Хроники ДТП похожи на сводки с поля боя — ежедневно за рулем или под колесами кто-то погибает. В целом с момента обретения независимости страны количество дорожных аварий снизилось с 18 тысяч в 1991-м почти до 16 тысяч в 2018 году. То есть сокращение за 27 лет произошло всего на 15 процентов. Причем за эти годы республика потеряла почти 82 тысячи человек. А число пострадавших составляет полмиллиона казахстанцев. Ранее ежегодные людские потери в дорожно-транспортных происшествиях сравнивали с тем, как если бы разбились 10 авиалайнеров или взорвались башни-близнецы. Причем около 70 процентов от общего количества пострадавших — люди трудоспособного возраста. Большинство из них впоследствии становятся инвалидами, таким образом, государству наносится многомиллиардный ущерб. Ведь этих людей надо лечить, платить пособия по инвалидности. Экономический ущерб нашей республики от аварий на дорогах зарубежные эксперты оценивают в семь миллиардов долларов ежегодно.
В 2020 году в стране зарегистрировано 13 515 ДТП (16 614 — за 2019 год), в них пострадал 19 841 человек (на 19,3 процента меньше, чем за аналогичный период 2019 года — 24 585). При этом в дорожно-транспортных происшествиях, основная масса которых происходит в населенных пунктах, погибли 1997 казахстанцев, тогда как за 2019 год — 2405. Четверть всех аварий, повлекших гибель или ранение людей, произошло в Алматы. В полиции, проанализировав ДТП за 2020 год, пришли к выводу, что в 64 процентах случаев смертельными на дорогах страны были наезды на пешеходов, опрокидывания автомобилей и встречные лобовые столкновения. Согласно статистическим показателям более 86 процентов ДТП произошло по вине водителей, которые позволяют себе садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Как показывает статистика, смертность из-за столкновений (в том числе попутное и боковое) составляет 36 процентов от общего числа погибших в ДТП и занимает первое место по количеству летальных случаев. Каждое пятое дорожно-транспортное происшествие происходит из-за превышения скорости, каждое шестое — из-за нарушений правил маневрирования.
Не вызывает сомнений, что на снижение печальной статистики повлиял карантин, который повсеместно вводили в республике в связи с пандемией коронавируса. Люди меньше передвигались на авто, а следовательно меньше происшествий происходило на дорогах.
Свою лепту в улучшение безопасности дорожного движения вносят видеокамеры. В 2020 году на дорогах Казахстана дополнительно установлено около 3,5 тысячи видеокамер. Таким образом, их общее количество за прошлый год возросло на 36 процентов и в целом составило 12 856. В прошлом году с помощью «всевидящего ока» выявлено 2,6 миллиона нарушений ПДД, а это каждое второе. Как констатируют в Министерстве внутренних дел, эта мера позволила повысить дисциплину участников дорожного движения, что повлияло на снижение показателей аварийности в стране.
Две беды
Главных причин, по которым в стране происходят дорожные аварии, по мнению представителей МВД, всего две. Первая — крайне низкая дорожная дисциплина всех участников дорожного движения и вторая — увеличение количества автотранспорта.
За годы независимости автопарк страны вырос более чем в четыре раза. В 1991 году в республике числилось 800 тысяч автомобилей, или 48 машин на 1000 человек.
К лету 2020 года в Казахстане было зарегистрировано 3,88 миллиона авто. Населению при этом принадлежит 3,45 миллиона легковых автомобилей — это 93,9 процента от общего количества. Таким образом, в РК личным транспортным средством располагает каждый пятый. При этом почти две трети от всех зарегистрированных машин — старше 10 лет.
Правительство ограничивает ввоз в страну устаревших автомобилей. Так, с июля 2013 года запретили первичную регистрацию авто ниже четвертого экологического класса (Евро-4). Запрещена первичная регистрация автомобилей производства стран, входящих в Европейский союз и США, старше 2007 года выпуска, Японии и России — старше 2010 года выпуска. Эти меры способствовали заметному обновлению автопарка страны. Кроме того, запущена Программа по стимулированию сдачи вышедших из эксплуатации транспортных средств. При сдаче на дальнейшую утилизацию автовладелец получает денежную компенсацию.
Понятно, что количество автомобилей за годы независимости увеличилось, однако большинство ДТП происходит не из-за неисправности машин, а по вине самих участников дорожного движения — водителей. И это при том, что в Казахстане регулярно ужесточают штрафы. Самый низкий на сегодня штраф — два МРП (с 1 января 2021 года минимальный расчетный показатель равен 2917 тенге) за управление авто, не отвечающее экологическим нормам, составляет 5834 тенге. (Его, кстати, казахстанские законодатели планируют поднять в 2,5 раза.) За превышение скорости от 10 до 20 км/ч нарушителям придется заплатить пять МРП, а это 14 585 тенге. Самый высокий штраф — 1000 МРП за оставление водителем места ДТП с тяжкими последствиями — 2 917 000 тенге.
В Казахстане не раз предлагали ужесточить требования к обучающим организациям, сдаче экзаменов и процедурам получения водительских удостоверений, а также обучать водителей контраварийному вождению.
Нередко сами пешеходы становятся виновниками аварии. Каждое третье ДТП в стране, каждый четвертый погибший и раненый приходятся на их долю. В 2020 году выявили более 200 тысяч нарушений со стороны пешеходов. Как считают в МВД, опираясь на мировой опыт, надлежащую безопасность может обеспечить только наличие развитой пешеходной инфраструктуры.
Не последнюю роль в аварийности на дорогах играет качество этих самых дорог. Несмотря на возросшее количество автотранспорта в стране, дороги почти везде остались те же. В рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занял 93-е место из 141. В прошлом году провели 25 тысяч обследований автодорог с охватом около 500 тысяч километров. В результате анализ показал, что на дорогах страны дополнительно необходимо установить свыше 23 тысяч дорожных знаков. Кроме того, выявили 57,5 тысячи дефектов дорожной инфраструктуры, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения. Оштрафовано около трех тысяч должностных лиц, ответственных за содержание дорог.
Опасные автобусы
В Казахстане недавно провели оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус», цель которого — сократить дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирского транспорта. Полицейские совместно с сотрудниками транспортного контроля проверяли автотранспортные предприятия и предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками. Особое внимание уделяли техническому состоянию автобусов и соблюдению правил дорожного движения теми, кто перевозит людей. За три дня операции выявлено 9050 нарушений ПДД, в том числе 11 фактов управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения. К слову, согласно ст. 608 Кодекса РК об административных правонарушениях «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения», предполагаются административный арест на 15 суток и запрет водить транспорт следующие семь лет. Кроме того, в ходе профилактического мероприятия «Автобус» выявили 14 выездов на встречную полосу, а 258 водителей привлекли к ответственности за превышение допустимой скорости. Как оказалось, перевозчики игнорируют установленные правила — далеко не везде водители проходят предрейсовый осмотр, а автотранспортные средства — техосмотр, многие водители пользуются телефоном за рулем. Выявлены также факты нелегальной перевозки пассажиров. К административной ответственности привлечены 158 должностных лиц автобусных парков.
Опасность для жизни представляют не только пьяные водители общественного транспорта и те, кто любит лихачить на дорогах, но и сами автобусы. Каждый третий (30 процентов, или 25 823 из 84 703 единиц) эксплуатируют уже свыше 20 лет. Причем большая часть старых автосредств находится во владении физических лиц. Их эксплуатируют на нерегулярных маршрутах, и многие переоборудованы с нарушением норм безопасности. Ежегодно сотрудники полиции выявляют около 500-700 фактов эксплуатации переоборудованных автобусов, используемых для нерегулярных перевозок.
Опасные водители
В последнее время участились факты, когда транспортом управляют люди, страдающие психическими расстройствами. Общественный резонанс получило произошедшее в 2018 году ДТП в Нур-Султане: водитель сбил двух пешеходов. Причиной аварии стал внезапный приступ эпилепсии, который не позволил ему контролировать ситуацию. Все могло закончиться гораздо хуже, если бы очевидцы трагедии не остановили и не открыли машину, пока сам водитель был в беспамятстве. В итоге обошлось без летального исхода, но одна из пострадавших девушек получила серьезные травмы — множественные переломы и сотрясение мозга, понадобилась операция по удалению селезенки.
Этот инцидент дал пищу для обсуждений — кто выдал права водителю, страдающему эпилепсией? Да и до этого, как оказалось, полицейские выявляли немало лиц, имеющих водительское удостоверение и состоящих на психоневрологическом учете. Как известно, до сдачи экзамена на права в Казахстане необходимо получить справку о состоянии здоровья формы 083-у. Для этого помимо других врачей нужно посетить психиатра.
Тогда в МВД объясняли такие факты тем, что в специальных центрах обслуживания населения врачи выдают справки для получения водительских прав на основании данных реестра лиц, находящихся на психоневрологическом учете. Но порой случается так, что на момент получения справки водитель был здоров, а на учет его поставили позднее.
Правилами не предусмотрено ежегодное проведение обследования всех водителей, человек продолжал управлять автомобилем, а у полиции не было возможности проверить его психическое здоровье, поскольку такие данные считаются «врачебной тайной» и за их разглашение грозит уголовное наказание.
В Казахстане в 2016 году утвердили список психиатрических заболеваний, с которыми нельзя водить автомобиль. К примеру, в него входят вся умственная отсталость, шизофрения и шизотипические расстройства. Не выдают водительские права, если есть такие диагнозы, как «рекуррентное депрессивное расстройство», при котором человек периодически впадает в депрессию на протяжении жизни. В список включено «диссоциальное расстройство». Психиатры характеризуют такого человека как бессердечного и равнодушного к чувствам других со стойкой позицией безответственности. Подобный образ ассоциируется с явлением «усеновщина». В случае стойкой ремиссии в течение трех лет и снятия диагноза человек может получить водительские права.
Золотой час
Значительна роль в снижении смертности на дорогах у службы экстренной помощи пострадавшим. По оценкам международных экспертов, отсутствие помощи в течение первого, так называемого «золотого», часа после получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжелораненых на 30 процентов. Сейчас на основных направлениях республиканских и международных дорог функционируют трассовые медико-спасательные пункты, которые оснащены реанимобилями, вертолетной площадкой. Среднее время прибытия к месту происшествия бригадой экстренного реагирования составляет 25-30 минут, что позволяет в рамках стандарта «золотого» часа своевременно оказать медицинскую помощь. Однако имеющихся пунктов все еще недостаточно.
В то же время эффективность оказания первой помощи зависит не только от оперативности экстренных служб, но и от своевременности их оповещения. И здесь дорога каждая минута. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» с 1 января 2017 года все выпускаемые в обращение транспортные средства должны быть оснащены системой экстренного вызова. Вновь выпущенные транспортные средства, не оборудованные кнопкой SOS, уже не регистрируют. В 2019 году в Казахстане ввели в промышленную эксплуатацию государственную автоматизированную информационную систему экстренного вызова при авариях и катастрофах (ГАИС ЭВАК). Устройство вызова оперативных служб, установленное в автомобиле, должно быть обязательно зарегистрировано в базе ГАИС ЭВАК. Регистрацию осуществляют автопроизводители, автоимпортеры или аттестованные установочные центры.