Уличные аттракционы: сезон смертельных кульбитов стартовал в Казахстане

С наступлением тепла на улицах городов, как грибы после дождя, начинают расти надувные батуты, горки и другие хорошо знакомые уличные аттракционы. К сожалению, официальной статистики несчастных случаев в этой области не существует. Однако происшествия на уличных аттракционах исчисляются если не тысячами, то сотнями за сезон точно...

Уличные аттракционы: сезон смертельных кульбитов стартовал в Казахстане

Как в фильме ужасов

В начале мая этого года в городском парке культуры и отдыха Уральска произошел несчастный случай: аттракцион «Калейдоскоп», крутящийся на большой скорости, резко остановился, из-за чего сиденья с детьми начали биться друг о друга. В Управлении здравоохранения ЗКО заявили, что в результате инцидента пострадали восемь детей в возрасте от пяти до 10 лет. Затем уточнили, что после врачебного осмотра сотрясение мозга и переломы конечностей исключили. Детей отправили на амбулаторное лечение.

«По факту происшествия начато досудебное расследование по части 2 статьи 306 УК РК «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», — отметили в департаменте полиции ЗКО.

Между тем предприниматели, обслуживающие аттракцион, утверждают, что срок его эксплуатации еще не вышел: «Аттракцион выпущен в Республике Беларусь в 2012 году. Он прошел техническое обследование перед эксплуатацией. Был в исправном состоянии. Он называется «Калейдоскоп», стандартный, на 16 мест. Люди садятся в кабины, их фиксирует специальное устройство. Затем аттракцион медленно начинает крутиться и поднимается на 3-4 метра над землей».

Вместе с этим предприниматели принесли извинения семьям пострадавших на карусели в Уральске. Представители компании-оператора заявили, что выплатят компенсацию получившим травмы. Помимо этого, как говорится в сообщении Первого канала «Евразия», бизнесмену грозит штраф до 14 миллионов тенге.

«Будет проведена судебно-техническая экспертиза. Возможны техническая неисправность, заводской брак либо скачок напряжения. Любая техника может сломаться. Сейчас аттракцион опечатан и не работает», — сообщил предприниматель.

Кто же виноват?

Досудебное расследование, конечно, начали. Но чем оно в итоге увенчается, кто окажется виноват, предсказать невозможно. В Казахстане до сих пор сложно с определением ответственных за безопасность на аттракционах — это факт. Ясность в эту проблему депутаты и общественность пытаются внести уже не первый год, так как инциденты случаются с сезонной периодичностью. Вот лишь некоторые из многих:

— в Алматы электромобилем была сбита 4-летняя девочка. В результате столкновения с машиной у нее оказались сломаны обе ноги, врачи удалили ей селезенку. Этот случай обернулся международным скандалом, и весьма показательно то, что владельцы прокатных электромобилей скрылись, как только началась проверка. Надо ли говорить о том, что при проверке не обнаружили даже элементарной заботы о технике безопасности;

— в Нур-Султане возле развлекательного центра «Думан» несколько детей получили серьезные травмы, прыгая на батуте: их сбросило на землю, потому что не были учтены порывы ветра;

— в Мангистауской области в результате опрокидывания батута пострадали сразу 14 детей, при этом одна девочка умерла, не выходя из комы.

Это только самые громкие случаи, приводить примеры можно десятками и сотнями. Но административное дело далеко не всегда заводят на нерадивых владельцев уличного развлекательного бизнеса. Этот вид деятельности не лицензируется, и отсутствие норм и правил позволяет горе-предпринимателям продолжать свое неприглядное, если не сказать преступное, дело. Отчего бы не прописать те самые нормы и правила законодательно? Комитет по защите прав детей еще в 2009 году выступил с инициативой по включению детских аттракционов в перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, но воз, как говорится, и ныне там.

Для сравнения — в Российской Федерации, чтобы получить разрешение на установку надувного аттракциона, необходимо предоставить ряд документов, состоящий из 15 пунктов. Обязательным условием для получения разрешения является отсутствие в близлежащем районе специализированных центров семейного отдыха. В Алматы данное условие вряд ли актуально при наличии в городе 4 аквапарков, 3 больших открытых парков, да и практически каждый торговый комплекс имеет семейно-развлекательный центр, где все аттракционы сертифицированы и к безопасности посетителей относятся на должном уровне.

В июле 2019 года, когда этот вопрос в очередной раз поднимали, председатель Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК Владимир Беккер в кулуарах заседания Правительства сообщил, что функции по эксплуатации аттракционов будут возложены на местные исполнительные органы, то есть акиматы. Он отметил, что Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК также поручено разработать единые правила по эксплуатации аттракционов.

«Есть техрегламент Таможенного союза. Там четко написано, где и как он (к примеру, батут) должен устанавливаться. Министерство индустрии и инфраструктурного развития разрабатывает правила. В основном они будут содержать требования, которые указаны в техрегламенте, еще и дополнительные требования с учетом складывающейся ситуации. В частности, мы предлагаем учитывать расстояния до проезжей части автомобильных дорог, линий электропередачи, водоемов с учетом произошедших происшествий», — подчеркнул Беккер.

В этом году, после происшествия на уральском аттракционе, депутат Мажилиса Артур Платонов также обратился к руководству Кабмина с требованием определить ответственных лиц за безопасность на аттракционах в парках развлечений Казахстана.

Мажилисмен проинформировал, что как только в регионах заработали парки аттракционов, стали поступать тревожные новости об авариях и травмах детей и взрослых.

«В январе прошлого года в Алматы при прыжке на аттракционе «Катапульта» в парке «Кок-Тобе» подросток упал с высоты пять метров и получил переломы рук и ног. В Караганде надувной аттракцион перевернулся от сильного ветра, 12-летнего мальчика спасти не смогли, еще несколько детей получили серьезные травмы. В столице от порыва ветра также перевернулся батут, пострадали пятеро детей от трех до семи лет», — перечислил наиболее резонансные трагические случаи мажилисмен и обратился к заместителю Премьер-Министра Роману Скляру с просьбой обеспечить контроль с назначением персональной ответственности за безопасность детей в парках развлечений.

Депутаты от партии «Нур Отан» попросили срочно принять системные меры по вопросам контроля деятельности парков отдыха, развлечений, технического состояния аттракционов, где пока не гарантирована безопасность взрослых и детей.

«При проведении расследований трагических случаев выясняют грубые нарушения правил установки и эксплуатации объектов, но местные власти и руководство парков, как правило, заявляют, что они разрешения на установку аттракционов не давали. Кто тогда обязан нести ответственность за гибель и увечья детей? Владельцы же аттракционов чаще всего не признают своей вины, перекладывая ее на самих пострадавших и их родителей. Нередко, пользуясь шоковым состоянием родных, бессовестно подсовывают на подпись документы об отсутствии претензий к паркам развлечений и арендаторам. Кроме того, нет четкого учета и контроля за порядком проведения предсезонных и плановых проверок аттракционов», — добавил Платонов.

Как отметил мажилисмен, с 2018 года действуют стандарты технического регламента ЕАЭС «О безопасности аттракционов», но выдаваемые технические свидетельства не регистрируют, а контролирующих безопасность эксплуатации аттракционов назначают приказом владельца аттракционов или эксплуатирующей организации.

«Как они станут проверять сами себя? При этом аттракционы должны быть поставлены на учет. Сколько объектов по стране не состоит на учете? Сколько было проверено созданными, как предписывает регламент, комиссиями? Во всех ли подобных комиссиях присутствует должностное лицо местных исполнительных органов? На все ли аттракционы созданы необходимые акты? В этой связи, Роман Васильевич (вице-премьер Роман Скляр), просим обеспечить системный контроль на всех уровнях с назначением персональной ответственности за безопасность детей в парках развлечений, за качество оборудования и его своевременное техническое обслуживание во избежание дальнейшего повторения трагедий», — заключил Платонов и обратился к Правительству с просьбой о принятии срочных системных мер по вопросам контроля деятельности парков отдыха, развлечений, технического состояния аттракционов, где пока не гарантирована безопасность взрослых и детей», — заявил парламентарий.

Как будет решена текущая проблема во избежание дальнейших происшествий, покажет время, а пока всем любителям острых ощущений остается только самим быть внимательными и заботиться о собственной безопасности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру