Халатность полицейских Атырау привела к преступлению

Семерых полицейских уволили в Атырау. Они игнорировали обращения матери троих детей, которая пыталась заявить об угрозах. В итоге навязчивый ухажер все-таки изнасиловал женщину. А за отказ быть с ним еще и ударил топором по голове. Весь ужас происходил на глазах у детей. Уголовное дело завели сразу по трем статьям: нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и неприкосновенность жилища.

Халатность полицейских Атырау привела к преступлению

Как это было

С мужчиной, который оказался практически маньяком, женщина познакомилась в интернете, однако решила не продолжать с ним общение. Но ухажер не собирался ретироваться: он выслеживал свою «избранницу», домогался, физически истязал. Так продолжалось почти месяц. Затем он буквально вломился, выбив дверь, в квартиру женщины, где в этот момент находились трое ее детей. На глазах у них и произошла вышеописанная сцена.

После того как преступник нанес женщине удар, сам он повесился прямо у нее дома. Матери троих детей, получив открытую черепно-мозговую травму, удалось выжить.

Родственники пострадавшей и правозащитники считают, что всему виной бездействие полиции. По словам родных потерпевшей, навязчивый ухажер издевался над ней целый месяц. А полицейские знали о ситуации, но ничего не предпринимали.

«Требую тщательного внутреннего расследования, привлечь всех к ответственности от главы полиции города Атырау до участковых и следователей, которые принимали участие в этом деле. Я прошу прекратить издевательства над женщинами, над детьми. Ужесточайте законы, которые защищают наши права. Обращаюсь к нашему президенту. Касым-Жомарт Кемелевич, возьмите все под свой контроль», — просит сестра потерпевшей Алиса Сатанова. Пока пострадавшая находится в больнице, с детьми работают психологи.

По сути, произошедшее обнажило две действующие проблемы нашей страны. Первая — пострадавшим от сексуального насилия часто не верят. Полицейские почему-то убеждены, что прибежавшая среди ночи в отделение девушка обязательно врет и преследует какие-то меркантильные цели. С этим сталкиваются многие женщины, которые обращаются в правоохранительные органы с заявлением о сексуальном насилии. На это не единожды жаловались и правозащитные организации.

Во-вторых, налицо полнейшая безнаказанность игнорирующих закон полицейских. Как сказано выше, сотрудников, которые допустили нарушения, привлекли к строгой дисциплинарной ответственности, отстранили от занимаемых должностей. В отношении них проводят досудебное расследование по ст. 371 «Халатность». Последует ли за этим увольнением какое-либо реальное наказание, покажут следствие и суд. Но, как показывает практика, возмездие за невыполнение своих прямых обязанностей настигает отнюдь не всех представителей госорганов, «оскорбивших» Фемиду...

Что говорит закон?

Согласно ст. 371 УК РК, за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи часов, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

То есть по казахстанскому законодательству за халатность, повлекшую тяжелые последствия, по факту можно получить реальный срок. Однако это происходит далеко не всегда, а если и происходит, то нередко получается так, что осужденные не отбывают и половины отведенного срока, а через время их и вовсе можно заметить все там же, на госслужбе, но уже на другом посту. Таких прецедентов в истории нашей страны достаточно...

Феномен «хромой утки»

В американском политическом сленге есть такой термин — «хромая утка». Так называют действующего президента, который проигрывает следующие выборы. Прозвище обидное и означает, что человеку уже не суждено вернуться на олимп. Со временем «хромой уткой» стали называть всех известных людей, попадающих в скандальные ситуации. Суть «хромой утки» в том, что карьера человека после скандала считается оконченной навсегда. В нашей же стране такого понятия будто и нет.

Так, сообщает газета «Время», осужденный за изнасилования юрист Мадияр Альжаппаров попадает в рабочую группу по разработке поправок в закон о бытовом насилии. Поправки в закон о туризме разрабатывает владелец одной из фирм Михаил Клименко, находившийся в тот момент под следствием за экономические преступления, а позже получивший срок. Или взять бывшего ректора КазНУ Галимкаира Мутанова. Комитет по науке Минобра официально признал, что в его научной работе есть плагиат, но никаких последствий это не повлекло.

Но все же самые вопиющие примеры нам подкидывает полиция. В 2018 году в селе Абай Туркестанской области насилию подвергся семилетний мальчик, о чем стало известно благодаря СМИ. Местные полицейские расследовать происшествие не горели желанием, и после громкого разбирательства своего поста лишился начальник криминальной полиции области Бауыржан Селтанов. Даже проверяли его связь с чиновниками, пытавшимися спустить громкое дело на тормозах. В частности, у директора школы, где учился пострадавший ребенок, такая же фамилия. А еще родственники мальчика заявляли, что полицейские отказывались принимать заявления и возбуждать дело. На этом фоне полковник Селтанов перевелся в районное управление полиции, где переждал шум, а в марте 2020 года возглавил управление полиции Туркестана.

В схожей ситуации оказался и подполковник Данияр Мейрхан. Он был начальником управления полиции Туркестана, много внимания уделял личному пиару в соцсетях, пока в конце 2019 года не случился скандал с задержанием учителя. На педагога нацепили наручники и отвезли в отделение только за то, что он якобы не охранял школьный туалет. А возглавлял ту «операцию» по задержанию «особо опасного преступника» сам Мейрхан. Стоять на страже туалетов учителей обязали после того, как в Таразе школьницу изнасиловали прямо в уличной уборной. Общественность тогда возмутилась: что за беспредел, почему полицейские позволяют себе превышать полномочия? Мейрхана на этом фоне быстренько спрятали, а потом назначили начальником полиции Тюлькубасского района Туркестанской области.

И совершенно непонятно, почему офицеры с испорченной, казалось бы, навсегда репутацией остаются востребованы на службе. Почему принцип «хромой утки» не работает в наших правоохранительных органах?

По факту вновь занимать вышестоящие посты им помогают другие нарушители. На эту проблему государство обратило внимание лишь на фоне ситуации с коррупционерами. С начала 2021 года в Казахстане действует полный запрет на прием осужденных за коррупцию лиц на любую должность квазигоссектора. Эти поправки внесены в Трудовой и Административный кодексы РК. Так, за три квартала 2020 года ущерб, нанесенный коррупционными правонарушениями, достиг 20,8 миллиарда тенге. Это на 34 процента больше, чем в тот же период 2019 года. Чтобы снизить вероятность коррупционных рисков, приняты новые правила в вопросах приема на работу лиц, осужденных за коррупцию. Теперь руководители, которые приняли на работу бывших коррупционеров, по информации Антикоррупционной службы, рискуют получить внушительный штраф (100 МРП, или 291 700 тенге).

Как считают правозащитники, такое нововведение помогло бы и в других сферах. То есть, если провинившегося за нечто другое чиновника или недобросовестного стража правопорядка вновь примут на службу в ту сферу, находясь в которой он совершил преступление, то необходимо выявлять и наказывать тех, кто принял на службу такого сотрудника. Ведь, покинув одно место, не факт, что через какое-то время тот же правоохранитель не совершит подобное преступление уже в другом месте. Вероятно, пора проводить «чистку» в этих рядах уже на законодательном уровне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру