотипом, составляет 25 процентов", - поясняет исследователь.
В этом случае необходимо медико-генетическое консультирование, чтобы снизить риск передачи генетической патологии ребенку. Специалисты учитывают все: степень родства, состояние здоровья членов семьи, другие родственные браки в предыдущих поколениях, этническую принадлежность, так как некоторые наследственные заболевания накапливаются в определенных этнических группах.
"Во время беременности можно пройти пренатальную генетическую диагностику, чтобы получить наиболее точные данные о генетическом материале ребенка", - отмечает Азова.
Между тем, по разным оценкам, около миллиарда человек живут в закрытых общинах, где близкородственные браки нередки и даже поощряются. Например, в Египте мужчины могли жениться, только если у них был дом. Соответственно, проблема решалась браком между родственниками, проживающими под одной крышей, как правило, двоюродными.
"На юге Индии более 52 процентов браков заключаются между двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Многие народности живут так тысячелетиями и до сих пор не исчезли с лица земли из-за рецессивного редкого гена, ассоциированного с каким-либо заболеванием", - комментирует Дмитрий Сосин, молекулярный биолог, начальник Центра биотехнологий, доцент кафедры внутренних болезней медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
Человек способен адаптироваться практически к любой ситуации, полагает Сосин. Самые серьезные патологии, не совместимые с жизнью, отсеиваются еще на стадии зиготы - при слиянии половых клеток или нескольких первых делений зародыша. Если же патология не смертельна, ребенок может родиться.
"Самый известный пример у нас - царская семья Гольштейн-Готторп-Романовых, в которой цесаревич Алексей Николаевич оказался носителем гена гемофилии, как и многие его родственники - потомки королевы Виктории. Большинство вариантов гемофилии связано с рецессивным геном в X-хромосоме, то есть женщина заболеет, только когда носителями являются оба родителя, что бывает крайне редко", - продолжает ученый...
Однако выводить некую среднюю величину риска патологий в близкородственных браках некорректно. Каждый случай уникален. Особенно сложно с мультифакторными заболеваниями, причины которых остаются невыясненными. Они могут быть, кстати, и экологическими, корениться в образе жизни. Например, шизофрения. У родителей с этим диагнозом риск передачи патологии ребенку составляет 29 процентов, если они при этом близкие родственники - 41 процент. По некоторым данным, у детей, рожденных в браке между двоюродными братом и сестрой, немного хуже показатели IQ.
В интернете пишут, что в близкородственных браках чуть ли не половина детей рождается с наследственными патологиями. На самом деле, подчеркивает Сосин, гораздо меньше. По разным оценкам, от одного до девяти процентов, если речь идет о родителях, которые приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой в первом поколении.
Как поясняют ученые, сама по себе связь между близкими родственниками хотя и не желательна, но не всегда опасна. Гораздо сложнее этическое понимание проблемы. Ведь в современном мире такие случаи бывают если не из-за традиций, то обязательно из-за насилия. А это представляет серьезную проблему. В здоровом обществе его быть не должно, и за любые его проявления необходимо строго карать, особенно если насилие повлекло столь отягчающие последствия.