Январские события в Казахстане: нет ответа на главный вопрос

По итогам расследования январских событий следствие завершило и направило в суд 261 дело в отношении 410 обвиняемых. При этом 155 человек подозревают в тяжких и особо тяжких преступлениях.

Представители МВД РК сообщают — большую помощь в привлечении к ответственности за мародерство и учинение беспорядков, связанных с январскими событиями, оказывают граждане, которые предоставили видеоматериалы, где видны номера автомобилей, особые приметы и лица людей, участвующих в разграблении магазинов города, банкоматов и прочих погромах в Алматы. Однако наиболее ценными являются записи активистов, подстрекателей и провокаторов на противоправные действия.

В то же время главных новостей пока нет. А именно ответов на вопросы — была ли это попытка государственного переворота и если да, то кто конкретно может быть в этом виновен? Поэтому можем предположить, что работа по определению виновных, степени их вины и наказанию только начинается. Практика показывает, что такие процессы занимают не один год, а вина и ответственность должны быть определены в полном объеме. Конечно, такого рода дела, когда высокопоставленных чиновников обвиняют в измене государству, не могут и не должны быть рассмотрены второпях. И у нас уже были подобного рода громкие процессы, что требовали сотен томов. Но об этом подробнее мы поговорим немного ниже. Сейчас хотим отметить обозначившиеся приоритеты расследования дел.

Складывается впечатление, что система пытается в первую очередь разобраться с делами граждан, которые, по мнению следствия, не могли играть главных ролей в январской трагедии. То есть тех людей, преимущественно молодых, которые могли поддаться соблазну, уговорам, угрозам и не имели ранее приводов в полицию и судимостей. С такого рода участниками январских событий поступают исключительно лояльно. В их отношении применяют наказание, не связанное с лишением свободы. Фактически дается второй шанс на начало нормальной социальной жизни. Независимые эксперты также связывают такое решение с нежеланием подпитывать альтернативные течения деструктивного толка новыми «боевыми» единицами — принято решение привлечь их на светлую сторону. Впрочем, высказывают и такое мнение: решение не сажать и дать второй шанс может обернуться против общества, если государство не продолжит работу в плане социальной устроенности молодежи. Иными словами, такой широкий жест будет эффективен только в качестве неотъемлемой части нового общереспубликанского проекта, решения насущных проблем. Иначе все это приведет к опаснейшему чувству безнаказанности.

Однако обществу больше интересны судьбы указанных в официальном сообщении 155 человек, которые находятся под стражей и которых обвиняют в тяжких и особо тяжких преступлениях. Можем предположить, что наиболее активная работа с ними начнется в ближайшее время, когда судебная система окончательно определит степень вины и наказание для тех, кому решено дать еще один шанс. Скорее всего, именно среди этих 155 подозреваемых есть зачинщики, подстрекатели, убийцы. Не исключено — террористы. И в этом случае мы не должны ожидать и требовать скорого расследования и суда, ведь такого рода обвиняемые при должном подходе могут вывести на заказчиков попытки государственного переворота. Нужно отработать как социальные, так и финансовые связи, которые могут их объединять между собой. Не менее важно установить принадлежность к террористическим организациям международного уровня. А также их родственные связи на территории Казахстана, денежные поступления, расходы и возможные принадлежащие им бизнес-структуры, которые могли быть использованы для подпитки деструктивных ячеек. А финансирование деструктивных течений, наверное, может быть основанием для возможной конфискации. Впрочем, это уже на усмотрение суда. В любом случае, чтобы проработать хотя бы по обозначенным нами нескольким направлениям 155 человек (а может, и больше — это выяснится по ходу), потребуется не менее одного года и консолидация усилий всех правоохранительных органов.

Ну и условная третья фаза — тщательная проработка обвиняемых государственных служащих и наиболее высокопоставленных чиновников. В этом случае разбирательство может затянуться не на один год. Тщательная, обстоятельная работа над делом, связанным с высокопоставленным чиновником, — это общемировая практика. Вспомним процесс, который проходил в России относительно Алексея Улюкаева, Министра экономического развития РФ. Его задержали 14 ноября 2016 года по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Однако окончательный приговор Мосгорсуд вынес лишь 12 апреля 2018 года. А например, Пак Кын Хе, Президента Южной Кореи, в марте 2017 года по решению Конституционного суда отстранили от власти и арестовали. Однако окончательную точку в деле поставили только в январе 2021 года.

Из всего этого следует, что ближайшие несколько лет пройдут под знаком разбирательств и расследования дел обвиняемых в тяжких преступлениях. В том числе и обвиняемых в госизмене. И ближайшее время общественности, мы уверены, будут представлены все новые подробности, озвучены новые громкие фамилии, связи и причастность к террористическим атакам. Опять же — поводов для спешки нет, так как скрупулезное расследование позволит определить большинство слабых мест общества, вертикали власти и принять адекватные решения, которые должны быть закреплены законодательно, чтобы не допустить подобного в будущем теперь уже Второй республики.

Сюжет:

Дело Алексея Улюкаева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру