Очередная наживка мошенников — сверхприбыль и очищенная кредитная история

Полиция продолжает разоблачать мошенников, но число пострадавших все равно стремительно растет. Причин такого развития событий несколько, но к главным можно отнести жажду к легким деньгам, условной простоте реализации афер, а теперь еще и закредитованность населения.

Очередная наживка мошенников — сверхприбыль и очищенная кредитная история

Столица развода

Генпрокуратура Казахстана сообщила о том, что в Алматы суд вынес приговор 15 организаторам финансовой пирамиды QI Trade Kazakhstan. Ее головной офис финансовой пирамиды находился в Алматы, в регионах функционировали 12 филиалов. Служба специальных прокуроров доказала вину руководителей головного офиса и филиалов организации, а также исполнителей схем по обману граждан. В общей сложности от действий создателей одной только этой финпирамиды пострадали 1345 человек, а ущерб составил более шести миллиардов тенге.

Схема организации была предельно примитивна, а прямые признаки финпирамиды лежали, что называется, на поверхности. Конечно, выступали они солидно под видом компании по торговле на всемирной площадке Amazon имя громкое, на слуху. Далее на основании доверительного управления граждане вносили деньги для дальнейшего получения доходов в процентах. Причем вкладчикам обещали прибыль до 96 (!) процентов годовых ставка плавала в зависимости от суммы вклада.

«Приговором Бостандыкского районного суда 15 лиц признаны виновными с назначением реальных сроков лишения свободы от шести до семи лет. Генеральная прокуратура призывает граждан быть бдительными, воздержаться от вкладов денег в сомнительные организации», говорится в сообщении Генпрокуратуры.

На самом деле 1345 пострадавших пугающая цифра, но даже она не раскрывает всю картину по этому эпизоду. Вкладчиков наверняка в разы больше, и все они повелись на «заманчивые» 96 процентов, хотя именно такое вознаграждение и должно было послужить отталкивающим фактором, ведь в среднем депозитная система реальных банков предлагает ставку вознаграждения от 10 до 12 процентов годовых.

Увы, люди предпочитают не замечать очевидные риски, а где-то идут на них осознанно, надеясь на то, что успеют «выскочить». Хорошо известно, что, прежде чем любая из финпирамид схлопывается, на этапе роста она действительно дает участникам возможность получить повышенные дивиденды. Но это игра с огнем, ведь неизвестно, насколько сильно раздут финансовый пузырь на момент входа, нет никаких гарантий того, что, получив лишь проценты от вложенной суммы, участник пирамиды сможет вытащить весь свой капитал, а также сохраняются и другие риски.

Это лишь один эпизод. Чуть шире трагичность растущего мошенничества в Казахстане показывает статистика за 2022 год. Согласно данным, опубликованным аналитическим порталом Finprom, мошенники причинили жителям Казахстана ущерб на сумму 95,8 миллиарда тенге это на 88,3 (!) процента больше, чем в 2021 году.

Больший урон нанесли физическим лицам 64 миллиарда тенге по сравнению с 38 миллиардами в прошлом году. Годовой рост в денежном выражении составил 68,4 процента. Юридическим лицам мошенники причинили чуть меньший финансовый ущерб, однако сама сумма многократно больше предшествующих показателей. В 2022 году юрлица потеряли таким образом 23,2 миллиарда тенге, а в 2021-м 4,3 миллиарда тенге. Государство получило ущерб на сумму 8,6 миллиарда тенге в 2022 году, а в 2021-м 8,5 миллиарда тенге.

Следующие цифры показывают, что казахстанцы стали чаще идти на большие риски, вкладывая в различные сомнительные организации более крупные суммы денег. Так, если за январь-октябрь 2022 года в стране зарегистрировали 37 тысяч дел по статье «Мошенничество», то за тот же период 2021-го более 34 тысяч случаев. То есть при сравнительно одинаковых показателях числа пострадавших, сумма их потерь практически удвоилась.

При этом 47 процентов (17,7 тысячи) случаев относятся к интернет-мошенничеству. Помимо этого, произошло 244 случая мошенничества с использованием платежных карт, 91 случай с займом денежных средств, 47 случаев в сфере кредитования, один случай был связан с недвижимостью. Больше всего преступлений мошенники совершают в Алматы. В городе зарегистрировали более 8,7 тысячи случаев на 20,5 процента больше, чем в 2021 году. Также в тройке антилидеров оказались Астана (5,7 тысячи случаев, на 10,6 процента больше) и Шымкент (3,5 тысячи случаев, на 11,2 процента больше). Меньше всего подобных уголовных правонарушений зарегистрировали в новообразованных регионах Улытауской, Жетысуской и Абайской областях. Правда, специалисты Finprom делают акцент на то, что новые области образовались лишь в середине 2022 года, то есть не отражает реальное положение дел.

«Добродетель»

Отнюдь не только финпирамиды представляют собой опасность. Мошенники работают в разных направлениях, о многих из которых мы неоднократно писали. Сейчас же появился сравнительно новый кейс, который прежде нам не попадался. Фундамент для развития нового вида мошенничества прежний это отсутствие все той же финграмотности населения и корыстное желание обойти закон.

Аферисты сфокусировали свое внимание на, как может показаться, небольшом секторе на людях с плохой кредитной историей, на тех, кому срочно нужны деньги, но у них нет залогового имущества и т.д. Речь о «кредитных помогайках», которые обманывают граждан, предлагая посреднические услуги при оформлении займов или обналичивании товарных кредитов. К слову, закредитованность казахстанцев продолжает расти от года к году. По данным Первого кредитного бюро, портфель беззалоговых потребительских кредитов в стране вырос почти на треть. Сейчас казахстанцы должны банкам и микрофинансовым организациям 7,4 триллиона тенге. А платить по счетам вовремя получается не у всех, особенно после того, как инфляция пробила отметку 20 процентов.

«У вас плохая кредитная история? Поможем быстро оформить кредит от 200 тысяч до трех миллионов тенге, без залога и предоплаты, высокий процент одобрения», «Вам срочно нужны деньги? Оформите товар в рассрочку, а мы его выкупим по хорошей цене» объявления с таким содержанием мошенники размещают в социальных сетях, в основном в Instagram, создавая фейковые аккаунты-однодневки.

С пользователями, которые откликнулись на объявления, «посредники» общаются в мессенджерах. При этом, как сообщает Fingramota, злоумышленники предпочитают вести переписку посредством WhatsApp, где есть режим исчезающих сообщений и действуют по одной из двух схем. В обоих случаях за свои «услуги» они требуют оплату, что весьма логично, но делается не для заработка, а чтобы отвлечь внимание от самой аферы.

Первая схема направлена на оформление товарных кредитов. Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на объявления «кредитных посредников», мошенники приступают к делу.

Со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, выбирают на сайтах продавцов электроники товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки.

Изобретательные мошенники также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам. Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему «клиенту» передают только один. При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, мошенники с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.

Не в кредитах счастье, а в их количестве

Вторая схема уже направлена на работу с кредитными наличными. Как и в предыдущем случае, якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее. Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика.

Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. Эта информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации «стопроцентно одобрят».

На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых «клиентов», объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. «Взломав» личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные микрофинансовые организации на получение онлайн-займов.

В случае одобрения микрокредита мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система кредитной организации считала их «лояльными клиентами» и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше. Почувствовав живые деньги, заемщики проникаются доверием и следуют всем рекомендациям мошенников.

Дальше все проходит по уже отработанной схеме. Все средства перегоняются со счетов граждан на счета третьих лиц дропперов или на баланс подставных номеров телефона, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.

Дропперов, в качестве которых нередко выступают нуждающиеся в деньгах студенты, мошенники обычно «нанимают», чтобы они переводили незаконно полученные деньги между разными счетами. Это позволяет преступникам запутать свои следы и усложнить работу следствию. При этом мошеннические переводы могут совершаться в разные страны. В свою очередь, заемщик остается у разбитого корыта без денег, без доказательств того, что он доверился мошенникам и… с еще большим долгом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру