Пытались скрыть
Инцидент произошел в детском спортивно-военном лагере для мальчиков «Кемел», который расположен в курортной зоне Бурабай. Об этом на своей странице сообщила правозащитница Дина Тансари (Смаилова).
К ней обратились родители 11-летнего мальчика. По их словам, два мальчика 14 и 11 лет из Караганды неоднократно принуждали их сына к сексуализированным действиям, имитировали сцены сексуального насилия над ним. Могли заставить ребенка раздеться догола и высмеивали. Старший вожатый лагеря, узнав о произошедшем, просил пострадавшего ребенка помириться с насильниками и не «поднимать шум». Все эти действия происходили в детском лагере, руководство которого гарантировало безопасность детям...
По этому факту в ДП города Щучинска завели уголовное дело по ст. 123 ч. 2 УК РК. «Мы выражаем опасение, что пострадал не один ребенок, что есть еще пострадавшие! Поэтому очень важно привлечь всех к ответственности, особенно руководство лагеря «Кемел», которое допустило преступление, совершенное в отношении ребенка на их территории и пыталось замять дело!» — сообщила Тансари.
В свою очередь, правозащитница опубликовала письмо на имя Президента, в котором попросила взять на контроль подобные дела и ужесточить ответственность за совершенные действия несовершеннолетних, которые, как показывает практика, остаются в таких ситуациях безнаказанными.
Дети насилуют детей
В предыдущих материалах «МК» в Казахстане» уже писал о том, насколько детские лагеря сегодня безопасны. Ведь по факту — каких только инцидентов ни происходит с ними, когда они остаются предоставлены самим себе. Об этом свидетельствуют многочисленные новостные сводки.
Так, в 2014 году в ДОЦ «Континент» Аружан Абильдина обратилась за медицинской помощью в стационар детского лагеря из-за головной боли, болей в горле и рвоты. Только после ухудшения состояния ее госпитализировали в областную детскую больницу. В реанимации ребенок скончался. Причиной смерти стали двустороннее воспаление легких и нетравматический самопроизвольный разрыв левой почки. Медсестру детского лагеря, халатно отнесшуюся к своим обязанностям, осудили только спустя два года.
В 2020-м коллегия областного Актюбинского суда привела в силу приговор 22-летнему парню, осужденному на 10 лет лишения свободы за развратные действия в отношении детей. Студент столичного вуза Алиби Отепберген подрабатывал в детском лагере «Акбобек-Восток». Именно во время работы с детьми порочная природа молодого человека дала о себе знать. Теперь он пожизненно лишен права работать с несовершеннолетними.
Но не только посторонние факторы представляют опасность для детей. Зачастую основные риски несут для самих себя они сами. В летнем лагере, как и в любом закрытом пространстве, возрастает риск буллинга. В каждую смену формируется неформальная иерархия. Если это происходит хаотично и взрослые процессом не управляют, возникает агрессия, от которой впоследствии страдают наиболее незащищенные дети.
Как отмечают отечественные специалисты, чаще всего у ребенка, который сталкивается с насилием на отдыхе со стороны сверстников, уже были подобные ситуации в школе или других подростковых группах. Собирательный портрет такого ребенка может быть следующим: заниженная самооценка, неумение конструктивно обосновывать свою точку зрения, повышенная обидчивость, ведомость, низкие прогностичность и критичность собственных действий, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, отсутствие в его окружении взрослых, к которым он мог бы обратиться за помощью. Если ребенок столкнулся с такой ситуацией впервые, то возможной причиной мог стать неудачно сформировавшийся подростковый коллектив. Но скорее это исключение, чем правило. По мнению экспертов, в таких историях нередко сочетаются травля и сексуализированное насилие, то есть физическое насилие с нарушением интимных границ.
При этом сексуализированное насилие не всегда связано с гормонами. Психотерапевты из разных стран пришли к единому мнению, что такое насилие в подростковом возрасте совершается не ради удовлетворения плотских утех и наслаждения, а для доминирования сильного над слабым, получения удовольствия от чувства власти и контроля над своей жертвой. Здесь главные роли играют социальные проблемы, неумение справиться с внутренними конфликтами и наладить отношения со сверстниками. На этот вид насилия в основе решаются подростки, воспитывающиеся в семьях, где побои, оскорбления, издевательства, пощечины и подзатыльники считаются нормой. Забитый и униженный ребенок пытается самоутвердиться в детской среде и доказать всем (в первую очередь самому себе), что он сильный, ведь его боятся. И это не единственное объяснение такого поведения.
Как показал анализ Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2017 год, основной причиной преступности несовершеннолетних является их «самозанятость». Дети в попытках найти занятие по душе собираются небольшими кучками и вместе совершают преступления. Как иллюстрируют ситуацию различные инциденты, в летних лагерях дети как раз предоставлены самим себе и, несмотря на плотную организацию досуга, за всеми воспитанниками уследить невозможно.
Конечно же, подобная возмутительная статистика сводится к вопросу: что необходимо предпринять, чтобы остановить надругательства в детских группах? Психологи считают необходимым для решения проблемы введение среди школьников уроков по половому и сексуальному воспитанию.
Как объясняют психологи, в современном мире, где ребенок получает массу информации через интернет, родителям уже не отмахнуться от вопросов определенного свойства, как в старые времена. Дескать «вырастешь — узнаешь». Если дети не получают вразумительного ответа от своих родителей, начинается «самообразование» — просмотр порнографии, которая зачастую переполнена сценами насилия. Поэтому многие психологи рекомендуют родителям переступить через собственную неловкость и просвещать свое чадо. Это не говорит о том, что ребенка сразу нужно посвящать во все детали, но и откладывать объяснение в долгий ящик также не стоит.
При получении дозированной информации любопытство детей к тем или иным вещам снижается. Влечет ведь, как правило, к запретному.
Помимо обсуждения физиологических аспектов психологи также рекомендуют беседовать с ребенком на темы общечеловеческих ценностей. К примеру, о том, какими бывают эмоции. Ведь подростки очень часто идут на половой контакт, потому что не знают, как выразить свои чувства иначе.
Провести границы
Казахстанские психологи уверены — родителям, которые собираются отправить своего ребенка в детский лагерь, необходимо соблюдать некоторые рекомендации.
Для начала — научить его говорить «нет» и отказываться от того, что не нравится. Рассказать о личных границах. Желательно делать это не перед отъездом, а вырабатывать такой навык заранее — он пригодится не только в лагере, но и в жизни в целом. Если ребенок умеет постоять за себя и может сказать «нет», то другие не рискнут к нему приставать. В таком случае жертвой агрессии он не станет. Ведь, как правило, дети, которые «задирают» других, выбирают ребенка, который воспитан как жертва: которому стыдно, который зависит от чужого мнения и боится лишний раз что-то сказать. Также необходимо обсудить с ребенком гипотетические ситуации, которые могут возникнуть в лагере, и объяснить, какие действия он может предпринимать, если ему что-то не нравится: он должен сразу же звонить родителям, идти к старшим.
При этом ребенок должен знать, как защищать свои границы, в том числе и физически: вырываться, кричать, сопротивляться, убегать. И потом обязательно обращаться за помощью. Все это должно быть сопряжено с пониманием, что он не несет ответственности за агрессию другого человека.
В случае если ребенок настойчиво просится домой, не следует преподавать ему «уроки воли» и упрекать в том, что он «так просился в лагерь». Вероятно, на срочное возвращение домой у него есть весомые причины.
Ситуация, когда насилие было со стороны воспитателя или вожатого, отличается. В этом случае ребенку тяжелее рассказать родителям. Со стороны взрослого могут быть попытки забирать телефон, запугивать или присутствовать при разговоре. Поэтому нужно обращать внимание на эмоции ребенка и на то, как он говорит.
Если над ребенком было совершено насилие, необходимо обратиться к психологу. Помочь сможет специалист, умеющий работать с конкретной травмой.
Часто всю ответственность жертва сексуализированного насилия возлагает на себя. Это естественное поведение человека, который чувствует себя глубоко травмированным. Поэтому важно поддержать жертву и вернуть ответственность за произошедшее агрессору и руководству лагеря.
И что важнее — нельзя спускать происходящее с рук, потому что в лагере эта ситуация может повториться вновь. Родители агрессора также должны проводить работу со своим ребенком, не пускать ситуацию на самотек. Потому что, если ребенок или подросток прибегает к такой жестокости, то это совсем не сигнал о том, что он здоров и счастлив. Ему также необходима психологическая терапия, чтобы разобрать его внутренние конфликты и побуждающие мотивы.
Сегодня в Казахстане изнасилование считается тяжелым преступлением, но в случае с малолетними насильниками дела часто заканчиваются закрытием дела. Кто-то соглашается взять деньги во избежание огласки и позора, а в каких-то случаях закон попросту оказывается бессилен перед несовершеннолетними, даруя таким детям шанс на исправление. Вот только осознают ли оступившиеся свою вину или это закладывает в их сознание убеждение о последующей безнаказанности?