В энциклопедии «Алма-Ата» за 1983 год сказано: «Сель — это кратковременные бурные паводки на горных реках, при прохождении которых концентрация наносов в воде резко возрастает, что придает реке характер грязевого или грязе-каменного потока. Образованию селей способствуют интенсивные ливни или бурное снеготаяние, значительные уклоны местности, наличие большого количества обломочного материала на поверхности склонов. Первое научное описание селей в районе Верного сделано И.В. Мушкетовым. Борьба с селями послужила сюжетом для произведений литературы (поэма «Сель») и кино — «Медео: дни и ночи мужества», «Укрощение черного дракона», «Щит города» и др.».
Из истории Верного — Алматы
В 1841 году сель прошел по рекам Малая и Большая Алматинка. Землетрясение 1887-го вызвало в горах сход грязекаменных потоков. Селевые потоки 1921 года заполнили реки Заилийского Алатау. В книге У.К. Караманова и А.С. Деговец «Внимание: сель!» («Кайнар», 1992) сказано, что тектоническая активность молодой горной системы Заилийского Алатау определяет высокую сейсмичность и селеопасность для города Алматы. Здесь зафиксированы самые крупные катастрофы из тех, что когда-либо происходили на территории СССР и СНГ.
«Основными причинами возникновения селя являются ливневые дожди, прорывы моренно-ледниковых озер и землетрясения. Высокая селевая активность гор Заилийского Алатау обусловлена сложными сейсмологическими и гидрометеорологическими условиями. Интенсивности селевых процессов способствуют: сильная вертикальная расчлененность рельефа с крутыми уклонами русел и склонов речных долин, наличие больших слабоустойчивых рыхлообломочных моренно-ледниковых отложений в высокогорной зоне и широкое распространение валунно-галечных отложений».
А вот выдержка из книги А.Ю. Хегая «Укрощение «черного дракона» («Казахстан», 1988): «По словам очевидцев, летом 1921 года несколько суток в горах шел дождь. В ночь с 8 на 9 июля вздулись притоки Малой Алматинки. Устремляясь в долину, потоки несли грязь и огромные валуны. Потом раздался гул, задрожала земля. На город ринулся сель. Валуны весом в десятки тонн ломали вековые деревья. За шесть часов взбесившаяся стихия вынесла с гор более 3 миллионов кубометров грязе-каменной массы. Ландшафт некогда цветущей долины напоминал лунный пейзаж». В ту ночь погибли 500 человек, четвертая часть города была снесена.
Автор документальной повести «Сель» Александр Сергеев так описывает катастрофу: «Двухсотметровый в ширину и десятиметровый в высоту, поток грязи и камней вырвался из ущелья. Следовавшие один за другим валы селя гнали перед собой каменные валуны, обломки скал величиной с дом сметали строения. Некоторые дома поток отрывал от фундаментов и нес на себе вместе с надворными постройками и домашней живностью. Особенно яростно бушевали потоки в верхней части города. Здесь они уже смели, уничтожили почти все жилые дома, хозяйственные постройки, стоявшие по руслу водяные мельницы, мастерские, кожевенный завод. Уцелевшие улицы были забиты камнями, залиты толстым слоем быстро густевшей на солнце грязи».
Сель на Иссыке
Под Жарсайским ледником 7 июля 1963 года прорвалось моренное озеро, и селевой поток обрушился на высокогорное озеро Иссык в Иссыкском ущелье. По мнению геологов, оно появилось 8-10 тысяч лет назад, когда в результате обвала образовалась перекрывшая ущелье плотина и река заполнила котлован. На пути селя было несколько естественных преград и там возникали заторы, поэтому грязе-каменный поток выливался в озеро валами.
В 1958 году было принято постановление Совмина КазССР «Об обеспечении культурного отдыха трудящихся на озере Иссык», появились асфальтированная дорога, автовокзал, гостиница, парикмахерская, фотосалон, турбаза, пионерский лагерь. Сюда ходил рейсовый автобус, отдыхающие загорали у воды, катались на лодках, катерах и речном трамвайчике. На Иссык привозили лидеров дружественных государств и представителей партийной элиты.
Известно, что в тот жаркий день председатель Совета министров КазССР Динмухамед Кунаев сопровождал в поездке к озеру первого зампреда Совмина СССР Алексея Косыгина. Когда послышался гул и помутнела вода, Кунаев организовал срочный отъезд Косыгина.
Игорю Цельману — Человеку с большой буквы
На рассвете первый МИ-1, пилотируемый Цельманом, появился над ущельем. Обследовав с воздуха дно озера, в котором еще бушевал поток, вертолетчики увели машину вверх, где оставались отрезанные селем туристы. На борт можно было взять только одного пассажира, людям протягивали руки и затаскивали их в чрево вертолета. Через три дня от постоянной смены высоты
у членов экипажа носом шла кровь. Только с помощью Цельмана домой вернулось более двухсот человек. Кто-то из туристов вручил ему чудом сохранившуюся коробку конфет с надписью: «Цельману Игорю Андреевичу — Человеку с большой буквы».
За успешно проведенную операцию на озере Иссык летчик был награжден медалью «За отвагу». Среди других правительственных наград она была самой ценной.
Последний день турбазы «Горельник»
Одна журналистка рассказывала мне, что они вместе с сестрой были на турбазе «Горельник» в июле 1973 года, но в тот роковой день мама забрала девочек домой.
Моренное озеро в верховьях Малой Алматинки прорвалось 15 июля 1973 года. В книге «Укрощение «черного дракона» А.Ю. Хегай пишет: «Поток шел 15-метровым гигантом со скоростью курьерского поезда, играючи перенося валуны весом до 300 тонн. От их ударов сотрясалась земля. Долина превратилась в глубокий каньон с рваными краями. На город шло около 4 миллионов кубометров грязе-каменной массы, но спасла 110-метровая плотина с селехранилищем в 6,2 миллиона кубометров».
Искандер Омаров был последним дежурным инструктором на «Горельнике» в день его гибели. Как и десять лет назад на Иссыке, сель сошел в воскресенье, когда отдыхающие спускались в город, а на турбазу заехали сто туристов. В книге «Записки инструктора горного туризма» И. Омаров пишет, что в выходные все инструкторы собирались на базе и отмечали встречу. Искандер передал повязку дежурного другому инструктору и пошел на Медео за пивом. Возвращаясь назад с тяжелым рюкзаком и фотоаппаратом на шее, он почувствовал содрогание земли и увидел облако пыли. «Это был головной селевой вал, который вошел в лобовое столкновение с мощным противоселевым сооружением, построенным у турбазы. Сель вырвал из земли вместе с многометровым бетонным основанием всю эту громадную стальную конструкцию. Часы показывали 18.05».
Искандер успел сделать снимок. Кинувшись к турбазе, он понял: соседство с противоселевым сооружением было ошибкой. Подошли два инструктора, все трое молча обнялись и не сдерживали слез. В камере хранения погибли люди, не осталось следа от складов и столовой. Многие успели спастись на склоне, живых искали в русле. Из щели под огромным валуном раздался детский голос: «Дяденька, пожалуйста...» Пришлось вызвать подмогу, поднимать камень домкратами, а когда Искандер пришел навестить спасенную Олю в больнице, то узнал, что она скончалась. По его подсчетам, погибли семеро сотрудников базы и около 50 туристов.
Валентина Гильванова с группой товарищей активно ходила в горы. Самым популярным был маршрут по Малому Алматинскому ущелью.
— Информации о селе долго не было, как это часто случалось в СССР, — вспоминает она. — Автобусы в те дни на Медео не ходили, мы пошли пешком, но нас не пропустили. Тогда мы двинулись наверх через гору Мохнатку. Оказавшись на плотине, увидели громадный бурлящий котел. Это было жуткое зрелище, слово черти в аду смолу варили. Масса медленно заворачивалась в воронку, особенно там, где ее спускали через тоннель, и когда мы представили, что в этом месиве есть человеческие останки, стало страшно. Люди работали, все уже было отлажено. Мы не нашли применения своим силам и ушли вниз в глубоком молчании. Это была ужасная катастрофа.
Не строй свой дом на берегу реки
Я работала на телевидении и в тот июльский день 2015 года пришла на службу в юбке, которую сшила накануне. Вошла в кабинет к продюсеру, чтобы похвастаться новым нарядом, а она смерила меня холодным взглядом и сказала, что все это очень хорошо, но в поселках Каргалы и Карагайлы сошел сель, так что я в своей красивой юбке и подобранных по цвету сандалиях еду на съемки.
Журналистам выдали резиновые сапоги, в которые я поместилась вместе с башмаками. Юбку пришлось скрутить и подоткнуть под пояс. Мы ступили на территорию, где похозяйничала неуправляемая стихия. Всюду была непролазная грязь. Кто-то из местных жителей пытался разгребать ее возле домов, кто-то стоял с опущенными руками, солдаты откапывали школьный двор. Еще много раз мы с операторами возвращались в это место и не уставали удивляться тому, что люди построили жилища на берегу реки.
Светлана Ем в день схода селя ехала в автобусе на дачу по верхней Каскеленской трассе. Она видела, как поток нес легковую машину, диван и еще какую-то мебель. Люди говорили, что услышали гул в полночь, а в 4 утра к ним во дворы уже текла грязе-каменная масса.
Две плотины в Большом Алматинском
Вадим Перваков долгое время был начальником отдела качества строительства в «Селезащите» и проверял все селезадерживающие сооружения в Заилийском Алатау. Причиной селя 1977 года в Большом Алматинском ущелье был прорыв моренного озера в верховьях реки Кумбельсу. Потоки шли почти месяц, специалисты зарегистрировали около 400 селевых валов.
— Я видел этот сель, он ленивыми валами, или наплывами, сползал к котловану, снес часть дороги, заполнил чашу. Недостроенная плотина сыграла свою роль, я был участником ликвидации селя, и мы занимались восстановлением разрушенных участков, — рассказывает он.
В Большом Алматинском ущелье Заилийского Алатау идет строительство грандиозной селезащитной плотины. Руководитель филиала «Алматинского городского эксплуатационно-технического управления» Самат Магауяулы Дауленканов пояснил, что в верховьях ущелья есть четыре прорывоопасных моренных озера, а ниже плотины, в устье реки Аюсай, находятся около 50 объектов. Плотина рассчитана на три миллиона кубов. При землетрясении может случиться прорыв Большого Алматинского озера, а также 10-го и 13-го моренных озер. Строительство селезадерживающей плотины в верховьях реки Улькен Алматы ниже устья реки Аюсай ведет ГУ «Казселезащита» МЧС РК, автор проекта — ТОО «Казгидро».