Трагедия в Актобе: чем человек хуже животного?

В Актобе случилась трагедия — погиб 12-летний мальчик, которого, по официальной версии, могли загрызть бродячие собаки. Эксперты связывают причины трагедии в том числе и с работой положений нового Закона «Об ответственном обращении с животными», согласно нормам которого регулирование численности бродячих животных путем умерщвления запрещено. То есть, чтобы регулировать численность тех же бродячих собак, их надо стерилизовать, содержать в спецприемниках. А позже — отпускать.

Трагедия в Актобе: чем человек хуже животного?

К слову, уже сегодня (а закон начал свою работу с марта этого года) приходят сообщения о переполненных приютах и сотнях пострадавших людей.

В конце 2019 года именитая защитница прав животных Брижит Бардо обратилась в письме к Президенту Казахстана с полной ужаса репликой — звезда кинематографа не могла принять то, что в Казахстане регулируют численность бродячих животных в том числе с помощью процедуры эвтаназии — усыпляют. «Президент Республики Казахстан, господин Касым-Жомарт Токаев, я пишу, чтобы выразить свои ужас и отчаяние по поводу судьбы бездомных животных в вашей стране. Отзывы продолжают поступать — отловленные собаки и кошки гибнут. Агентствам хорошо платят, чтобы без какихлибо угрызений совести и без жалости к животным и тем бедным людям, которые растят и ухаживают за собаками и кошками, они очищали улицы. Как это может происходить в мире?» — пишет Бардо.

В общем, не до конца понятно, под давлением мировой общественности или по личной воле законотворцев, но Казахстан принял обновленный Закон «Об ответственном обращении с животными». И все же сегодня очень хочется устроить встречу Бардо с родными погибшего мальчика. Конечно, в присутствии прессы, а также других жертв бродячих животных. Ведь ситуация вышла из-под контроля.

Стерилизация и чипирование — это меры, которые больше работают на перспективу. Но что делать сегодня с теми животными, которые успели расплодиться, сбиваются в стаи и атакуют людей? Если почитать ленту новостей, то за последний квартал вы найдете массу сообщений о нападении бродячих животных на человека. В основном это дети. Совсем недавно, в конце мая, в том же Актобе собаки напали на девочку и нанесли серьезные травмы. Если бы не защитил взрослый, неизвестно, чем бы все кончилось. Ребенку наложили более 20 швов! Ну а в целом за период действия более гуманного к животным закона от нападения бродячих собак пострадало более сотни человек. И это только в одном городе Казахстана. Впрочем, общественники сообщают о многократном увеличении численности бродячих собак во всех регионах Казахстана.

Чтобы понять, насколько плодовиты эти животные, от которых приходится своими силами защищать детей, разберем сообщение Ондасына Уразалина, акима Актюбинской области. «Это наша недоработка. Если мы в прошлом году 17,5 тысячи бродячих собак уничтожили, то это была работа, которая в какой-то степени стабилизировала проблему. Теперь в связи с введением этого закона эта работа, к сожалению, была приостановлена», — отметил Уразалин. За 12 месяцев — 17,5 тысячи бродячих собак! И что же теперь делать, если нельзя сокращать их количество физически? Напомним, что закон требует помещать их в спецприемники, стерилизовать и отпускать. Станут ли они от этих процедур более гуманны к детям? А что будет на следующий год? Ведь к 17 тысячам добавятся как минимум столько же — собака живет не один год. Причем своры по мере увеличения их количества станут только свирепее — борьба за корм, территорию и прочее способствует проявлению инстинктов. Да, согласно нормам закона есть расчет на то, что постепенно численность бродячих животных пойдет на спад. Но как дожить до этого без травм и жертв, в документе ничего не сказано.

Чтобы не вытягивать слова Уразалина из контекста, упомянем, что он, конечно, сослался на новые требования закона, которые ограничивают функционал служб контроля популяции бродячих животных, однако вину свою тоже не исключил. «Я еще раз говорю, я не исключаю своей вины. Мы не перестроились по этому фактору на новые принципы работы — отлов, стерилизацию и чипирование», — сказал Уразалин. При этом добавил, что, мол, есть нюансы с оплатой труда. И если ранее платили за голову, то теперь это оклады. В общем, ловцам бережно относиться к бродячим животным оказалось не выгодно. Уразалин назвал это «чисто субъективным фактором заинтересованности людей». Правда, решение уже вроде как близится — на нейтрализацию проблемы в регионе направили 41 миллион тенге. Сумма неокончательная — дальше по необходимости больше.

Ситуация по-прежнему требует вмешательства. Убивать бродячих животных нельзя, но и ходить в одиночку по улицам некоторых городов, отпускать детей тоже нельзя.

Что же должно произойти такого, сколько еще смертей, травм, чтобы депутаты, наконец, вернулись к обсуждению темы, только теперь уже ответственного отношения к людям? Найдется ли такая же тяжеловесная в плане общественной значимости фигура, как Брижит Бардо, которая выступит теперь уже за соблюдение прав человека на безопасное и свободное перемещение? Причем доступными нам сегодня методами.

И все же. Да, полностью списывать произошедшее лишь на особенности закона не совсем корректно. Ведь выясняется, что исполнение утвержденных норм по части отлова и содержания были реализованы не в полной мере. Собственно, как и контроль. Однако ситуация заставляет признать, что к нынешнему закону требуются поправки по части норм на крайний случай. Когда без кардинальных мер не обойтись. И ведь нельзя сказать, что в регионе не знали или молчали о сотне нападений бродячих животных за последние три месяца. По словам представителей Центра охраны материнства и детства, когда произошел первый случай и пострадал ребенок, письменно обращались «во все инстанции». Но в ответ приходили лишь уведомления со ссылкой на нормы более гуманного к животным закона.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру