Казахстан попал в контрольный список США о торговле людьми

В 2019 году Казахстан попал в Контрольный список второго уровня в Ежегодном докладе Государственного департамента США о торговле людьми. Отчасти это произошло из-за необходимости внесения законодательных изменений для решения этих проблем.

Казахстан попал в контрольный список США о торговле людьми

Статистика

По самым минимальным оценкам Международной организации труда, каждый год около 2,5 миллиона человек в мире становятся жертвами торговли людьми. Принято считать, что по уровню доходов торговля людьми находится на третьем месте после торговли оружием и наркотиками. В процентном соотношении самую многочисленную категорию жертв составляют женщины и дети, которые подвергаются не только сексуальной эксплуатации, но и рабскому труду в сельском хозяйстве. Торговля людьми сейчас приобрела глобальные масштабы и стала составной частью так называемой транснациональной преступности. Прибыль преступных синдикатов в этой области, по разным оценкам, составляет от восьми до 10 миллиардов долларов в год. Реально оценить объемы современной работорговли крайне сложно в первую очередь в силу того, что она имеет скрытый характер, различные механизмы и множество форм. К слову, попрошайничество — тоже форма торговли людьми, причем самая развитая и прибыльная. Но выявить жертв этого бизнеса сложно, поскольку в этих случаях эксплуатируют самые уязвимые слои населения — детей, стариков, инвалидов. Все привыкли не обращать на них внимания. Однако, по мнению экспертов в этой области, преступные организации в середине 90-х годов прошлого века продавали до одного миллиона людей из бедных стран в более богатые. Сегодня ежегодно от 700 тысяч до 5 миллионов человек становятся «живым товаром». По данным Организации Объединенных Наций, около 12 миллионов человек все еще живут в условиях рабства.

Этот нелегальный бизнес процветает не только за рубежом, но и в Казахстане, причем с присущими нашей стране особенностями. Географическое расположение и наличие развитой сети транспортных коммуникаций делают республику удобной территорией для транзита жертв этого преступного бизнеса. Безвизовый режим со многими соседними государствами облегчает передвижение больших потоков мигрантов. Как отмечают в ОБСЕ, торговля людьми прямо пропорциональна росту нелегальной миграции. Эти два явления связаны. Поэтому, по мнению европейских экспертов, их нужно рассматривать в одной связке.

В последние годы торговля людьми видоизменилась. Если раньше преобладало сексуальное рабство и его жертвами становились в основном женщины и девушки из республик бывшего Советского Союза, то сейчас экономика многих стран зависит от притока мигрантов, и поэтому преобладает трудовая эксплуатация. Основными странами назначения для казахстанцев, ставших жертвами торговли людьми за границей, по сей день остаются Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Россия. Зачастую оттуда вызволяют из плена молодых девушек от 18 до 25 лет, которых заставляли заниматься проституцией. Однако эксперты констатируют, что в последние годы наметилась тенденция, когда казахстанцев не вывозят за рубеж, а продают внутри страны, что объясняется безработицей и увеличением внутренних миграционных потоков из сельских регионов в крупные города. Города, в которых развит «рабовладельческий строй» — это Нур-Султан, Алматы, южные и западные области.

Центр притяжения и точка отправления

Более высокий уровень экономического развития Казахстана по сравнению с другими государствами Центральной Азии с каждым годом привлекает сюда все больше людей в поисках работы, а это, в свою очередь, расширяет поле деятельности преступных сообществ. В результате граждане соседних республик, прежде всего Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, становятся жертвами торговли людьми в Казахстане. Известны случаи их эксплуатации на табачных плантациях, в сельском хозяйстве, строительстве или в сфере интим-услуг.

Проблема работорговли в республике обусловлена прежде всего причинами социального и экономического характера. Безработица, низкая заработная плата, отсутствие возможности самореализации и другие негативные факторы криминальные структуры используют для вербовки людей. На руку вербовщикам играют правовая неграмотность населения, неосведомленность, собственное легкомыслие и халатность.

В 2002 году в Казахстане запустили программу Международной организации по миграции (МОМ) по борьбе с торговлей людьми. Миссия МОМ помогает людям, попавшим в рабство, вернуться на родину, предоставляет юридическую, психологическую и медицинскую помощь, а также возможность профессионального обучения. Уголовная статья за торговлю людьми появилась в УК Казахстана в 2006 году. Позже она была ужесточена, в качестве усиления ответственности и наказания ввели обязательную конфискацию имущества преступников. Также в Уголовном кодексе четко прописано, что согласие лица на запланированную эксплуатацию не принимают во внимание, если в отношении лица применялись определенные меры воздействия. Например, обман, насилие, злоупотребление уязвимым положением и так далее. В Палермском протоколе ООН, который Казахстан ратифицировал в 2008 году, а также в Уголовном кодексе РК дается определение торговли людьми. Согласно протоколу, торговля людьми включает в себя такие действия, как вербовка, транспортировка, передача, укрывательство их с применением различных методов воздействия, к примеру, это обман или использование уязвимого положения, мошенничество, злоупотребление властью.

С января 2020 года в Казахстане ужесточили наказание за торговлю людьми. Раньше за это преступление отправляли в колонию как минимум на три года, теперь — на четыре. Максимальный срок остался прежним — 15 лет лишения свободы.

Официальные данные по проблеме отражают только верхушку айсберга. Большинство жертв, вывозимых за рубеж, не обращаются за помощью в органы правопорядка из-за страха мести, наказания или просто потому, что не имеют возможности сделать это. Только Международная организация по миграции (МОМ) помогла в 2019 году более 110 жертвам торговли людьми. В основном эти случаи были связаны с трудовой эксплуатацией. Возраст жертв — от 20 до 26 лет, среди которых 30 процентов женщин и 70 процентов мужчин. Но охватить всех невозможно: по оценке международной некоммерческой организации Walk Free, в 2018 году в Казахстане находились 75 тысяч рабов, это примерно четыре человека из тысячи. В этом рейтинге республика заняла 83-е место из 167. Также исследователи выявили «индекс уязвимости», который показывает, сколько граждан не защищено от рабства. Этот показатель в РК был равен 43,32 процента, то есть чуть ли не каждый второй рискует оказаться в трудовой или сексуальной эксплуатации.

В 2019 году Казахстан попал в Контрольный список второго уровня в Ежегодном докладе Государственного департамента США о торговле людьми. В этом докладе содержится призыв к правительствам реагировать на все формы торговли людьми с помощью наиболее эффективных и всеобъемлющих мер. К числу рекомендаций, требующих неотложного осуществления, относится активизация усилий по выявлению и оказанию помощи потерпевшим в результате торговли людьми, особенно иностранцам и пострадавшим от принудительного труда. Также рекомендуется расширить масштаб поддержки иностранцев, пострадавших от преступников, и улучшить процедуры по проведению расследования и судебного преследования новых преступлений, связанных с торговлей людьми.

Сегодня в Казахстане рассматривают вопрос разработки специальных подзаконных актов, которые обеспечили бы социальные права жертв торговли людьми. Необходимые стандарты уже разработало Министерство здравоохранения и социального развития при участии МВД, Министерства образования и науки. Они включают в себя предоставление помощи, защиты жертвам торговли людьми, включая услуги безопасного проживания, медицинскую помощь, психологическую, профессиональную ориентацию и юридические консультации.

Кнут для работорговцев

Но даже суровое наказание за торговлю людьми не останавливает преступников. Как признаются сами сотрудники правоохранительных органов, довести такие уголовные дела до конца зачастую не удается. Многие разваливаются еще на стадии расследования. Продажу «живого товара» довольно трудно доказать, необходимо сотрудничество между странами происхождения, транзита и назначения. В итоге часто все сводится к тому, что человек по собственной воле подался в рабство. Зачастую такое деяние скрывается за другими менее опасными видами правонарушений, такими как занятие проституцией и нелегальная миграция.

Между тем в преступных группах, специализирующихся на этом виде деятельности, четко распределены все роли — вербовщика, продавца, покупателя, охранника, эксплуататора. Нередко в этом принимают участие женщины, несовершеннолетние, в том числе и бывшие жертвы. При этом жертвами становятся как сами казахстанцы, которых эксплуатируют их же сограждане, так и приезжие из соседних центральноазиатских республик, а также из РФ.

Люди, которые помогают жертвам работорговцев, считают, что ужесточение Уголовного кодекса не поможет исправить ситуацию, пока сами законы не станут более четкими и однозначными. Нужно в первую очередь разделить понятия. Эксплуатацию и вербовку вынести в отдельные статьи и дать им четкие определения, которыми смогут руководствоваться правоохранители. Те же вербовщики уговаривают людей поехать на заработки, и, по сути, они тоже являются соучастниками, но их крайне редко наказывают. Это касается и перевозчиков-таксистов, которые в основном проходят по делу как свидетели, хотя знают, кого и куда везут. Также должны быть четкие инструкции для полицейских, как действовать в таких случаях. Если человек работает без трудового договора, то необходимо заводить административное или уголовное дело, а не вести профилактические беседы. Кроме этого, нужно разрешить проверять фермерские хозяйства или другие хозяйственные структуры без предупреждения.

В законодательстве нет четкого определения того, что значит «организация притона». В итоге сутенеры арендуют квартиры на имя секс-работниц, заставляют их отрабатывать аренду и другие расходы. В квартире, как правило, живут несколько девушек, но с клиентами они встречаются на нейтральной территории. В такой ситуации все вполне легально. Поэтому в понятие «организация притона» нужно включить весь процесс подготовки к оказанию секс-услуг и наказывать всю цепочку — сутенеров, вербовщиков, охранников, таксистов, тех, кто, зная все, тем не менее сдает квартиры и номера в отелях.

Аналогичная ситуация и с понятием «вовлечение в занятие проституцией». Оно подразумевает, что человек никогда раньше ею не занимался. А если девушка, скажем, от безысходности раз в месяц зарабатывала таким способом, а потом ее стали пугать и эксплуатировать? Это уже не вовлечение, а значит, нет наказания.

Между тем реабилитация бывших рабов, по словам специалистов, долгий и сложный процесс. Помимо психологической и даже психиатрической помощи их зачастую нужно лечить от серьезных заболеваний и зависимостей, поскольку эксплуататоры порой заставляют своих подчиненных употреблять наркотики и алкоголь. Кроме того, жертвам приходится восстанавливать документы, обучать их новым профессиям, чтобы пострадавшие могли вернуться к нормальной жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру