Смерть в промышленных масштабах

Недавняя трагедия на одной из угольных шахт Казахстана заставила еще раз пересмотреть вопросы обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. В Казахстане предлагают ввести уголовную ответственность для владельцев опасных производств за нарушение требований промышленной безопасности.

Смерть в промышленных масштабах

Легче заплатить, чем устранить

По словам Министра по чрезвычайным ситуациям РК Юрия Ильина, инспекторам постоянно выявлялись систематические нарушения требований безопасности, связанных с ведением горных работ, предварительной дегазацией угольных пластов, отсутствием системы автоматического определения концентрации метана на некоторых участках. По результатам проверок в судебные органы направляли исковые заявления на приостановление ведения горных работ на опасных участках угольных шахт. Однако суд накладывает лишь административные штрафы. Причем их суммы незначительны по отношению к проверяемым субъектам, что приводит к нивелированию ответственности за их нарушение. «На практике сложилась тенденция, что экономичнее заплатить административный штраф, чем вкладывать средства в целях устранения нарушений. Отсутствие должной ответственности за нарушение законодательства негативно отражается на превентивных мерах в области контроля и надзора, что соответственно формирует у проверяемых субъектов чувство безнаказанности», — констатировал министр в ходе недавнего правительственного часа в Сенате Парламента.

Руководство МЧС считает, что периодические изменения базовых принципов государственного регулирования проводят равным образом для всех сфер контроля и надзора, но при этом не учитывают степень вероятности причинения вреда жизни или здоровью человека, окружающей среде в результате деятельности опасных производственных объектов. На практике деятельность уполномоченного органа в области промышленной безопасности и его территориальных подразделений излишне зарегламентирована, а их полномочия ограничены детализированными нормами нормативных правовых актов. Это приводит к недостаточности принимаемых мер по предупреждению и ликвидации вредного воздействия опасных производственных факторов.

Причины и последствия

С января этого года проведено свыше 1500 проверок по промышленной безопасности, выявлено более 27 тысяч нарушений, привлечены к административной ответственности 1184 лица на сумму свыше 150 миллионов тенге, за угрозу опасности причинения вреда жизни и здоровью людей приостановлено 432 объекта и четыре субъекта.

В 2021 году на опасных производственных объектах с учетом последних событий зарегистрировано 18 аварий, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года меньше на 25 процентов. Количество пострадавших составило 16 человек, из которых девять погибших. Однако, по словам главы МЧС, опасность возникновения аварий на производстве по-прежнему остается на высоком уровне, несмотря на положительную динамику. За последние пять лет наблюдается рост аварий на 30 процентов. За этот период на предприятиях произошло 125 аварий, пострадали 110 человек, погибли 53.

Среди основных причин ЧП — нарушения требований промышленной безопасности, устаревшее оборудование, низкая производственная и трудовая дисциплина. Эти факторы пытаются устранить. В частности, проводят замену технологического оборудования. В этом году запланировано к замене 2196 единиц. Постоянно проводят работу по совершенствованию действующего законодательства. В апреле 2021 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений по вопросам промышленной безопасности», в котором повышена эффективность осуществления государственного надзора в этой сфере. Также Министерство по чрезвычайным ситуациям наделено компетенцией по оказанию новой государственной услуги — аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности.

Утверждено 40 нормативных правовых актов, которые направлены на улучшение производственной и трудовой дисциплины работников на опасных производственных объектах, повышение уровня защищенности граждан от вредного воздействия опасных производственных факторов и снижение вероятности причинения вреда третьим лицам в результате аварии. Дополнительно в этом году совместно с Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий проводят работу по переработке Правил обеспечения безопасности на опасных производственных объектах, ведущих горные работы, в том числе на угольных шахтах, что в связи с произошедшими в Карагандинской области событиями имеет важное значение и позволит исключить пробелы, связанные с отсутствием нормативной базы при осуществлении этих видов работ.

В конце октября утвердили Дорожную карту по снижению аварийности на опасных производственных объектах, согласованную с заинтересованными центральными и местными исполнительными органами.

Метод кнута

Помимо этого планируют внести изменения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» и Уголовный кодекс РК в целях значительного усиления ответственности владельцев и руководителей опасных производственных объектов за нарушения требований промышленной безопасности, фактов аварий, травматизма, гибели персонала и населения, ущерба окружающей среде. Поправки предполагается внести и в Предпринимательский кодекс РК, регулирующий порядок организации и проведения проверок. В частности, будет установлен иной порядок их проведения (внеплановые — в ночное время, выходные и праздничные дни без предварительного уведомления руководителей предприятий, увеличение сроков проведения проверок, назначение проверок по особому порядку в отношении объектов высокой степени риска не реже двух раз в год).

Также планируют принять поправки в Закон РК «О гражданской защите» в части закрепления обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, по принятию мер, необходимых для выполнения технического перевооружения опасных производственных объектов (предусматривать средства в размере не менее одного процента от совокупного годового дохода на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности опасного производственного объекта). В рамках этого закона будут урегулированы и вопросы, связанные с социальной гарантией инспекторов в области промышленной безопасности.

Между тем сенаторы выдвинули ряд инициатив, которые должны способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере. Они предлагают наделить уполномоченный орган функцией по составлению и утверждению сводного плана обновления и технического перевооружения опасных производственных объектов. Кроме того, предлагают создать отдельную службу производственного контроля, которая напрямую должна подчиняться первому руководителю.

Кадры решают все

Сегодня остро стоит вопрос нехватки специалистов в области промышленной безопасности. Государственный надзор осуществляет всего 381 инспектор. При этом в их ведение входит 9157 предприятий и более 230 тысяч опасных производственных объектов. С экономическим ростом страны и темпов развития промышленности ежегодно увеличивается количество подконтрольных объектов. При этом количество инспекторов уменьшается. С периода образования этой системы количество инспекторов сократилось более чем в 4,3 раза. Так, в 1991 году их численность составляла 1648 единиц, в 2014-м – 510, а в 2020-м – 449. Сейчас объем работы, возложенный на инспекторов, несоизмерим с их числом. И это с учетом того, что с 2014 года функции по промышленной безопасности увеличились на 50 процентов. Нагрузка на одного сотрудника — 603 объекта! Конечно, при таком объеме нельзя говорить о качественной работе. Этому не способствует и низкая заработная плата. Инспектора территориальных департаментов с учетом вычета налогов и социальных отчислений сегодня получают 112 тысяч тенге.

Кроме того, не существует научно-исследовательских и научно-технических центров по вопросам промышленной безопасности. В связи с этим инспектора самостоятельно осуществляют разработку нормативных правовых актов. Ранее этими работами занимался подведомственный научно-технический центр промышленной безопасности, который ликвидировали в 2017 году.

Отсутствие образовательной базы для повышения квалификации молодых инспекторов отражается на качестве осуществления надзорной деятельности и на профессиональном уровне работников Комитета промышленной безопасности.

«Если подойти объективно, то современные темпы развития промышленности, увеличение количества поднадзорных объектов, а также сокращение штатной численности инспекторов могут отразиться на качестве осуществляемых проверок, что в итоге приведет к масштабным техногенным авариям», — предупредил Министр по чрезвычайным ситуациям.

Как было и как есть?

В СССР охрана здоровья трудящихся, ликвидация профзаболеваний и производственного травматизма была одной из приоритетных задач. На эти цели ежегодно выделяли значительные суммы. Надзор и контроль осуществляли профсоюзные органы, технические и правовые инспекции труда. Помимо этого были специализированные государственные органы: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор СССР), Энергетический надзор, Госсельтехнадзор, Санитарный надзор. Общий надзор за соблюдением законности в области охраны труда был возложен на Прокуратуру СССР.

Увы, сейчас эта система утрачена. Нормативная база есть, а должного контроля нет. Как и средств у предприятий, чтобы вкладываться в обеспечение промышленной безопасности. На этой части предприятия зачастую экономят, что в дальнейшем и приводит к трагедиям.

В Европе, к примеру, налажена мощная система страхования работников промышленной индустрии. Американскому или европейскому заводу выгоднее потратить, условно говоря, 100 миллионов долларов на профилактику, чем 500 миллионов долларов на компенсации или лечение людей, пострадавших на производстве. На всех ресурсодобывающих предприятиях Европы и США, будь то горнодобывающие концерны или сталеплавильные заводы, существует постоянный так называемый HSE-контроль. Это менеджмент-управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью.

Страхование от производственного травматизма в США предусматривает два типа компенсационных выплат: оплату медицинских услуг и денежные пособия пострадавшим. Медицинское страхование от производственного травматизма – самая полная и всеобъемлющая программа, существующая в стране. Она предусматривает стопроцентную оплату предпринимателем любых медицинских услуг, которые могут потребоваться в связи с полученной травмой. Если руководство предприятия этого не делает, то комиссия штата по страхованию от производственного травматизма может предписать, чтобы пострадавший получил обслуживание и необходимые предметы за счет личного счета владельца завода или фабрики.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру