Однако если раньше мошенникам приходилось использовать множество разовых SIM-карт, то сегодня различные компьютерные программы позволяют дублировать любой номер, производя телефонные звонки от имени рядовых казахстанцев, не подозревающих о происходящем. С этой ситуацией напрямую столкнулась сотрудница газеты «МК», от ее имени мошенники предлагают казахстанцам кредиты...
Без меня ему звонили...
Казахстанцы могут даже не догадываться, что с их номеров мошенники звонят своим жертвам и вымогают деньги. О том, как работает эта схема, на своем опыте узнала моя коллега Эльмира. В разговоре она поделилась, как понять, что ваш номер используют мошенники, а главное — что делать в этой ситуации.
«Все началось с того, что мне позвонила незнакомая женщина и сообщила — с моего телефона ей только что звонили и представились сотрудниками банка, — рассказывает Эльмира. — Предлагали взять какой-то кредит, просили обдумать это решение и перезвонить. Но эта женщина перезвонила мне, сказав, что готова выслушать информацию по кредитам более подробно. Конечно, я ответила, что не звонила ей, номер ее телефона мне совершено незнаком и я не сотрудник банка. Женщина настаивала на своем, ее трудно было переубедить. И все же мы разобрались. Но это было только начало. Через пару дней мне позвонил мужчина, через день — другая женщина, затем — еще несколько граждан. Каждый говорил о звонке к ним из банка с моего номера телефона. После чего я обратилась в call-центр и решила узнать, каким образом с номера моего телефона неизвестные личности звонят незнакомым мне людям и представляются сотрудниками банков и тем более предлагают кредиты. Выслушав мою историю, оператор службы поддержки сообщил мне, что я не первая, кто обращается к ним с такими вопросами, потому что такие случаи происходят почти повсеместно. После чего работник call-центра объяснил мне схему, по которой мошенникам удается звонить, используя номера других казахстанцев. По его словам, сейчас в интернете много программ для дублирования номеров сотовых телефонов, их и используют аферисты. Выбор обычно случайный, это может быть любой действующий номер, который зарегистрирован на территории Казахстана.
— При этом казахстанцы обычно даже не подозревают, что их номерами пользуются мошенники. Потом, когда их жертвы начинают звонить на этот номер, попадают к реальному владельцу SIM-карты, который вообще не в курсе, в чем его обвиняют, — рассказал мне оператор call-центра. На вопрос о том, можно ли как-то отследить, откуда поступают звонки, оператор ответил, что работники компаний сотовой связи этот процесс отследить не могут и лучше по такому вопросу обратиться в правоохранительные органы».
Так Эльмира и сделала. Она поехала в полицию, рассказала о сложившейся ситуации и написала заявление, подкрепив все показания информацией о телефонных вызовах и аудиозаписями разговоров.
Реакция госорганов на ее заявление не заставила долго ждать, и на следующий день Эльмире позвонили из РУВД Ауэзовского района. Так, по информации ведомства, на протяжении всего времени ей звонили жертвы мошенников со всех регионов Казахстана: Уральска, Актобе, Атырау, Жезгазгана. Изначально сотрудник правопорядка хотел вызвать их к с себе для дачи показаний, но, учитывая обстоятельства, это не представилось возможным. Однако по телефону они подтвердили изложенную полицией информацию. С номера телефона Эльмиры действительно поступали звонки с предложениями, связанными с деньгами и денежными переводами. В основном от лица Home и Halyk банков.
На вопрос о том, как запретить мошенникам телефонные звонки, используя номер Эльмиры, и что дальше делать, сотрудники правопорядка развели руками: в этой ситуации они также оказались беспомощны. Как оказалось, вычислить таких мошенников сложно, так как по сути они звонят с другого номера телефона, рассказали Эльмире в ведомстве: «Если бы они звонили, используя конкретные SIM-карты, тогда мошенников можно было бы вычислить по геолокации. Копирование же чужих телефонных номеров через интернет-сайты усложняет задачу. К сожалению, мы не располагаем нужной техникой и оборудованием, чтобы проследить всю эту цепочку. Единственный выход в этой ситуации — обратиться в полицию и написать заявление о подозрительных звонках на свой телефон. В последующем это избавит от разбирательств невиновного человека и докажет, что он не имеет никакого отношения к мошенническим схемам. Так как полиции уже будет известно, что его абонентским номером пользуются посторонние».
По словам Эльмиры, спустя какое-то время телефонные звонки от тех, кому звонили мошенники, прекратились, но сейчас изредка возобновляются: звонят примерно раз-два в неделю: «Конечно, я объясняю людям эту ситуацию и предупреждаю их, чтобы они не попадались на удочку мошенников. Люди, как правило, встречают такие новости с удивлением: многие не подозревают, что сегодня мошенники уже используют такие изощренные методы отъема чужих денег. А некоторые признаются, что уже перевели деньги злоумышленникам».
Знание как спасение
Как сообщил мобильный оператор Эльмире, ее случай не единичный. И это подтверждают полицейские сводки.
Так, по данным УКП департамента полиции Нур-Султана, в прошлом году от действий по описанной схеме пострадало около 300 столичных жителей, по всем фактам начато досудебное расследование по статье 190 УК «Мошенничество». Общий ущерб с начала 2021 года по этим заявлениям оценивается в 100 миллионов тенге. Однако, несмотря на, казалось бы, общую осведомленность, казахстанцы продолжают переводить деньги на счета мошенников.
Первое, что необходимо уяснить — если поступил такой звонок, столичный департамент полиции рекомендует ни в коем случае не называть реквизиты карты. Нужно прервать беседу и самому позвонить в официальный call-центр банка, чтобы уточнить там всю информацию.
Во-вторых, если вам поступил звонок якобы от банковского работника, можно задать звонившему встречный вопрос и попросить назвать свои имя, фамилию и точное название банка. Скорее всего, злоумышленник будет путаться в названиях. Соответственно, при разговоре он попросит озвучить свои персональные данные, назвать реквизиты карты и SMS-пароль. Выполнять требования мошенника категорически нельзя, иначе он получит полный доступ к счетам человека и сможет переводить его деньги по своему усмотрению.
Еще одна не менее важная деталь: нужно понимать, что сами сотрудники call-центров банков никогда не звонят и не собирают персональные данные. У них даже нет функции исходящих звонков в программах.
В случае если звонки от мошенников либо от жертв аферистов становятся частыми и более настойчивыми, единственно верным решением остается обращение в полицию. И, хотя технологическое обеспечение органов правопорядка сегодня несовершенно, все же полиция сможет проверить, как проходил звонок — через спутник или по мобильным сетям.
Самое главное — мошенники могут имитировать (подделывать) исходящий номер, но не могут принять звонок на этот номер. Поэтому при получении любых подозрительных звонков и SMS-сообщений проверяйте их подлинность обратным звонком. В этом случае вы попадете к истинному владельцу номера. Если владелец не отвечает или звонок сбрасывается, вероятно, он отключил телефон в связи с мошенническими атаками на его номер и/или «от имени» его номера.
Если ваша компания оказывает услуги или продает товары, обязательно проверяйте любые телефонные заказы обратным звонком прежде, чем приступить к исполнению заказов. А еще лучше — принимайте заказы исключительно через собственный онлайн-магазин, который требует проверки телефона подтверждающим SIM-кодом. В противном случае может быть реализована мошенническая схема, и виноваты будете только вы сами и больше никто.
Единственно верным способом себя защитить сегодня являются знания. Каждый казахстанец может помочь людям снизить количество случаев мошенничества, если располагает верной информацией. И чем большую огласку получит тот или иной способ мошенничества, тем лучше общество будет подготовлено к атакам и тем быстрее освободится от их угрозы по мере того, как виновных будут привлекать к ответственности.