Доберется ли «черная плесень» до Казахстана?

В последнее время Индия является лидером по уровню роста заболеваемости коронавирусной инфекцией. В стране уже зарегистрировано более 22,2 миллиона случаев ковида. Ситуацию отягчает новый, наиболее опасный из доселе известных штаммов.

Доберется ли «черная плесень» до Казахстана?

Помимо этого на днях там обнаружили вспышку еще одного заболевания — мукормикоза, который в народе носит название «черная плесень». В короткий срок эта инфекция на фоне коронавируса дошла до России. А это уже намного ближе к РК, чем Индия, где впервые отметили это явление. Какова вероятность, что «черная плесень» доберется и до Казахстана?

Врачи, объединяйтесь...

Сразу два штата Индии объявили об эпидемии «черной плесени». При этом точное число заболевших мукормикозом не известно: минздрав заявляет о нескольких сотнях человек, правозащитники — о тысячах. К тому же эта зараза — совсем не то, что многие из нас могут наблюдать в собственных ванных. Индийская «черная плесень» поражает носоглотку, легкие, глаза человека. Причем заболевают люди, только что переболевшие COVID-19. Известны и смертельные исходы.

Еще до пандемии коронавируса «черный грибок» был распространен в Индии больше, чем в других странах. Его споры содержатся в земле, пыли и продуктах органического разложения. В организм человека «черный грибок» чаще всего попадает через аппараты искусственной вентиляции легких. Поэтому неудивительно, что заболевание возникает у пациентов с коронавирусом, находящихся долгое время в отделениях интенсивной терапии, а кроме того — у больных диабетом и у тех из них, кто в медицинских целях получает большие дозы стероидов.

Наиболее опасным видом мукормикоза является подкожный, вызывающий повреждения кожи и подкожной клетчатки. Второе его название — энтомофторомикоз. Это одна из наиболее опасных и неприятных грибковых инфекций кожи, приобретающих острые формы и уродующих лицо пациента. Болезнь обычно поражает лицевую часть головы, черепную область, реже — легкие, желудочно-кишечный тракт, а также внутренние органы. К слову, это заболевание вызывают грибы рода Аспергиллюс, обитающие в мумиях, пирамидах и склепах и давшие название такому феномену в эпидемиологии, как «Проклятие фараонов».

Часто возникновение инфекции связано с ацидотическим диабетом, голоданием, ожогами тяжелой степени, внутривенным употреблением наркотиков и другими заболеваниями, например, лейкемией, лимфомой. Развитие болезни провоцируют также иммуносупрессивная терапия, применение кортикостероидов, терапия с участием дефероксамина (препарат для очищения организма от излишков железа).

При ослабленном иммунитете и отсутствии каких-либо серьезных заболеваний организм просто не в состоянии своевременно распознать наличие грибка. Болезнетворные грибы имеют склонность к вторжению в артериальную систему человека, в результате чего происходит эмболизация с последующим некрозом окружающих тканей. Экспресс-диагностика крайне важна для управления заболеванием и его терапии. Эти процедуры являются залогом успешного излечения инфекции. Эта болезнь с крайне высокой летальностью на фоне лечения: для форм с поражением околоносовых синусов, орбиты глаза и головного мозга она достигает 50 процентов, то же самое — для кожных форм (они встречаются после травм и ожогов). Когда поражены легкие и другие органы — летальность еще выше (до 80-95 процентов).

По словам врачей, при несвоевременном выявлении болезни ее лечение может быть крайне травматичным: может последовать хирургическое удаление пораженных органов (челюсти, глаза, долей легких). В Индии из-за инфекции пациент уже лишился глаза. Сложность этого заболевания в том, что его лечение требует междисциплинарного подхода, включающего глазных хирургов, ЛОР-специалистов, нейрохирургов, челюстно-лицевых хирургов.

— Методы диагностики этой болезни достаточно простые и доступные, — говорит российский врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической микологии, аллергологии и иммунологии СЗГМУ имени Мечникова Николай Климко. — Но проблема в том, что грибковые инфекции выявлять и лечить умеют преимущественно гематологи, потому что для них это обычное осложнение, которое они знают лет 20. А врачи-реаниматологи не очень знают, как это делать.

«Грибные» дожди в России

Как считают эксперты — эти малопатогенные грибы распространены по всему земному шару: Индия здесь не какой-то особый эндемичный район, в котором могут жить эти грибы, хотя для их распространения важен особый климат. Микроскопические грибы любят тепло, влагу и грязь, которых в стране в достаточном количестве. Существенно важнее то, что в Индии много больных неконтролируемым сахарным диабетом. Это главный фактор риска. В странах СНГ 85 процентов — это онкогематологические больные. Это также может стать отягчающим фактором в случае возникновения «черной плесени» за пределами Индии.

К слову, распространившийся в Индии на фоне вспышки эпидемии COVID-19 мукормикоз зафиксирован у ковидных пациентов уже в 18 странах мира. В том числе и в России. Однако, по признанию эпидемиологов, случаи заражения грибком-убийцей в стране единичны. Сегодня, по словам профессора Николая Климко, в РФ зафиксировано только два случая мукормикоза на фоне ковида.

— Эти варианты грибковой инфекции не передаются от человека к человеку, — говорит Николай Климко. — Думать о том, что из Индии приедет страшный человек и всех тут заразит мукормикозом, не надо.

Впрочем, как говорят врачи, исключать распространения инфекции нельзя. По словам профессора Климко, в России есть угроза не менее опасная, чем индийская «черная плесень». Вспышки заражения пациентов в стационарах грибком Candida auris давно беспокоят врачей. Этот патоген способен к быстрому внутрибольничному распространению и в большинстве случаев приводит к гибели пациентов в реанимации. А в последнее время стали массовыми сообщения о заражениях в ковидных реанимациях грибами рода Aspergillus. По данным различных исследований, ими поражены легкие у 20-23 процентов больных на ИВЛ. Кроме того, грибок повышает летальность пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии на 16-25 процентов.

— Вот это действительно проблема, — говорит профессор Николай Климко, который вошел в группу международных экспертов, разработавших рекомендации по диагностике и лечению инвазивного аспергиллеза легких у пациентов с COVID-19. По словам ученого, грибы вызывают болезнь у трех категорий пациентов: иммунноскомпрометированных больных, в частности пациентов с COVID-19, которые получают стероиды; больных тяжелой бронхиальной астмой и муковисцидозом; больных, которые перенесли деструктивный туберкулез и пневмонию.

— У этих трех групп бывают разные варианты аспергиллеза, — рассказывает профессор. — У иммунокомпрометированных пациентов это острая, быстро протекающая пневмония, реже — поражение придаточных пазух носа. Без лечения всегда летальный исход. Но при лечении можно спасти 85 процентов пациентов. Современная медицина способна быстро диагностировать у человека аспергиллез, тем более когда речь идет о тех, кто находится с ковидом в реанимации. Острый (инвазивный) аспергиллез способен убить человека за несколько дней, максимум — за неделю, поэтому так важно выявить болезнь как можно раньше.

Время покажет

Что касается Казахстана, то эксперты не торопятся делать выводы о том, грозит ли нашей стране приход «черной плесени».

По словам казахстанского эпидемиолога Рафаиля Кипшакбаева, вероятность есть всегда. Он напомнил, как пришел в Казахстан сам коронавирус, несмотря на контроль и все меры санитарной безопасности.

«Если это вспомнить, тогда все встанет на свои места. Мое мнение, что ситуация с «черной плесенью» сильно раздута, потому что она всегда была в мире. Это дрожжеподобные грибы, которые способны заражать человека. Они распространяют споры в воздухе, люди ими дышат. Так идет заражение через дыхательные пути», — сказал он.

Эпидемиолог не исключает, что «черная плесень» уже давно есть в Казахстане, особенно в регионах с теплым и влажным климатом. Она похожа на обычную плесень, но с черным или серым налетом. Обычно разрастается на сырых стенах, в захламленных и сырых помещениях. Ее всегда видно. По сути это растение, которое выбрасывает свои споры в воздух.

«Болезнь передается как инфекция — через воздух. Все способы лечения известны. Ее клинические проявления такие же, как у пневмонии, но если заболел изначально здоровый человек, то вылечить легче. Проблема в том, что сейчас «черная плесень» накладывается на коронавирус и сильно осложняет его течение», — пояснил Кипшакбаев.

При этом люди с коронавирусом быстрее «цепляют» «черную плесень» из-за сниженного иммунитета и уязвимости дыхательных путей, продолжил врач. Обе эти болезни взаимно утяжеляют друг друга. Этот факт не означает, что «черная плесень» — это следствие коронавируса. Это две совершенно разные болезни, подчеркнул эпидемиолог.

Так что же делать, если заболел «черной плесенью»? В первую очередь врач советует не паниковать: все-таки болезнь лечится. Во вторую — нужно сразу же продезинфицировать все стены в доме, провести уборку. И самое важное — при любом подозрительном симптоме обращаться к врачу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру