Селфистрел. Что толкает подростков к краю пропасти

Как стать знаменитостью? Еще пару десятков лет назад путь к славе, которую можно было получить, как правило, на сцене или экране, был весьма тернист и сложен. Сегодня же для того, чтобы о тебе узнал весь мир, не нужно практически ничего: смартфон с выходом в интернет и какая-нибудь креативная идея. Только креатив этот не всегда «дружит» с разумом.

Селфистрел. Что толкает подростков к краю пропасти

Монетизация

По-настоящему одаренных людей, которые производят уникальный контент, единицы, а славы хотят миллионы, это и приводит к появлению в сети публикаций, для которых люди неоправданно рискуют своими жизнями.

Первый день этого месяца на всю жизнь засядет в сознании подростка, который хотел сделать крутое селфи, но вместо мировой славы получил инвалидность, лишь чудом оставшись живым. ЧП произошло в Илийском районе Алматинской области в поселке Чапаево. Подросток, 2005 года рождения, залез на опору линии электропередачи и получил удар током еще до того, как успел сделать снимок.

«В результате удара электрическим током он упал со столба на землю, получив при этом электрический ожог обеих верхних конечностей 1, 2, 3, 4-й степеней, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, множественные ссадины мягких тканей лица, туловища, ушибленно-рваные раны в области нижней губы и подбородка, перелом костей обеих предплечий, травматический шок 1, 2-й степеней», — сообщили в ДЧС области.

В чем причина такого поведения? Неужели желание выпендриться перед сверстниками превосходит здравый смысл и фундаментальное чувство самосохранения? Конечно, нет. Если в самом начале роста популярности соцсетей в странах СНГ это был именно «понт», то теперь многие люди именно в славе «социальной» видят единственный путь к обогащению.

Для кого-то это может показаться открытием, но, лежа на диване, действительно можно заработать несколько сотен тысяч долларов и даже больше. Один пост на инстаграм-странице известного на весь мир футболиста Криштиану Роналду стоит около 750 тысяч долларов, а если вы хотите засветить свою рекламу в ленте американской телеведущей и модели Кайли Дженнер, то придется раскошелиться уже на один миллион долларов.

Казахстанские блогеры не такие открытые, как мировые звезды, и сильно свои доходы не афишируют, однако есть сведения, что раскрученные аккаунты зарабатывают от 150 до 880 тысяч тенге за одну рекламу (грубо — от 350 до двух тысяч долларов). Расценки не голливудские, конечно, но значительно привлекательнее казахстанской среднемесячной зарплаты, которая едва превышает 200 тысяч тенге, и уж тем более — выплат реальных, а не среднестатистических, варьирующихся в пределах 120-140 тысяч тенге в месяц. Вот и рвутся к своей славе молодые и амбициозные люди всеми возможными путями.

Жизнь не учит

Пугает то, что в скандальные истории попадают не только школьники-тинэйджеры, но и их педагоги. Еще в 2016 году в России разгорелся скандал, когда в сеть попало видео, на котором вместе с детьми на крыше электрички был запечатлен учитель. Константин Швец — «звезда» YouTube — на тот момент являлся заместителем директора гимназии No 1 в городе Балашихе. Так называемый трейнхоппинг («зацеперство») — это увлечение поездками на сцепках и крышах электричек, бич современной России. Это не «зайцы», у которых нет денег на проезд, а экстремалы, желающие таким образом получить дозу адреналина и порцию хайпа в соцсетях. Тогда было много шума, и, естественно, родители гимназистов тут же возмутились и потребовали привлечь учителя к ответственности. Но Швец быстренько все опроверг, мол, дети, запечатленные на кадрах, не из «его» гимназии, а «зацеперство» вроде бы как в прошлом. Однако сам факт того, что взрослый человек рискует жизнью и, если не привлекает, то поощряет «зацеперство» подростков, вызывает по меньшей мере возмущение.

Подобные увлечения уже не раз приводили к трагическим последствиям, ведь есть риск не только сорваться во время движения, но и получить смертельный удар током. К слову, некоторым «зацеперам» становится скучно просто кататься на крыше, и, чтобы добавить экстрима в свои видеоролики, они во время движения отцепляют планку-токоприемник, через который, как известно, проходит от полутора до трех тысяч вольт — пережить такой удар невозможно, человек фактически сгорает заживо. В той же сети, через которую экстремалы хотят стать знаменитыми, есть множество роликов, в которых запечатлены последние моменты жизни их авторов.

К счастью, в Казахстане трейнхоппинг не получил большого распространения (может, просто нет возможности), но эпизоды все-таки встречаются. В России же ежегодно гибнет около 100 «зацеперов» — цифра страшная, но производит она впечатление не на всех. Как признаются многие из любителей езды с ветерком, известие о гибели знакомого, конечно, пугает, но страх рассеивается уже через несколько недель или месяцев. Есть случаи, когда «зацеперы», попадая под колеса вагонов, выживали, но теряли конечности. Казалось бы, должны образумиться, даже в интервью местным телеканалам признавали свою глупость и безрассудство. Но... стоит пройти процессу реабилитации, как все начинается заново. Да — без ноги, да — на костылях, но все равно.

Любят пощекотать нервы и в московском метро, где ЧП происходят с определенной периодичностью. В 2011 году двое студентов решили прокатиться на крыше состава, только парни не учли, что метро не электричка, которая ходит под открытым небом. На протяжении всего маршрута метрополитена установлены тоннельные ограничители, которые проходят в нескольких сантиметрах от крыши вагона. Тогда от сильнейшего удара о такое заграждение оба парня погибли на месте. Это хороший пример для алматинских экстремалов, которые пока в местном метро не попадались и, надеемся, не станут пробовать, а этот случай послужит хорошим уроком.

Еще одна группа людей, любящих гулять по острию ножа, — «руферы». Это молодежная субкультура, суть которой сводится к проникновению на крыши разных зданий и строений. YouTube и другие социальные площадки завалены фотои видеоматериалами, где молодые люди без страховки взбираются на небоскребы, мосты и другие конструкции, высота которых достигает иногда несколько сотен метров. Речь не о романтических прогулках по крышам, как, скажем, в Петербурге, а о смертельно опасных восхождениях по неподготовленным для этого конструкциям.

Потерянная реальность

Что толкает людей на необдуманные поступки? Неужели «лайк» может оцениваться так дорого — ценой собственной жизни? У экспертов на эту тему есть множество мнений. Одно из них — отсутствие наказания. В Штатах, Канаде и Европе экстремалы, если и вытворяют что-то подобное, то стараются носить маски или лазить по ночам, потому что законы о проникновении на частную территорию и на закрытые объекты очень строгие. В странах СНГ этот вопрос пущен на самотек. В России предложение об ужесточении для «руферов» было выдвинуто еще в 2017 году, однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Нет, в Санкт-Петербурге местный законопроект о штрафах за нелегальные прогулки по крышам прошел первое чтение. Но даже если его и примут, то штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей вряд ли будет весомым ограничителем. Здесь нужны «аргументы» повесомее.

В свою очередь, психиатры утверждают, что ключевую роль все же играют соцсети. Эти средства коммуникации в буквальном смысле изменили видение мира и того, что собой может представлять человек как личность. Жажда внимания иногда становится настолько неутолимой, что переходит грань разумного, становясь смертельно опасной.

Пример из реальной жизни одного из действующих психиатров: девушка-тинейджер решила прыгнуть с крыши, а ее друг, стоявший внизу, должен был сфотографировать прыжок. Они договорились встретиться в тот же день и проверить, как много лайков ее прыжок получит на «Фейсбуке». К счастью, сосед успел схватить девушку прежде, чем она прыгнула.

В этом примере ударение падает на принятое решение шагнуть с кровли крыши. В психиатрии подобные действия называют «частичным когнитивным несоответствием» — состоянием, в котором кто-либо с нормальным интеллектом ведет себя, не осознавая полностью ситуацию. Подобные склонности требуют медицинского вмешательства.

Сегодня, чтобы собрать многотысячную аудиторию, не нужно арендовать концертный зал или стадион футбольного поля. Достаточно выложить информацию в сеть, и признание тысяч пользователей польется рекой в виде смайликов и лайков. Но забери ты у этого экстремала, лезущего на электрический столб или карабкающегося на высотку, мобильный телефон и фотоаппарат... Будет ли он это делать? Станет ли он рисковать своей жизнью? А ради чего тогда рисковать, если об этом никто не узнает?! С большой долей вероятности можно утверждать, что нет. Ведь главная цель — это статистика, число кликов, реакция на загруженный контент.

Засматриваясь на доходы тех же Роналду и Дженнер, нужно понимать, что прежде, чем начать зарабатывать в соцсетях, они сделали себе карьеру в реальных профессиях. Сначала имя, а потом соцсеть. Можно, конечно, и наоборот — зайти в соцсеть, чтобы получить имя, но для этого не нужно бросаться под поезда, от посмертной славы толку мало, во всяком случае для автора. А вот стать экспертом и продвигать свое мнение как специалиста — это ключ к успеху. Да, возможно, на эту работу уйдет больше времени, но и отдача будет реальной, а не иллюзорной.

Что такое сэлфи? По-русски — фотоснимок, сделанный самим собой. Если посмотреть в переводчики английского языка, то в разных редакциях можно найти буквальный перевод: «себяшка» или... «самострел». Так что, даже если вы и любите «себяшки», то продолжайте их делать, но не превращая действие в настоящий самострел.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру