Есть ли место сексуализированному насилию в браке

Шокирующая история произошла в Караганде. Нерадивый муж избил беременную супругу и на камеру склонил ее к интимной близости со своим другом. Пережившая насилие женщина, не найдя защиты у правоохранительных органов, обратилась к общественникам.

Есть ли место сексуализированному насилию в браке

Не сочли потерпевшей?

Как рассказывают родные девушки, восемь месяцев назад их племянница сильно пострадала от рук гражданского мужа. Побои и ножевые ранения зафиксировали судмедэксперты. Однако самое страшное произошло на следующий день после инцидента. Почувствовавший свою власть и безнаказанность, домашний тиран заставил супругу вступить в интимную близость со своим другом. Весь этот процесс он заснял на камеру. В кадр попали и «режиссер», и остальные участники действий. Эту историю опубликовала на своей странице в Facebook правозащитник Дина Тансари, действующее лицо фонда «Не молчи».

Со слов родственников женщины, они обратились в полицию. Сотрудники посмотрели видео, но заявление не приняли.

«Через месяц заявление приняли, таскали на допросы и очные ставки, предлагали ей поговорить с ним, простить — мол, всякое бывает. А потом закрыли дело. Мы обратились в облпрокуратуру, где нас поддержали и возбудили новое уголовное дело», — говорится в обращении.

Потом в полиции дело снова закрыли, но после обращения в суд его вновь открыли. В итоге отчаявшаяся женщина решила обратиться в фонд.

«Я вынуждена обратиться к вам, женщины и девушки нашей огромной страны! Вы должны понимать, что этот случай станет точкой невозврата, после которого любой извращенец может вас избить, потом заставить ублажать своих друзей, снять все это на камеру и — остаться безнаказанным! Потому что видео, как оказалось, не являются достаточным доказательством вины!» — говорится в обращении. Теперь потерпевшая намерена обратиться в Генпрокуратуру и к Президенту...

Хотя изнасилование сегодня считается в Казахстане одним из самым тяжких преступлений, доказать это деяние по-прежнему непросто, особенно если насилие было совершено супругом. Несмотря на то, что в этой ситуации не сам муж осуществлял насильственный половой акт, загвоздка в том, что в РК сложно доказать насилие, совершенное внутри брака, если насильником является муж и даже если в этом участвует третье лицо. Наверняка полицейские, к которым карагандинка обратилась за помощью, сочли, что это случай из серии «как кому нравится», и вдвоем или втроем — «личное дело каждой семьи», как и все остальные дела, происходящие в браке. С обывательской точки зрения ситуация, в которой муж изнасиловал «родную» жену, считается абсурдной, ведь, вступая в брак, люди как бы соглашаются на постоянную интимную близость с партнером. По крайней мере, так это негласно воспринимает большая часть общества.

Но что делать, если в семье действительно происходит сексуализированное насилие и человек, который по идее должен быть защитником, на стороне партнера, сам выступает агрессором? Рассмотрим этот вопрос с юридической и психологической сторон.

«Зачем тогда замуж выходила?»

В некоторых странах Восточной Европы и Скандинавии объявили изнасилование в браке незаконным еще до 1970 года, но в большинстве стран Западной Европы и англоговорящего мира признали его преступлением гораздо позже, в 1980-х и 1990-х годах. В развивающихся государствах это произошло еще позже, в 1990-х и 2000-х. К 2006 году изнасилование в браке являлось уголовно наказуемым деянием по крайней мере в 104 странах. Что касается Казахстана, то теоретически в нашей стране тоже должны рассматривать такие преступления. Ведь в законодательстве не прописано, что сексуализированного насилия в семье быть не может.

Однако здесь существуют свои тонкости. Как считают казахстанские юристы, спорным этот момент является с той стороны, что брачный союз, хотя и предполагает наличие «супружеского долга», под которым понимаются обещания взаимной физической близости, все же является равноправным, не допускающим принуждения со стороны одного из субъектов. Ни закон, ни современная общественная мораль не связывают вступление в брак с отказом от права на половую свободу, не признают обязанности женщины в любой удобный для мужа момент удовлетворять его половую потребность. Напротив, брачные отношения связываются с взаимным уважением потребностей и чувств друг друга, так что муж должен согласовывать свои потребности и желания с возможностями и желаниями жены. Но это в идеале, а с другой стороны: как доказать сам факт изнасилования, если сама по себе половая близость свойственна браку? Ответ: никак. В таком случае, кроме биологических следов половой близости, судмедэксперты должны зафиксировать другие доказательства в виде тех же побоев, если доказано, что жертву изнасиловала группа лиц, если воля жертвы к сопротивлению была подавлена угрозами убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Однако, как мы можем видеть по истории потерпевшей из Караганды, даже следы побоев не всегда являются для полиции доказательством. И здесь прослеживается уже проблема нашего менталитета, для которого подобные инциденты — часто предметы для пошлых шуток на тему муж-и-жена. Отягчает ситуацию и то, что никаких отдельных законодательных актов о сексуальных преступлениях внутри семьи не существует. Преступников привлекают по тем же статьям УК РК, по которым наступает наказание и для остальных лиц.

Должна, но не обязана?

Если законодательство не может защитить женщину, то где же ей искать помощи? Как объясняют отечественные психологи, прежде всего проблема состоит в том, что в паре не всегда с первого раза получается разглядеть абъюз в отношениях. Если женщина честна сама с собой и чувствительна к своим ощущениям, то менее вероятно, что она окажется в отношениях с насильником. Дело в том, что насилие не начинается на ровном месте: так или иначе женщина какое-то время терпит дискомфорт рядом с мужчиной. Чем больше человек пренебрегает своими эмоциями (то обидную шутку мимо пропустит, то себя же упрекнет за не совсем достойный поступок партнера) и игнорирует собственные ощущения ради сохранения отношений, тем выше вероятность, что в какой-то момент произойдет ситуация насилия.

Как говорят психологи, часто агрессоры и жертвы объединяются в пару не просто так. Скорее всего, у каждого из них есть свой опыт пребывания в ситуации насилия (например, в детстве), и теперь они неосознанно живут по одному из увиденных сценариев. Так, в ситуацию домашнего насилия чаще попадают женщины с мазохистическим характером, низкой самооценкой, привыкшие воспринимать любую форму насилия как норму.

Причем, с «юмором» к насилию в браке относятся не только недобросовестные правоохранители, но порой и сами женщины, допускающие в свой адрес сомнительное поведение. По крайней мере, они не всегда осознают абъюз.

Это понятно, ведь чаще всего при слове «изнасилование» на ум приходит насилие со стороны незнакомого или малознакомого человека, но точно не того, с кем женщина состоит в отношениях. Правда же состоит в том, что в здоровых отношениях партнеры могут проявлять друг к другу не только сексуальное желание, но и нежелание и имеют полное право рассчитывать на то, что любой из вариантов будет принят.

Что такое насилие? Правозащитники толкуют это как принуждение одним человеком другого (часто с применением физической силы) к совершению каких-либо действий либо нарушение личных границ человека, либо совершение над ним какихто оскорбительных, унизительных действий. По сути, если физическая близость происходит по принуждению и без желания одного из партнеров, это можно считать насилием. И такой вид насилия возможен точно так же, как и все другие его виды: физическое, эмоциональное, материальное. И, как правило, если в семье присутствует один вид насилия, то рядом с ним идут и другие.

Как объясняют отечественные специалисты, в этом случае в законодательстве необходимо четко определиться с тем, что считается насилием. Ведь бывает так, что в долгосрочных отношениях сексуальные потребности партнеров или одного из них отличаются от потребностей другого. Когда партнеры долгое время живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают детей, работают, сексуальная жизнь часто отходит на второй план. Поэтому ситуация, когда один из партнеров проявляет «подозрительную» активность, а другой — нет, для долгосрочных отношений не редкость. В этот момент особенно важно искать компромиссы. Если их нет, то речь идет о нарушении границ.

О сексуализированном насилии в браке разумно говорить тогда, когда супруг продолжает склонять другого к близости либо осуществляет половой акт, несмотря на внятное и неоднократное «нет!» или даже несмотря на физическое сопротивление. Особенно важно то, что один из партнеров четко демонстрирует свое нежелание. Если оно не озвучено, то ни о никаком насилии не может идти речи. Иногда тот же мужчина может и не подозревать, что женщина не настроена на интимную близость. Так происходит потому, что она о своем нежелании просто не говорит, а руководствуется личными установками о том, что «это же муж, а вдруг на сторону пойдет», боится потерять партнера. Или просто не умеет говорить «нет».

Правда в том, что такое положение дел не очень приятно для любого партнера, ведь в действительно доверительных отношениях оба рассчитывают на честность и вряд ли кому-то придется по нраву то, что исполнение «супружеского долга» с ним похоже на каторгу. Другое дело, если партнер с помощью силы принуждает другого к близости, зная о том, чего стоит это несогласие...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру