Казахстанцев атаковали виртуальные грабители

«МК» продолжает серию материалов о мошенничестве, его генерациях и различных способах отъема денег, которые наиболее популярны на сегодняшний день. Увы, статистика показывает, что многие граждане страны по-прежнему поддаются даже на те уловки, о которых, казалось бы, знает даже ребенок.

Казахстанцев атаковали виртуальные грабители

Нормальная практика

По понятным причинам, немаленькая часть рынка продаж всего чего угодно мигрировала в виртуальное пространство. Вспышка коронавируса побудила людей покупать товары и продукты онлайн. Те, кто и раньше совершал покупки через интернет, в период жесткого локдауна особых неудобств не испытывали, поскольку прекрасно понимали механизм покупок. Однако приверженцы классического способа товарообмена, причем как сами покупатели, так и поставщики (продавцы), оказались не готовы к моментальной трансформации.

Весной все ждали, что с приходом жаркого июня коронавирус «выгорит», а вместе с ним развеются и все сопутствующие неудобства. Потом этот рубеж был перенесен на середину, конец лета и так далее. Пришлось смириться, что ждать бессмысленно и нужно как-то изучать современные способы приобретения товаров и услуг — тот самый е-commerce. Ранее глава Ассоциации интернет-бизнеса Казахстана Константин Горожанкин спрогнозировал (и, судя по всему, не ошибся в цифрах) увеличение оборота электронного бизнеса в стране на 40-50 процентов. Если в 2019-м его оборот в Казахстане оценивался в один миллиард долларов, то по итогам 2020 года он может составить уже полтора миллиарда и больше. Несложно убедиться, что теперь даже «семечки на базаре» можно купить без бумажных купюр. Это удобно, безопасно (если говорить о санитарных нормах) и даже выгодно, поскольку при оплате картами и переводами покупателю возвращаются приличные бонусы.

Но у этого, казалось бы, положительного тренда есть и обратная сторона. Одним из серьезных недостатков является то, что нет физического контакта ни с продавцом (или покупателем), ни с деньгами как таковыми.

При этом есть масса мошеннических схем, с помощью которых корыстные люди выуживают конфиденциальную информацию, такую как номер карточки, pin-код, cvvкод и прочие данные, позволяющие снять денежные средства.

Рассмотрим классический пример продажи товара через сайт бесплатных объявлений. Скажем, хотите вы продать старый телевизор или шкаф, поскольку уже приобрели новый и для старого попросту нет места. Опубликовали объявление. Не проходит и дня, как звонит девушка и милым голосом долго и дотошно расспрашивает все о товаре. После принимает решение о покупке, предлагая рассчитаться заранее.

Казалось бы, никакого криминала. Просто разговор. Но на самом деле это один из важнейших этапов в последовательном продвижении к заданной цели. Длительная беседа нужна не для того, чтобы узнать о товаре побольше, а для того, чтобы между собеседниками появилась связь. Войти в доверие нужно, чтобы ослабить бдительность потенциальной жертвы. Причем на этом этапе речь может идти даже не о полной оплате, а о предоплате. Да и ценность товара, как, впрочем, и его цена никакого значения не имеют.

Важный момент — мошенник будет всячески настаивать на том, чтобы оплата или предоплата были произведены именно сейчас. Причем неважно, как и когда покупатель может забрать товар. Стоит признать, что здесь мошенникам играет на руку коронавирусное напряжение. Ведь многие действительно, опасаясь прямого контакта с посторонними людьми, покупают вещи посредством почтовых и курьерских компаний. Чтобы товар «отлежался» на складе.

В такой ситуации жертве очень сложно понять, что ее пытаются развести, поскольку желание покупателя вполне нормальные. Кто не сталкивался с ситуацией, когда едешь покупать какую-нибудь вещь, а по приезде выясняется, что ее продали за пять минут до вашего прихода. Обидно? Еще как! Особенно если вы эту вещь долго не могли найти. Для того, чтобы исключить такие ситуации, появились авансовая система и практика внесения предоплаты.

Дела добрые, последствия злые

Даже если вы считаете, что ничего страшного не происходит, расслабляться не стоит, поскольку в следующем шаге мошенник перечислит на ваш счет не ту сумму, которая оговорена, а в десятки, сотни, а может быть, и в тысячи раз больше. Договорились на 10 тысяч тенге, а на карту упало 500 тысяч! Ошибка? Случайность? В теории, конечно, можно допустить, что человек действительно ошибся и случайно отправил вам большую сумму. Поверить в такое стечение обстоятельств можно, но лишь в том случае, если сумма отличается от требуемой на один или максимум два нуля, но никак не тремя или «выбивающейся» цифрой 500 тысяч. У нас в редакции был случай, когда журналист случайно перевел на баланс своего телефона 30 тысяч тенге вместо трех. Ну нажал лишний ноль, бывает...

При получении неожиданно большой суммы, еще до того, как вы начнете размышлять, откуда же она взялась на вашем банковском счете, вам позвонит та милая девушка-покупатель, которая расскажет невероятную историю о том, как она якобы по ошибке перевела большую сумму денег. Ну как не помочь бедняге?! Не присваивать же себе ее деньги!

Как раз здесь торопиться нельзя. Что бы вам ни говорили, в подобной ситуации следует тщательно разобраться. Как минимум, нужно будет сличить счет/отправитель денег и счет, на который вас просят вернуть (!) не всю сумму, а разницу. То есть мошенники будут до последнего момента тешить вас заверением, что вещь они покупают, а вернуть хотят только сумму, упавшую сверх оговоренной. Это также делается для того, чтобы сбить вас с толку.

Не исключено, что со стороны той девушки или даже подключившегося мужчины будет оказано психологическое давление. На первом этапе они вряд ли будут угрожать расправой, скорее попытаются разжалобить. Скажем, объяснив, что эти деньги предназначались на операцию для ребенка, который сейчас лежит на ционном столе и умирает. При этом хирурги Если это дело рук мошенников, то в банке «обрадуют», что упавшая сумма — не случайность, а не что иное, как оформленный на вас кредит. Каким образом мошенники сумели оформить его на жертву без ее присутствия — в этом должны разобраться уполномоченные органы. Не исключено, что в сговоре с мошенниками работает сотрудник банка либо они каким-то образом фальсифицировали документы. Это не так важно, поскольку кульминацией этой аферы является выведение этих денег на счета преступников. Если все вовремя пресечь, можно отделаться малой кровью.

Не стоит ждать, что сотрудники банка, выдавшего кредит, будут хлопать в ладоши, когда узнают все детали подобной истории. Ведь для банков любой кредит — это возможность заработать большие проценты. Так что просто обналичить эти самые 500 тысяч тенге и вернуть в банк вряд ли получится.

Следующим верным и незамедлительным шагом будет обращение в полицию. Скорее всего, следствие растянется на полгода или больше, но в итоге жертва не пострадает финансово. Если же вы пойдете на поводу и перечислите средства на их счет, то в дальнейшем доказать свою непричастность к афере будет очень сложно. Ведь, по большому счету, жертва становится соучастником.

Нельзя быть столь наивным

Ранее мы рассказывали, как интернетмошенники похитили более миллиона тенге у жительницы Петропавловска. Напомним, 25-летняя горожанка попалась на уловки мошенника, который якобы намеревался купить по объявлению мебель. При этом ему удалось вытянуть из жертвы все реквизиты карты и другие персональные данные.

Спальный гарнитур продавала даже не сама жертва, а ее подруга через сайт бесплатных объявлений. Как и в сценарии выше, позвонила женщина через WhatsApp и попросила номер карты для перечисления оплаты. Но, как оказалась, карта продавца не подошла. По всей видимости, из-за того, что на счете было слишком мало денег, которыми мошенники планировали поживиться. Горожанка обратилась за помощью к подруге, попросив получить оплату через ее карту.

«Через некоторое время с потерпевшей связалась «покупательница», попросила реквизиты карты, фамилию, имя, отчество, ИИН и сказала, что через некоторое время к ней на телефон поступит SMS-сообщение с цифрами, которое необходимо ей продиктовать. Позже выяснилось, что с депозита сняли денежные средства в сумме один миллион триста тысяч тенге. Мошенник посредством использования сервисов «Интернетбанкинг для физических лиц» и «Доставка SMS-паролей» произвел перевод денежных средств с банковского счета потерпевшей на другие счета», — рассказал начальник Управления криминальной полиции Петр Климов.

После того как денежные средства пропали, девушка поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию. Но искать преступников по следам WhatsApp-номера крайне сложно, поскольку владелец может находиться в другой стране или даже на другом континенте. Разглашать персональные данные третьим лицам равноценно тому, что дать ключ от сейфа. Казалось бы, это должен помнить каждый, кто имеет банковскую карту, но, судя по статистике, ситуация иная.

Согласно данным Министерства внутренних дел Казахстана, число фактов интернет-мошенничества ежегодно растет, а большая часть из них остается нераскрытой из-за сложности расследования. В 2018 году было зарегистрировано около 4000 случаев интернет-мошенничества. Нераскрытыми осталось около 3500 из них. В 2019 году их количество удвоилось и составило 7739 (не раскрыто более 6000). Не исключено, что 2020 год «закроется» цифрой, приближенной к 10 тысячам фактов, большая часть которых также останется нераскрытыми. Основная сложность поиска преступников заключается в том, что многие из них даже не находятся в Казахстане, то есть действуют из-за рубежа.

Поэтому единственным эффективным оружием против такого рода мошенничества является бдительность самих граждан. Не поддавайтесь на уловки и удачи вам в Новом Году!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру