Пульс города. Когда на улице стреляют

Ночь на 5 января 2022 года уже разделила историю Алматы и всего Казахстана на до и после... После, которое по факту еще не наступило. Есть только настоящее, наполненное неизвестностью, страхом и определенной беспечностью.

Пульс города. Когда на улице стреляют

Параллельная реальность

Сейчас уже не приходится сомневаться в том, что события, развившиеся в ночь на 5 января, были далеки от формата мирного митинга. Среди людей, вышедших на улицы города, чтобы высказать свое мнение, оказалось большое число деструктивных личностей, мародеров, насильников и террористов. На тот момент полицейские и силовики, защищающие Алматы и горожан, не применяя огнестрельного оружия, использовали для разгона агрессивных людей лишь светошумовые гранаты и дымовые шашки со слезоточивым газом. Одна из таких гранат прилетела и на территорию редакции «МК» — дым, хоть и раздирает слизистую, но не является смертельным.

В свою очередь, избыточной агрессии некоторых из митингующих не было предела: полицейских брали в плен и избивали, молодых бойцов нацгвардии, держащих оцепление вокруг акимата, выдергивали по одному и забивали саперными лопатами — дикое, кровожадное, а главное, необоснованное поведение. Это не митинг, а нереализованная попытка вызвать огонь по мирным гражданам со стороны органов правопорядка.

Уже тогда восприятие происходящего в Алматы можно было разделить на две параллельные реальности. Одни только что-то слышали о каком-то митинге и, ничего не подозревая, утром 5 января собирались на работу. Другие уже с ночи были очевидцами кошмара и боялись подойти к окну, поскольку выстрелы и крики в районе Площади Республики практически не прекращались. Те, кто живет вдали от районов активных действий, не слышали автоматных очередей и даже на вторые сутки не видели толп митингующих, не могли оценить масштаб происходящего. Единственным отличием от повседневности было отсутствие интернета и связи, без которых оказалось невозможно посмотреть кино или провести какие-либо интернет-платежи.

В другой реальности оказались люди в зоне активных действий — их волновали совершенно другие вопросы. Как автоматные очереди, так и отдельные выстрелы раздавались в районе центра Алматы на протяжении всей недели. Залпы были слышны не только со стороны Площади Республики, где и развернулись основные боевые действия, но и в микрорайоне Горный гигант, всех трех Самалах и «золотом квадрате».

В стране 7 января ввели максимальный, красный, уровень террористической опасности, и Верховный главнокомандующий Касым-Жомарт Токаев дал приказ силовикам стрелять на поражение. Тогда же стало известно, что только Алматы атаковало около 20 тысяч террористов и объявили о проведении антитеррористической операции.

На тот момент большинство жителей районов, прилегающих к площади, не спали уже вторые сутки, находясь в буквальном смысле на страже своих домов и семей. Ведь опасность исходила не только от террористов, но и маргиналов, которые, пользуясь ситуацией, промышляли грабежами в разных частях города: небольшие группы людей, состоящие из трех-четырех человек, в масках и балаклавах врывались в дома, отбирали деньги и драгоценности. Кому-то удавалось отбиться, но у тех же пенсионеров попросту не было ни малейшей возможности противостоять извергам.

Все происходящее омрачал туман, который с определенной периодичностью накрывал верхнюю часть города. Густой, пропитанный запахом серы и жженого пороха. Он был как спецэффект в каком-то голливудском триллере. Только было все по-настоящему: и выстрелы, и жертвы, и чувство неподдельного страха.

Борьба за жизнь

Решение провести фоторепортаж было принято 7 января, ведь на тот момент не было практически никакой информации о происходящем. Сотовая связь и интернет были заглушены из-за проводимой спецоперации.

При выезде на центральную улицу города — пересечение проспекта Назарбаева и улицы Хаджимукана — первое, что попало в объектив фотоаппарата — это очередь людей, стоящих у местного продуктового магазина. Владельцы отпускали продовольствие через окно, ведь за три дня отсидки в домашней «засаде» продуктовые запасы многих людей истощились. Но во многих магазинах шаговой доступности не оказалось не только хлеба, но и других продуктов первой необходимости, включая муку, дрожжи и остальные компоненты, необходимые для приготовления домашней выпечки. В микрорайоне Самал, что в 500 метрах от центральной площади, большинство людей, попавшихся нам на пути, затаривались исключительно фруктами. Бананы, мандарины, ананасы — вот вся провизия, на которую можно было рассчитывать на 7 января.

Конечно, такая обстановка была не везде, и, если в одном из магазинов того же Горного гиганта можно было найти хлеб и какие-то продукты по завышенным ценам, то в другом, расположенном в двух минутах езды от предыдущего, практически все виды хлебобулочных изделий были представлены в широком ассортименте и по адекватной цене. Аналогичная ситуация и с остальными продуктами первой необходимости: в одних магазинах все полки были сметены подчистую, в других же можно было закупаться без какого-либо ажиотажа.

Продолжив свое движение по проспекту Назарбаева в северном направлении, мы уперлись в установленные бетонные блоки-заграждения на пересечении с улицей Жолдасбекова. Сутками ранее проезд по проспекту был открыт, и тогда всем очевидцам предстала страшная картина. Судя по имеющимся в распоряжении редакции видеоматериалам, накануне в районе резиденции Президента РК творились полный хаос и неразбериха. На кадрах видеоматериалов видно, что на коротком отрезке дороги стояло сразу несколько сожженных пожарных машин. Одна из них преграждала въезд в резиденцию, еще две застряли в траншеях арычной системы. Здесь можно только предположить, что, приехав на пожар, пожарные расчеты столкнулись с атакующими террористами. По всей видимости, пытаясь уйти от огня, они двигались задним ходом и, не успев развернуть тяжелые и неповоротливые автомобили, просто застряли, провалившись в арыки. Остается только надеяться, что сами пожарные уцелели.

Чуть выше северного въезда в резиденцию военным бортовым КамАЗом был пробит забор. По всей видимости, кто-то изнутри резиденции пытался пробиться наружу, но, судя по наличию следов крови и тому, что грузовик преодолел фундамент забора лишь передней осью, полностью реализовать попытку не удалось. Кабина КамАЗа была также полностью сожжена. Помимо этого рядом стояли сгоревший бульдозер и несколько сожженных дотла легковых автомобилей.

Брусчатка, которой выложена пешеходная аллея вдоль резиденции, была частично разобрана, а кирпичи, очевидно, для того, чтобы забрасывать ими солдат, были собраны в кучи. Это было настоящее пекло, оказавшись в котором силовикам приходилось отвоевывать каждый метр.

Звуки этого сражения жители прилегающих районов слышали за сутки до этого, а днем 7 января на перекрестке Назарбаева — Жолдосбекова, непосредственно перед бетонными заграждениями, собралось около десятка машин и толпа зевак, которые наблюдали за тем, как спецмашины устанавливают баррикады. Люди как будто с усмешкой и, не осознавая сути, с любопытством глазели на все происходящее.

На прицеле

Двигаясь дальше по улице Ганди в западном направлении, через туманную пелену можно было разглядеть здание акимата, стены которого буквально выгорели и покрылись сажей с первого до последнего этажа. Из окон восточного крыла по-прежнему шел серый густой дым. Аналогичная участь постигла и здания, расположенные непосредственно на Площади Республики. В них было размещено множество казахстанских СМИ, но после разгрома и поджога практически вся инфраструктура зданий была полностью уничтожена. Этот факт в очередной раз подтверждает, что в период «мирного митинга» действовали террористы, целью которых был захват стратегических точек телерадиовещания. По всей видимости, после того как силовики начали их выдавливать с захваченной территории, отступая, они поджигали помещения ТРК одно за другим.

Террористы жгли не только здания, но и транспорт. По всему городу и сейчас можно увидеть сожженные автомобили и автобусы. Причем уничтоженными оказались транспорт не только силовиков и органов правопорядка, но и гражданские автомобили, и кареты скорой медицинской помощи. На пересечении улицы Сатпаева и проспекта Сейфуллина 5 января произошло ДТП, в результате которого машина скорой помощи врезалась в дерево. Удар бы сильным, но никакого возгорания на тот момент не было. ДТП попало в объектив фотоаппарата, когда мы возвращались с редакции после первой в текущем году верстки. Тогда вокруг машины находилось большое количество людей, которым, как тогда показалось, было просто любопытно. Однако 7 января эта же карета скорой помощи оказалась сгоревшей дотла, от минибуса остался только остов. Кадр сделан, двигаемся дальше.

Ближе всего подобраться к Площади Республики удалось только со стороны улицы Сатпаева. На пересечении с улицей Желтоксан была растянута заградительная конструкция и установлены бетонные блоки, за которыми на расстоянии двух метров друг от друга находились солдаты, вооруженные автоматами Калашникова. Стволы каждого из них были направлены на бесконечный поток машин, которые двигались по Сатпаева и перед площадью сворачивали вниз по Желтоксан.

Несложно представить, каково было напряжение военнослужащих, которые осознавали, что из каждой гражданской машины по ним могут открыть огонь. Степень накала автор строк испытал на себе, когда, подъехав ближе к баррикаде, поднял фотоаппарат, чтобы сделать насколько кадров. Военнослужащие отреагировали моментально: те солдаты, которые держали автоматы на изготовке, моментально подняли стволы и направили их в сторону машины. Сделав всего пару кадров, я опустил камеру, поскольку на тот момент уже было общеизвестно, что Верховный главнокомандующий дал приказ стрелять на поражение без предупреждения. Сложно передать в тексте то ощущение, когда одновременно несколько автоматов, заряженных боевыми патронами, не просто направлены в ту же сторону, а нацелены и «ведут» непосредственно тебя.

Надо перевести дыхание. Я принял решение отдалиться от площади и сделать небольшой круг по центральной части Алматы. Банковские отделения по проспекту Абылай хана были разгромлены и сожжены. На пересечении с улицей Жамбыла по асфальту разбросаны внутренности отдельно стоящего банкомата. Со слов очевидцев, проживающих в непосредственной близости, мародеры пытались его вскрыть на протяжении пяти часов. Изначально грабители работали монтировками и прочими подручными средства. Взломать не удалось. Затем они пытались выдернуть банкомат, прицепив его к автомобилю — и тоже безуспешно. Оставив искореженный банкомат, они уехали, но позже вернулись с дисковой пилой, по всей видимости, украденной из ближайшего строительного магазина. Как рассказали жители, мародеры действовали без всякой суеты, не спеша, как будто были уверены в том, что им никто не помешает. Когда ячейки оказались вскрыты, они разделили наживу и растворились в ночном городе.

Примерно по такому же сценарию были раскурочены и многие другие банкоматы города, количество которых исчисляется сотнями. К слову, 9 января стало известно, что многие банкоматы оказались пустыми, поскольку большинство банков успели провести инкассацию.

На момент подготовки материала было известно о, по меньшей мере, пяти эпизодах разграбления оружейных магазинов, из которых были украдены как гладкоствольные ружья, так и нарезное оружие. Один из них расположен по улице Богенбай батыра, неподалеку от сожженного еще днем 5 января Управления комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК по городу Алматы. Судя по разбросанным на месте картонным упаковкам, террористы действовали также не спеша, распаковывая каждый вытащенный из оружейного магазина ствол.

Пули над головой

Несмотря на то, что 7 января контртеррористическая операция находилась в самом разгаре, по городу передвигалось большое количество гражданских автомобилей. Конечно, уже не было такого хаотичного движения, как 5 января, тогда практически половина гражданских автомобилей перемещалась по городу без ГРНЗ (государственных регистрационных знаков). Как следствие, можно было наблюдать хаотичное движение: водители позволяли себе проезжать на запрещающий знак светофора, двигались по встречным полосам, нарушали все возможные ПДД.

Порядка было уже гораздо больше 7 января, но внимание многих водителей было рассеянным, чему свидетельство — множественные ДТП на перекрестках города. Дело в том, что на тот момент многие светофоры Алматы не работали, то есть водители должны были руководствоваться дорожными знаками. По факту многие попросту игнорировали указатели и основы Правил, что приводило к логичному исходу.

На площади Астана (Старая площадь) также находились военнослужащие, которые дежурили в режиме патрулирования. Там не было баррикад, лишь переносные металлические ограды, которые ставят во время проведении ярмарок. В целом там тяжелая оборона и не нужна, поскольку в этой локации, кроме здания университета и центральной елки города, охранять попросту нечего. Ровно противоположная обстановка сохранялась пятью кварталами выше на подъезде к площади Астана, откуда выстрелы раздавались как днем, так и ночью вплоть до 9 января — первый вечер, который можно назвать тихим.

Пересечение проспектов Абая и Назарбаева — это была четвертая точка, с которой мы попытались подобраться ближе к центральной площади города. На перекрестке полицейские устанавливали бетонные заграждения. Люди в гражданском перенаправляли потоки машин и не пропускали пешеходов вверх по Назарбаева. Журналистское удостоверение и яркий жилет с надписью Pressa дали возможность пройти кордон, за которым в буквальном смысле была другая реальность. В спину я услышал предупреждение от постовых: «Осторожнее, там стреляют».

По дороге были разбросаны бутылки из-под выпитого спиртного, осколки битого стекла, металлические обломки раскуроченных скамеек, повсюду валялись упаковки от дорогих духов.

Преступники не трогали музеи, где собраны экспонаты, многие из которых представляют большую историческую ценность — предметы быта, которые пережили столетия и были сохранены до сегодняшних дней.

Видимо, духовные ценности варваров не заинтересовали, и все внимание мародеров было сфокусировано на вещах, которые проще монетизировать. Хотя и животной дикости им не отнимать, ведь они выносили не только ценные вещи, которые, возможно, планировали продать, но и те, которые в трезвом уме никто воровать не стал бы: из рядом стоящих магазинов воры тащили горные лыжи, нижнее белье, предметы гигиены, сковороды, зарядные устройства.

Возвращаясь к самому фоторепортажу, сложно было не заметить неразорвавшиеся снаряды РПГ, лежащие в цветочных клумбах. Вряд ли это были боеприпасы военнослужащих, которые оставили их «под кустом» про запас. Скорее всего, это часть вооружения террористов, которое было спешно брошено во время отступления. На самом деле поражает не то, почему гранаты бросили, а сам факт того, что вооружение такого уровня было у бандитов — это не двуствольное ружье, которое можно приобрести в любом оружейном магазине. Гранатометов в свободной продаже нет в принципе...

Через дорогу стояла врезавшаяся в дерево, разбитая «Жигули» девятой модели. Со слов охранника банка, который решил присоединиться к съемочной группе, внутри машины находился труп ликвидированного террориста. Снять салон автомобиля нам не удалось, поскольку в тот момент, когда мы приблизились к машине, разразилась автоматная очередь и раздался истошный крик, по всей видимости, раненого человека. Стреляли не по нам, но одна из пуль угодила в стену дома в нескольких метрах от места съемки. Мы поспешили ретироваться и покинули горячую точку.

Берегите себя и близких

По возвращении в автомобиль возникло чувство когнитивного диссонанса. На площади ведется стрельба, и пули летят во все стороны, но при этом в городе многие жители ведут себя так, будто ничего не происходит. Всего в квартале, то есть в 400 метрах от самой горячей точки страны, можно было видеть десятки и даже сотни совершенно беспечных людей. Одни припарковались на автобусной полосе по проспекту Абая и, стоя у капота, что-то обсуждали, попивая кофе. Другие крутили педали по велополосе, третьи беззаботно катились на самокате. В микрорайоне Самал, где также на протяжении недели слышны были выстрелы, люди спокойно выгуливали собак, молодые парочки шли, обнявшись так, как будто это обычный субботний день, а несколько мамаш гуляли с маленькими детьми.

Уже на следующий день, 8 января, стало известно о гибели как минимум двоих детей. В первом случае ребенок получил смертельное ранение во время прогулки на улице, во втором — во время движения в автомобиле. Каждый должен отдавать себе отчет, что беспечность может стоить очень дорого. Террористам не знакомо чувство чести и достоинства, они способны использовать в качестве живых щитов не только взрослых, но стариков и даже детей. Помимо этого сохраняется риск получить шальную пулю в случае задержания террористов. Сколько времени уйдет на то, чтобы выкурить из нор и схронов всех бандитов, сейчас не возьмется сказать ни один эксперт, однако остается фактом, что антитеррористическая операция может происходить в любое время суток и в любой точке города. Сейчас важно сохранять трезвый ум и соблюдать все рекомендации, которые дает комендатура города. Понятно, что информационный вакуум создает психологическое давление на каждого гражданина республики, но нужно понимать, что ограничение функционирования мессенджеров и сети — это вынужденная мера, которая не дает террористам, разбитым на отдельные группы, действовать сообща.

До тех пор пока действует комендантский час, каждый обязан его соблюдать, ведь все, кто будет передвигаться в запрещенное время, де-факто являются нарушителями. В свою очередь нарушителей могут не только задержать, но и в случае неповиновения подвергнуть обстрелу и уничтожению. Введенные меры нужны не для того, чтобы ограничить чью-то свободу, а для того, чтобы в максимально короткий срок выявить врагов народа и ликвидировать всех до единого.

Террористам удалось устроить в Казахстане невиданые ранее беспорядки и сильно потрепать многие областные центры и особенно Алматы, но мы верим, что уже в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону и за свои действия придется ответить не только бандитам, но и тем, кто, пользуясь хаосом, занимался мародерством и разбоями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру