Почему женщин, совершивших преступление в Казахстане, не сажают пожизненно?

На днях по делу об изнасиловании девочки в Сатпаеве супругам-педофилам вынесли приговор. Изначально на скамье подсудимых оказались трое соседей: мужчина и супружеская пара. Первый подозреваемый покончил с собой в ходе следствия. В итоге суду за совершение тяжкого преступления были преданы двое оставшихся — муж и жена.

Почему женщин, совершивших преступление в Казахстане, не сажают пожизненно?

Мужу-педофилу суд присяжных назначил пожизненное лишение свободы с отбыванием срока в учреждении чрезвычайной безопасности. При этом первые пять лет он отсидит в учреждении полной безопасности. Что касается жены, то ей назначили 22 года заключения, так как отечественное законодательство запрещает назначать женщинам пожизненное лишение свободы (статья 46 Уголовного кодекса).

Этот факт возмутил многих казахстанцев. Ведь по сути преступление произошло с легкой руки осужденной. Правда ли, что в Казахстане степень наказания зависит от пола обвиняемого? С чем связано то, что в стране даже за тяжкие преступления к женщинам до сих пор не применяли пожизненного заключения? Справедливо ли смотреть на пол преступника или все же правильнее оценивать только содеянное, без половых различий? Об этом читайте в материале «МК».

Как это было

В суде установили, что 23 июля прошлого года мужчина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в подъезде своего дома yвидел мaленькую девочку, схватил и занeс в свою квартиру. Зaтем пoзвал соседа и прeдложил изнaсиловать ребенка. Пoследний сoгласился.

Затем они позвали сyпругу сoседа, которaя, знaя, что над ребенком готовится нaдругательство, не только не помешала мужчинам, но наоборот — ввела ребенку инъeкцию неустановленного вещества, после чего девочка начала терять сознание.

После этого двое мужчин надругались над ребенком. Согласно заключению экспертизы, психическому здоровью потерпевшей причинен тяжкий вред. Как сказано выше, один из причастных к преступлению так и не понес положенного наказания. Что касается преступной пары, по результатам голосования суд присяжных признал супругов виновными по всем статьям обвинения. Отягчающим обстоятельством в действиях мужа было признано совершение преступлении в состоянии алкогольного опьянения. Смягчающих обстоятельств не установлено.

Согласно статье 46 Уголовного кодекса РК, пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, женщинам, мужчинам в возрасте 63 лет и выше. В этой связи женщине-подсудимой по совокупности преступлений окончательно назначено 22 года лишения свободы с пожизненным лишением права заниматься и занимать педагогические должности и должности, связанные с работой с несовершеннолетними.

Эхо сoветского гyманизма

Чем женщина заслужила подобное отношение? Гуманное отношение к женщинам со стороны современного правосудия, вероятнее всего, имеет советские корни, поскольку в Советском Союзе женщин также не приговаривали к высшей мере наказания. Тогда было принято считать, что женщины намного хуже мужчин переносят лишение свободы. После революционных событий 1917 года молодая советская власть сочла женщин угнетенной категорией населения, потому быстро закрепила их равенство с мужчинами и приступила к ускоренной эмансипации гражданок. Помимо этого свою роль сыграла и репродуктивная система женщины. Как заявлял еще в 1989 году начальник Главного управления уголовного розыска МВД СССР Игорь Карпец, женщина является матерью, а значит, и наказание для нее не должно быть строгим. Помимо этого отказ от пожизненного лишения свободы для женщин объясняли реализацией демографической политики государства. По этой же причине женщин не призывали в армию, запрещали им работать на опасных и вредных производствах.

Тем не менее даже в СССР судебная система сталкивалась с исключениями. Из известных случаев — Антонина Макарова, во времена войны безжалостно расстреливавшая своих соотечественников. Ее нашли и осудили спустя 30 лет после окончания войны. Взяточница Берта Бородкина, которая оперировала огромными суммами денег, и Тамара Ивантюнина, отравившая таллием школьников и учителей.

Современное правосудие на территории стран СНГ таких примеров пока не знает, что порой вызывает настоящее возмущение. Можно вспомнить страшную историю банды «ростовских амазонок». Преступная группировка, в состав которой входили преимущественно женщины, на прoтяжении дeсяти лет промышляла убийствами, разбоем и нeзаконным oборотом оружия. Когда же их, наконец, задержали и предали суду, женщины из бaнды получили сроки, oтбывать которые их отправили в колонии общего режима. В то же время единственный оставшийся в живых мужчина, который не принимал участия в убийствах и нападениях, получил 20 лет «стрoгача».

Как считают общественники, именно такие истории и пoказывают aбсурдность гуманного отношения к женщинам на территории постсоветского пространства.

Гендерный дисбаланс

Сейчас перешедшее к нам по наследству от бывшего СССР гуманное отношение к женщине-матери, пусть даже и оступившейся, сохранилось. В большинстве стран бывшего Союза смертная казнь и пожизненное заключение в отношении женщин не применяют.

Максимальный срок, который женщина может получить, — это 25 лет, но нужно понимать, что не всегда осужденная его отбывает до конца. Зачастую их выпускают за хорошее поведение. Такая ситуация сложилась только в странах бывшего Союза. Практически во всем мире женщины, как и мужчины, могут получить и отсидеть пожизненный срок лишения свободы. Так называемое «равноправие» соблюдают и в этом вопросе. В частности, женщины могут быть приговорены к пожизненному заключению в Великобритании, США, странах Евросоюза, не говоря уже о большинстве стран Азии и Африки. В некоторых государствах по отношению к женщинам применяют и смертную казнь. Скажем, в тех же Штатах, хотя такое наказание и является исключительным. По открытым данным, всего в период с 1976 по сентябрь 2015 года в США казнили 1414 человек, и женщины составляют лишь около одного процента от этого числа. И такой приговор приводят в исполнение в основном только за убийство. Так, в 2000 году приговоренной к смертной казни стала Кристина Риггс, задушившая собственных детей. В ноябре 1997 года 26-летняя медсестра решила свести счеты с жизнью, предварительно отправив на тот свет собственных детей. Накачав их антидепрессантами, она сделала обоим инъекцию, от которой дети должны были умереть. Введенный препарат вызвал у несчастных страшные боли, от которых они кричали. Тогда Кристина довела замысел до конца, задушив сына и дочь с помощью подушки. Причиной, толкнувшей женщину на преступление, стала тяжелая депрессия. В суде она не боролась за собственную жизнь, а наоборот — просила вынести ей смертный приговор. Суд удовлетворил ее желание.

А вот в 2015 году, когда в США вынесли приговор 26-летней жительнице штата Миссури Джессике Линн Хоуэлл, причастной к сексуальному надругательству над своим ребенком, наказание было другим. Сообщником в этом деле стал ее гражданский муж. По решению суда Джессика Хоуэлл, проживавшая в Офэллоне, должна провести за решеткой 30 лет за соучастие в педофилии и убийство малолетнего. Причем право на условно-досрочное освобождение она получит через 25 лет. Как можно сделать вывод, пожизненное наказание и смертная казнь не всегда применяются даже в этой стране. Конечно, женщин там наказывают строже, чем в странах СНГ, но общественность все равно недовольна.

У изуверства нет пола

Остается открытым вопрос, насколько подобное обстоятельство ущемляет права мужчин и является следствием жeнских привилегий. Справедливо или нет различать убийц, маньяков и душегубов по пoлу и возрасту, или надо смoтреть только на содеянное и наказывать в рaвной мере? Вот тут и начинаются основные споры.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру