Градус безответственности: как выживает Экибастуз

В конце ноября, когда на север Казахстана обрушились 20-градусные морозы, энергетическое сердце страны — город Экибастуз — погрузился в холод из-за… аварии, последствия которой приобрели катастрофические масштабы.

Градус безответственности: как выживает Экибастуз

В ночь на 27 ноября в городе произошла остановка сразу нескольких котлоагрегатов Экибастузской ТЭЦ. Множество порывов на тепломагистралях оставили без теплоснабжения фактически весь город с населением 150 тысяч человек. Важно отметить, что ЧП произошло не вследствие продолжительного воздействия непогоды, а сразу после прихода первых (!) холодов. Как будто тепловики и все ответственные лица надеялись, что в этом году зимы не будет. Но обо всем по порядку.

Первопричиной ЧП стало обнаружение на котле № 11 Экибастузской ТЭЦ свища — повреждения стенки в виде трещины или сквозного отверстия. Сотрудники сразу же остановили работу трех водогрейных котлов из-за большой утечки воды. Уже к утру все скрытые болячки вылезли наружу: на тот момент выявили как минимум 15 крупных повреждений, по масштабам которых стало ясно, что оперативно ситуацию не решить. Местные власти попросту не подготовили город к отопительному сезону.

На самом деле ЧП можно сопоставить с трагедией Чернобыльской АЭС. Конечно, не по масштабам разрушения, а по той халатности сотрудников, чиновников и всех причастных, в чьи прямые компетенции входило обеспечение работы городской системы отопления. Как город, в своем прошлом обладавший крупнейшими в СССР электростанциями ГРЭС 1 и ГРЭС 2, где была возведена первая в мире ЛЭП сверхвысокого напряжения и где расположен один из крупнейших в мире угольных разрезов, мог остаться без тепла?! Вопрос пока без ответа, мы же вернемся к хронологии событий.

После ЧП указом Президента страны освобожден от должности аким Павлодарской области Абылкаир Скаков, а временно исполняющим обязанности назначен его заместитель Олег Крук.

На одной из экстренных конференций врио отметил, что сейчас сложно делать какие-то выводы. Он сказал, что как ТЭЦ, так и теплосеть устарели, но подчеркнул, что причина отнюдь не только в «усталости труб». Крук ставит в пример Павлодар, где, по его словам, тоже плачевная ситуация с износом сетей, однако в этом году там провели технический аудит, заключение которого позволило местным властям основательно подготовиться к отопительному сезону.

В свою очередь, аким Экибастуза Аян Бейсекин сообщил, что в августе аким области Абылкаир Скаков поручал провести технический аудит систем теплоснабжения по городу. Однако все это время шли переговоры с организациями, которые могли бы провести работу качественно и в установленные сроки.

Что послужило причиной столь длительного соискания — в этом будут разбираться компетентные органы. Однако уже сейчас очевидно — меры по форсированию этого вопроса, особенно в преддверии отопительного сезона, были недостаточными.

Кстати, еще в первый день масштабной аварии в Минэнерго сообщили, что такая ситуация сложилась в том числе из-за низкого тарифа. «Павлодарэнерго» уже подало заявку на увеличение тарифа в два раза. Сейчас, по информации департамента Комитета по регулированию естественных монополий, жители Экибастуза оплачивают по прибору учета за однокомнатную квартиру площадью 38 квадратов около 3000 тенге, за двухкомнатную 55 квадратов — чуть больше 4000, за трехкомнатную площадью 70 квадратов — около 6000.

Экибастузскую ТЭЦ построили в 1956 году. Ею вместе с тепловыми сетями владеет АО «Павлодарэнерго». Его материнская компания — АО «ЦАЭК». Председатель правления АО «ЦАЭК» Багдат Оралов, как и аким города, связал случившееся с износом сетей. Пояснив, что ежегодно в городе необходимо ремонтировать как минимум по 25 километров сетей, но в 2022 году удалось отремонтировать только (внимание!) 600 метров. При таких входных данных сказать, что трубы держались на честном слове, не сказать ничего.

Также Оралов сообщил, что сегодня изношенность оборудования самой станции составляет около 47 процентов. Цифра, конечно, настораживающая, но не критичная. Ведь еще в апреле этого года Минэнерго давало свою официальную информацию по состоянию ТЭЦ по стране, где сообщало, что средний износ основного оборудования ТЭЦ страны составляет 66 процентов! При этом износ энергооборудования ТЭЦ Уральска, Тараза, Кентау, Кызылорды и Степногорска превышает 80 процентов. Более того, количество ТЭЦ, эксплуатация которых превышает 50 лет, составляет 28 единиц (76 процентов), свыше 30 лет — девять единиц (24 процента), а средний возраст ТЭЦ — 61 год. Всего в стране функционируют 37 ТЭЦ, 10 из которых находятся в коммунальной собственности (Семея, Костаная, Кентау, Уральска, Аркалыка, Шахтинска, Астаны, Кызылорды, Тараза), две — в государственной (ТОО «МАЭК Казатомпром»), три — в квазигосударственной (АО «АлЭС») и 22 — в частной.

Всего в Экибастузе насчитывается около 420 километров тепловых сетей — это почти столько же, сколько и в Павлодаре. За последние 15 лет отремонтировано лишь 45 километров, а это всего 10 процентов от общей протяженности. Мораторий на повышение тарифа и безучастность государства сыграли в этом свою роль. В 2022 году на ремонтную кампанию выделили 500 миллионов тенге, в заявке на 2023-й предусмотрена уже сумма в размере трех миллиардов тенге. Из них 1,8 миллиарда планируют направить на капитальный ремонт станции и расширенный ремонт пяти котлов, оставшиеся 1,2 миллиарда — на обновление теплосетей.

Всего, по предварительным расчетам АО «ЦАЭК», чтобы Экибастузская ТЭЦ работала без аварийных ситуаций в будущем, необходимо около четырех миллиардов тенге.

«Вся деятельность «Экибастузтеплоэнерго» регулируется Министерством национальной экономики. Акционеры не получают никаких дивидендов и зарплату не только на этом предприятии, но и в принципе в группе компаний «Павлодарэнерго». Что касается тарифа, который утверждается МНЭ: такие субъекты называются субъектами естественных монополий. Здесь прибыли не существует законодательно. Всю прибыль мы обязаны направить на инвестиционные мероприятия, то есть на капитальный ремонт. Мы на протяжении долгого времени ведем переговоры о том, что надо менять методологию тарифообразования», — рассказал Багдат Оралов.

Сейчас в департаменте на рассмотрении заявка на утверждение тарифа с января 2023 года. Обсуждают вопрос о двукратном увеличении, до 11 500 тенге. С учетом ЧС в Экибастузе департамент приостановил рассмотрение заявки по тарифу.

Также известно, что 30 ноября прокуратура Павлодарской области по факту крупных повреждений на тепловых сетях, снижения давления сетевой воды и остановки водогрейных котлов ТОО «Экибастузтеплоэнерго» зарегистрировала досудебное расследование по статье 254 Уголовного кодекса Республики Казахстан — недобросовестное отношение к обязанностям. Как указывает ведомство, за такое преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

Отметим, что это не первое серьезное ЧП в этом году. В марте случилась авария на Степногорской ТЭЦ. Тогда сразу на двух энергетических котлах образовались свищи, из-за чего температуру в батареях пришлось понизить. Жители города и близлежащих поселков мерзли несколько дней.

В мае 2022 года отопительный сезон в Петропавловске пришлось завершать раньше обычного времени из-за обрушения трубы местной ТЭЦ-2, а теперь и экибастузское ЧП.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил Премьер-Министру страны Алихану Смаилову рассмотреть вопрос о возврате в государственную собственность проблемных энергетических активов. Что, судя по частоте происшествий, является мерой крайне необходимой. Но интересно другое — кто будет отвечать за то, что сети страны оказались в таком плачевном состоянии? Если бизнесмены, в чьей частной собственности оказались такие энергетические объекты, попросту занимались выкачиванием денег, то справедливо было бы обязать их за свой счет вернуть объекты, по меньшей мере, к такому состоянию, в котором их принимали. Это как минимум.

В этом разрезе решение прокуратуры по экибастузскому вопросу должно стать своего рода триггером, который должен выявить все слабые звенья в этом вопросе. Да, по состоянию на 5 декабря в Экибастузе во всех подвалах жилых домов подали тепло. Можно сказать, что пиковая точка пройдена, однако остаются локальные проблемы: из-за ЧП во многих квартирах разморозились батареи и стояки. В соцсетях можно найти немало роликов, на которых видно затопленные кипятком квартиры. Владельцев этих квартир и домов не так сильно беспокоит, кого же в этих разборках определят «крайним», гораздо важнее найти ответ на другой вопрос — кто восстановит испорченное, а в некоторых случаях и утраченное имущество?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру