Как мошенники осваивают каршеринговый рынок Казахстана

Сам по себе каршеринг для нашей страны явление не новое

В сентябре 2018 года этот сервис запустили в Беларуси, а 18 октября того же года — и в Алматы. Однако в последнее время в индустрии растет тревожная тенденция: все большую популярность набирают аккаунты каршеринга, оформленные на третьи лица. Кто-то “одалживает” телефон с приложением у приятеля, кто-то использует чужой взломанный аккаунт, а кто-то предпочитает просто купить аккаунт каршеринга в интернете. Нередко за это привлекают к ответственности ни о чем не подозревающих граждан.

Сам по себе каршеринг для нашей страны явление не новое

Компании-операторы, разумеется, принимают меры, призывающие водителей к ответственности, выписывают солидный штраф. Но на этом их действия заканчиваются.

О том, что такое каршеринг, сейчас знает если не каждый, то большинство. Если говорить простыми словами, то каршеринг — это аренда авто на очень лояльных условиях и по приемлемым ценам на короткий срок. Если напрокат машина дается на час или больше, то в каршеринге аренда авто поминутная, что позволяет значительно сэкономить. Кроме того, чтобы взять и вернуть машину, не обязательно ехать куда-то на пункт приема — достаточно оставить ее в любом разрешенном для парковки месте в пределах города. Затраты на каршеринг существенно меньше, чем на такси, и тем более — чем на использование личного автомобиля, да и намного удобнее общественного транспорта, но при одном условии — ездить нужно не по пробкам. В противном случае выгода для кошелька сомнительна.

На первый взгляд преимущества использования подобного сервиса более чем очевидны, единственное, на что стоит обратить внимание — условия аренды, так как в разных фирмах действуют разные правила страхования. К примеру, в договоре с компанией Anytime, которая является одним из самых популярных сервисов каршеринга в Алматы, четко прописаны пункты, связанные с попаданием в ДТП, а также прописаны все штрафы, которые пользователи соглашаются платить компании в случае нарушения правил. Суммы доходят до одного миллиона тенге. Вот некоторые из них: за самовольное отключение либо повреждение в ТС трекера полагается штраф 800 000 тенге; за нахождение клиента за рулем в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения полагается штраф в размере 350 000 тенге; за оставление ТС (независимо от режима использования) на газоне или на иной территории, занятой зелеными насаждениями, а равно с нарушением правил благоустройства, предусмотрен штраф в размере 500 000 тенге. За передачу (допущение) управления ТС лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения — 1 000 000 тенге. Как выяснилось, за передачу авто, пусть трезвым, но третьим лицам также грозит крупный штраф (даже если ты и вовсе не зарегистрирован в приложении каршеринга или не знаешь об этом). О таких ситуациях нам рассказала Алия, читательница «МК» из Алматы, поделившись собственным опытом.

Аренда без правил

Она получила неприятный сюрприз в виде неожиданного штрафа размером в 1 200 000 тенге. Девушка ни о чем не подозревала, когда младший по возрасту родственник без ее ведома воспользовался документами, удостоверяющими ее личность (в этом случае — удостоверением и водительскими правами), и зарегистрировал от ее имени аккаунт в приложении Anytime. Возможно, Алия так и осталась бы в неведении, но на днях родственника задержали правоохранительные органы и выявили, что прокат авто оформлен на нее. Вместе с этим выяснилось, что родственник Алии даже не имеет водительских прав. После этого девушке пришло уведомление от компании Anytime о том, что якобы она предоставила автомобиль в пользование третьему лицу, как бы нарушая составленный между ними договор. Несмотря на то, что она никогда прежде не пользовалась услугами каршеринга, оспорить это заявление она не смогла. Что и говорить, это неожиданное происшествие обошлось всей семье «в копеечку».

Подобные случаи присвоения чужого каршерингового аккаунта известны не только в Казахстане, но и за рубежом. К примеру, в России произошел более печальный случай, когда на москвичку оформили каршеринговый Merсedes, на котором насмерть сбили человека.

Двадцатичетырехлетнюю Людмилу Кнутову обвинили в том, что это она предоставила 19-летнему внуку экс-директора «АвтоВАЗа» Егору Ляченкову возможность взять в аренду каршеринговый внедорожник Mersedes GLS, на котором он 13 апреля прошлого года на большой скорости влетел в Hyundai Solaris на Воробьевых горах. Двадцатидвухлетний водитель легковушки погиб. Об аварии девушка узнала из СМИ. Дело в том, что у Егора Ляченкова не было водительских прав. В СМИ предположили, что оформить аккаунт в каршеринговой компании на себя решилась Людмила Кнутова.

«Девушка отправилась в каршеринговую компанию Anytime, чтобы пояснить, что она у них вообще не создавала аккаунт и не имела знакомства с «мажором». Конечно, услугами других каршерингов она пользовалась, когда своя машина была в ремонте, но Anytime — никогда», — рассказал источник в правоохранительных органах.

Стaли проверять фoтографии и документы, которые предоставили при регистрaции аккаунта, и неожиданно Людмила поняла, что сфотографироваться с паспортом ее просили в салоне связи, где она брала в кредит телефон за 30 тысяч рублей. Менеджер должен был сфотографировать девушку на камеру рабочего нoутбука, но сказал, что якобы что-то сломалось, и попросил ее выйти из салoна, чтобы сделать фото с паспортом на мобильный телефон. Вот так у менеджера салона связи оказались селфи Людмилы с паспортом, а также ксерокопии паспорта. Фото водительских прав по своей наивности девушка покaзала в соцсетях ещe три года назад.

Дaлее точная схема мошенников неизвестна, но когда у них в руках оказался пакет «чиcтых» (нигде не засвeченных) документов, аккаунт Людмилы Кнутовой продали Егору Ляченкову.

Безусловно, если рассматривать первый случай нарушения пользования каршерингом, то предъявление штрафа за различного рода нарушения объяснимо, но что делать в случае, если ваши документы «одолжил» не любимый племянник, а нарушитель, которого вы и в глаза не видели?

Есть спрос — есть и предложение

К слову, в интернете достаточно объявлений в духе «продам готовые активированные аккаунты каршеринга». Продавцы предлагают ездить на машине под чужим именем, в то время как для службы каршеринга все выглядит так, будто автомобилем пользуется другой человек.

Такие услуги предоставляют как отдельные сайты, так и социальные сети. Авторы объявлений, размещаемых в группах «ВКонтакте» и Telegram, обещают (орфография и пунктуация сохранены): «За относительно небольшие деньги вы получаете активированный аккаунт, зарегистрированный на другого человека, а в базу уже загружены его копии паспорта и прав. Покупаете и катаетесь, не имея проблем!».

При этом гарантируется анонимность. Можно ездить на машине, не имея водительских прав, даже если вам меньше 18 лет, даже если вас лишили прав. Стоимость такого аккаунта в России варьируется от 1500 до 8000 тысяч рублей.

Представители каршеринговых компаний отмечают несколько наиболее распространенных вариантов махинаций с аккаунтами в каршеринговых сервисах. Так, злоумышленники нередко покупают у других граждан фотографии настоящих документов и их селфи для регистрации (как в случае Людмилы Кнутовой).

Если среди несовершеннолетних особенно популярен вариант с регистрацией аккаунта на более взрослого родственника, то среди злостных нарушителей — регистрация по украденным документам. Обычно для таких целей мошенники предлагают доверчивым гражданам дешевый автокредит и аренду квартиры на выгодных условиях, для оформления которых и приносят необходимый пакет документов и фотографию.

В результате у человека, который сам никогда не регистрировался в каршеринге, появляется аккаунт, который в последующем и выставляют на продажу.

Вопрос остается открытым: хорошо ли защищают наши личные данные? Какие меры принимают каршеринговые компании для пресечения подобных схем обмана?

Что нужно менять в системе каршеринга?

Некоторые каршеринговые сервисы пытаются решить проблему. В первую очередь с помощью больших штрафов. Есть и более дeмократичный спосoб — пользователя просят сделать селфи, а потом система сравнивает фотографию с той, что уже есть в базе. Но как было сказано выше, заполучить селфи любого человека сегодня — дело «техники». Доходит даже до того, что некоторые особо изобретательные граждане делают эти документы в программе фотошопа и также создают фейковые аккаунты.

В некоторых каршеринговых сервисах документы, которые загружают пользователи, проверяют на подлинность по базам данных. Но все равно участники рынка убеждены, что полностью исключить такие случаи нельзя.

Рaскрыть личность водителя прямо во время езды, пожалуй, можно только с помощью видеозвонка и пары простых вопросов, но для любого сервиса это обернется серьезными тратами на персонал, который будет следить за водителями. Узнать, от какого аккaунта теоретически может исходить угроза, тоже не представляется возможным. Выходит, при удaчном стечeнии обстоятельств доступ к мaшине может получить кто угодно.

Тем не менее бороться с такими аккаунтами сервисы все же пытаются: проводят профилактический сброс паролей, некоторые компании не допускают загрузку фотографий из галереи (только через вебкамеру).

Дополнительной мерой безопасности могла бы стать проверка пользователя по сим-карте при регистрации аккаунта. Ведь в Казахстане большинство сим-карт идентифицировано (привязано к удостоверениям). Но такая проверка — также дорогое и технически сложное рeшение. И как участники рынка будут решать эту проблему, пока неизвестно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру