В Казахстане процветает рынок торговли детьми

Полиция Шымкента задержала женщину, пытающуюся продать своего ребенка за миллион тенге. 27-милетнюю гражданку привлекли к уголовной ответственности и вынесли ей приговор. Сейчас правоохранительные органы страны усиленно мониторят казнет и социальные сети на предмет подозрительных объявлений. Продать или приобрести ребенка за наличный расчет — не фантастика, а страшная реальность. Кто и зачем пытается продать и купить материнское счастье? И какое наказание может грозить торговцам детьми?

В Казахстане процветает рынок торговли детьми

По сообщению пресс-службы департамента полиции, в январе задержали молодую женщину при продаже своего ребенка жителю Шымкента за один миллион тенге. Во время следствия мать полностью созналась в содеянном и выразила искреннее раскаяние. Девушку поместили под домашний арест. В марте этого года уголовное дело в отношении нее направили в суд. Женщину признали виновной в торговле детьми 27 сентября и приговорили к шести годам колонии.

К сожалению, этот случай попытки продажи детей в Казахстане не единичный. В 2016 году жительница Алматы выставила на продажу собственную годовалую дочь, запросив за нее чуть меньше миллиона тенге. Горе-мать и ее посредницу задержали во время передачи девочки покупателям. Годом позже полицейские южной столицы задержали 22-летнюю женщину. Она пыталась избавиться от новорожденного сына за две тысячи долларов.

В потемках даркнета...

Как сказано выше, сейчас правоохранительные органы усиленно мониторят Казнет и социальные сети на предмет подозрительных объявлений. Как выяснила в своем расследовании редакция медиапортала Caravan.kz, рынок продажи детей процветает наряду с продажей внутренних органов и наркотиков.

Девушки, готовые отдать своего ребенка в «добрые руки», публикуют подобные явления на специальных сайтах и в социальных сетях. О коммерческом формате сделки в объявлении, как правило, ничего не сказано. Но условия можно выяснить, если написать личное сообщение. Есть и посредники, которые зарабатывают на том, что помогают найти усыновителей. Своего рода это «риелторы», способные подыскать живой товар.

Также на просторах казнета можно встретить одиноких мужчин, которые так сильно хотят иметь детей, что готовы оплатить все расходы женщины, если она «подарит» казахстанцу ребенка, или же способны «отблагодарить» женщину за отказ от ребенка. Встречаются и более оригинальные объявления типа: «Я имитирую беременность! Срочно! Нужен ребенок!». Но чаще всего ищут либо отказников, либо приемных родителей.

Юристы уверены: те родители, которые решаются на подобные объявления, испытывают большие сложности с финансами и от безысходности идут на столь отчаянный шаг. Тем не менее это не освобождает их от ответственности. На этот случай в казахстанском уголовном законодательстве предусмотрена статья 135, которая гласит, что продажа несовершеннолетних детей наказывается лишением свободы от пяти до девяти лет с конфискацией имущества. Для покупателя такая же статья также предусмотрена настоящим кодексом РК. Тем не менее возможное наказание не пугает ни покупателей, ни продавцов. Да и отследить «сделку» правоохранительным органам порой не под силу.

По словам IT-специалистов, в интернете представлена масса запрещенных сайтов, 90 процентов контента которых отследить невозможно.

Такого рода сообщения возможно отследить только по IP-адресу, но и это не дает 100-процентной гарантии обнаружения. На существующих форумах, на которых обычно публикуют такие объявления, их авторы могут удалять нежелательные комментарии, в которых можно проследить акт сделки.

Поэтому в предотвращении подобных инцидентов правоохранительные органы в основном возлагают надежды на добросовестных граждан. Гражданский долг каждого казахстанца — позвонить на «102» и сообщить правоохранительным органам, что им был замечен факт продажи ребенка...

Проще купить, чем усыновить

Если с мотивом преступления родителей, готовых продать своих детей в «добрые руки», все более-менее ясно, то каков мотив покупателей? Какой спрос на казахстанском рынке торговли детьми формирует предложение?

По открытым данным, в Казахстане свыше 27 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения. Из них более 21 тысячи проживают в семьях под опекой и патронатом. Остальные воспитываются в 140 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако усыновить ребенка в Казахстане непросто. Необходимо оформить множество бумаг, встать в очередь и пройти все «круги ада» в виде бюрократических проволочек. Понятно, что органы опеки не отдадут малыша любому желающему. Но существуют способы «ускорить» процесс усыновления. Тем, кто не хочет ждать ребенка годами, предлагают усыновить его «за деньги».

Как рассказал в одном из своих интервью юрист-волонтер Добровольного общества милосердия (ДОМ) Юрий Юрин, средняя цена за ребенка — 5-7 тысяч долларов. Мальчики стоят дороже, выбор европейской или азиатской внешности — еще пара тысяч сверху.

«Эти суммы из практики. Уголовных дел нет, а практика есть, к сожалению, — рассказывает эксперт. — Об этих суммах мы узнали от людей. Для иностранцев цены доходят и до 100 тысяч долларов. Люди обращались с заявлениями о том, что в ювенальных судах с них вымогают деньги. Если все по закону и документы в порядке, то пять тысяч долларов. По одному из таких случаев мы уже довели дело до получения меченых денег. И тут пара отказалась от претензий, сказав: «Нам еще тут жить». Люди боятся».

Платят также за положительное решение об усыновлении. Но есть и более радикальный вариант: забрать ребенка-отказника прямо из роддома, оформив свидетельство о рождении сразу на новых родителей. В Алматы такой бизнес, как выяснилось, прежде процветал, и на него работала большая группа людей.

Приговор 32 фигурантам дела о продаже 28 младенцев огласили в Алматы 5 июля 2016 года. Среди них были сотрудники алматинского роддома и усыновители. Тем не менее покупателей детей освободили от уголовной ответственности за раскаяние.

Если мать отказывается от ребенка в роддоме, то он еще около месяца находится в медучреждении. Органы опеки передают его в дом малютки. Малыша заносят в специальную базу данных для усыновителей. После этого, возможно, он попадет в семью.

Однако, по словам главы «Союза кризисных центров Казахстана» Зульфии Байсаковой, в Казахстане наблюдается отсутствие правового понимания процесса усыновления детей.

«Он очень тяжелый, здесь высокий уровень коррупции. Можно было бы пойти в любой детский дом и усыновить ребенка, а у нас начинаются всевозможные препоны», — утверждает эксперт.

При этом, по словам общественника, процесс усыновления в Казахстане усложняется еще и тем, что необходим отказ от ребенка хотя бы одного из родителей. В республиканских детдомах большое количество брошенных детей, от которых родители-кукушки юридически не отказались. Таким образом, эти дети не могут быть усыновлены и обрести новую семью.

Здесь, по убеждению Байсаковой, надо менять законодательство в целом: установить определенный срок и по его истечении автоматически считать родителей брошенного ребенка лишенными родительских прав. А пока парламентарии думают (или не думают) над изменением законодательства об усыновлении, безответственные родители бросают своих детей в роддомах, на рынках, в подъездах чужих домов, туалетах. Что будет с этими малышами и с этими матерями дальше, неизвестно.

«Система сопротивляется, — утверждает юрист Юрий Юрин. — Эта система паразитирует на детях. В прошлом году на коллегии областной прокуратуры был озвучен факт, когда сотрудница детдома пропускала ночное кормление, чтобы эту несчастную детскую смесь утащить домой. Нужно понимать, что на каждого ребенка из бюджета выделяется по два миллиона тенге в среднем в год. Эти деньги разворовываются внаглую, есть материалы прокурорских проверок. Такое чувство, что вся система детских домов «заточена» на то, чтобы помешать людям усыновлять детей».

Счастье по договору

По мнению общественников, другая проблема, обостряющая спрос на покупку младенцев, — недоступность услуг суррогатного материнства определенным слоям населения. Как известно, на законодательном уровне в Казахстане суррогатное материнство разрешено с 1998 года. В отличие от других стран мира, таких как Франция, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция, где услуги суррогатной матери запрещены по закону.

В принятом Законе «О браке и семье» закреплялось право на использование этого метода вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). При этом практиковать его только для того, чтобы не портить фигуру, законодательство запрещает. Для этого необходимы медицинские показания. Но стоит оговориться, что воспользоваться этой услугой не разрешают парам, живущим в гражданском браке, и одиноким. По закону на это имеют право только состоящие в браке супруги. Многие медики считают такую постановку вопроса неправильной и предлагают исключить этот пункт из закона, чтобы не лишать шансов на материнство одиноких или тех, кто предпочитает не связывать себя узами брака. Правозащитники, да и сами медики полагают, что нельзя делить людей на тех, кому можно иметь ребенка, и тех, кому — нет. К слову, в некоторых странах пошли дальше и разрешили иметь детей от суррогатных мам не только одиноким женщинам, но и мужчинам. Эту проблему, без сомнения, обостряют и сами расценки на услуги суррогатной матери. По открытым данным, за свои услуги «живые инкубаторы» просят от 15 до 30 тысяч долларов, и это не считая ежемесячной «зарплаты», а также возмещения расходов на медицинские обследования, процедуры, лекарства и одежду для беременных. В случае если родится двойня, сурмама может рассчитывать на 30-процентную прибавку к гонорару. Нужно понимать, что такая плата за родительское счастье недоступна среднестатистической казахстанской семье. Так что же остается предпринимать людям, желающим иметь детей, если стоимость услуг суррогатной матери им не по карману, а процесс усыновления сопряжен с коррупцией и бумажной волокитой?

И генпрокуратура, и чиновники, и депутаты сходятся во мнении, что нужно кардинально менять законодательство. В этом году планировали создать Национальное агентство по усыновлению на базе проекта «Дом мамы». Если это событие состоится, то все полномочия и функции по вопросам усыновления от разных министерств и акиматов передадут агентству, а значит, ускорится процедура усыновления и процесс трансформации детских домов по всей стране. Быть может, тогда люди откажутся от незаконной и преступной возможности приобретения детей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру