Как в Казахстане встречали людей из «зараженных» стран

Еж, как известно, — птица гордая, не пнешь — не полетит. А если этот самый еж отвечает за безопасность в стране? Скажете, сарказм? Возможно! Но именно этот принцип позволил изменить ситуацию и подход к профилактике смертельно опасной болезни. Ведь тем, кто столкнулся с «уханьской» холерой, действительно не до смеха.

Как в Казахстане встречали людей из «зараженных» стран

Замерли в ожидании

Несмотря на то, что очаг печально известного коронавируса расположен в Китае, всего за месяц он успел распространиться в 24 странах на трех континентах планеты. Темпы роста, от которых мурашки бегут по коже.

В самой Поднебесной к эпидемии относятся более чем серьезно, причем колоссальный объем работы по нераспространению 2019-nCoV проделывают не только власти, но и сами жители страны. Некоторые города в буквальном смысле опустели, люди стараются выходить на улицу только в случае крайней необходимости.

Собственно говоря, темой эпидбезопасности озадачились во многих странах мира. Так, на прошлой неделе во многих российских СМИ опубликовали информацию о том, что страна готовится к возможной эпидемии коронавируса. Об этом на заседании профильного думского комитета еще 4 февраля рассказал замминистра здравоохранения РФ Сергей Краевой.

«Каким образом будет развиваться эта инфекция у нас в стране (в России. — Прим. ред.), не можем прогнозировать. Мы все равно готовимся к возможной масштабной инфекции», — сказал он. Также чиновник сообщил, что для создания «конструкции» вакцины нужно от двух до пяти месяцев.

То есть, даже несмотря на то, что ни один россиянин не был заражен, страна находится во всеоружии. Власти с 1 февраля сократили до минимума авиасообщения с Китаем и уже закрыли российско-китайскую и российско-монгольскую границу.

Здесь стоит отметить, что 31 января в России впервые зафиксировали случаи 2019-nCoV. Как тогда сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, которая возглавляет оперативный штаб по противодействию коронавирусу, случаи зафиксировали в Забайкалье и Тюменской области. Оба заболевших — граждане Китая.

В Казахстане тоже принимают меры, по крайней мере, если верить официальным отчетам. Известно, что в Алматинской области есть шесть приграничных пунктов с КНР. По поручению главы региона 27 января заместитель акима Алматинской области Батыржан Байжуманов проинспектировал все приграничные пункты. На всех пунктах пропуска на государственной границе усилили санитарно-эпидемиологический и миграционный контроль. Также прикомандировали медицинских работников, оснастили стационарными тепловизорами.

А тремя днями раньше, 24 января, в Международном аэропорту Алматы провели учения. По легенде врачи-инфекционисты встретили «больных коронавирусом». В них приняли участие сотрудники Департамента контроля качества безопасности товаров и услуг на транспорте и сотрудники санитарно-карантинного пункта аэропорта Алматы.

Профдеградация

Учения прошли на высоком уровне. Красочно: с должным фотоотчетом, на котором запечатлены эксперты в «скафандрах», перевозящие вымышленного пациента. В полном обмундировании «засветились» и остальные участники постановки, где находились разные подразделения служб аэропорта.

«Мероприятие проводится в целях профилактики и недопущения завоза коронавирусной инфекции в Казахстан. А также, чтобы оценить готовность медицинской службы АО «Международный аэропорт Алматы» и других организаций и ведомств южной столицы, ответственных за проведение санитарнопротивоэпидемических мероприятий», — сообщили в пост-релизе.

И вот тут возникают вопросы, ведь оценивать готовность служб нужно не во время постановочного шоу, а в реальных действиях — «экзамен», который провалили.

На казахстанском информационном портале tengrinews 30 января вышел материал под заголовком «Небо и земля». Алматинка о защитных мерах в аэропортах Казахстана и Китая». Здесь важно отметить, что все произошедшее автор строк пережила в период с 25 по 29 января, то есть после того, как в алматинском аэропорту прошли так называемые учения.

Итак, женщина рассказала, что 25 января вылетела в Пекин и по прибытии в столицу Китая воочию убедилась, как работают заграничные службы.

«Это случилось сразу после того, как вышли из самолета. Китайская сторона встречала каждого пассажира, подходили отдельно, подносили тепловизор на расстояние одного-двух сантиметров ото лба и измеряли температуру. Далее дали анкеты для заполнения. У всех все проверили, и только после этого нас впустили в здание аэропорта», — поделилась она.

Далее все пассажиры отправились в зону паспортного контроля, где процедура повторилась, после чего у них сняли отпечатки пальцев, отсканировали лицо и сетчатку глаза, а также потребовали заполнить специальные анкеты.

«Потом мы сели в автобус и поехали в отель, где нас опять проверили на температуру. Все там ходят в масках. Причем не как у нас, в обычных медицинских, а в каких-то других, которые полностью защищают. Еще и в перчатках. Сами китайцы боятся заразиться, поэтому для них такая экипировка норма. Они все одеты, и никто не возмущается. Они настолько хорошо экипированы, что, по сравнению с нашими в Казахстане, это небо и земля», — добавила пассажирка. Алматинка вылетела из Китая в Казахстан 29 января. При входе в пекинский аэропорт ей снова пришлось пройти досмотр: измерить температуру, заполнить анкету, оставить отпечатки и пройти через сканер сетчатки глаз и лица. Куда проще в Казахстане, где юмор «принимающей стороны» едва ли граничит с рассудком.

«Мы прилетели в Алматы, и в наш самолет зашли две сотрудницы СЭС. Одна из них вообще без маски была. Девушки ходили с тепловизором и из стороны в сторону направляли его. Хотя она обязана подносить его ко лбу каждого, как это делают в Китае. На последних рядах она направила тепловизор на парня, который сидел у окна, и аппарат сработал. Сотрудница спрашивает: «Откуда у вас температура?» и убегает в начало салона. А он весь побледнел. При повторной проверке тепловизор не сработал, и она направила его к иллюминатору. И начинает смеяться: «Это из-за солнца, я, оказывается, перепутала и неправильно направила». Это говорит о том, что у нас пофигистически, уж извините, относятся к этой проблеме. Из-за этой девушки в салоне поднялась паника», — рассказала автор.

После, с ее слов, также был процесс заполнения анкет, однако медработники забрали их не у всех. На этом процедуры выявления зараженных смертельно опасной болезнью закончились. Ни тройного рубежа, как в Китае, ни других мер. Многие сотрудники аэропорта разгуливают по воздушной гавани без масок в принципе.

Социальная карета

Есть и другой случай, который обнажил систему. Константин Горожанкин, президент АКИБ (Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции), 1 февраля прилетел в Алматы из Нью-Йорка. Напомним, что на тот момент в стране уже зафиксировали случаи заражения коронавирусом.

Примечательна эта история сразу двумя аспектами.

Во-первых, она показала, как больной человек беспрепятственно прошел границу. Во-вторых, алматинец получил отказ на просьбу сдать анализ на коронавирус, точнее, ему это удалось, но только после публикации «неудобной» истины. Но... обо всем по порядку.

На своей страничке в Fasebook Горожанкин пишет: «Два последних дня в Нью-Йорке не смог выйти на улицу — бьет озноб, головные боли, не свойственный мне периодически холодный пот, кашель. «...» Одно понял точно, попасть в больницу в США — это слишком дорого, много бюрократии, и неизвестно, когда еще выпустят. Поэтому главное было пробиться домой (думал я тогда). Перед вылетом нашел в русском районе наш процедурный кабинет, попросил подпитать меня капельницей и главное — убрать температуру».

Дальше Константин сравнивает проверку на таможне сразу трех стран. В аэропорту Нью-Йорка пассажиров дважды сканировали тепловизором. Во Франкфурте-на-Майне Константина сразу вычислили из толпы, поскольку температура вновь начала подниматься. Убедив таможенников, что у него болит зуб, он смог вылететь в Алматы.

«Температура уже за 38 далеко, меня шатает, кашляю. Думаю, сейчас первым делом сдаюсь нашим, делаю анализ на этот коронавирус, снимок легких, и надеюсь, домой. Но никто не встречает пассажиров, кроме стандартных таможенников за стеклом. Ни у кого в руках нет тепловизоров. То, что я прилетел из страны, где на тот момент были пять зараженных коронавирусом, никого не волнует. Забрал вещи, встретила семья, уехали домой», — акцентирует Горожанкин.

Уже из дома Константин самостоятельно поехал сначала в районную клинику, где из-за длинных очередей так и не смог попасть на прием, а после отправился в частный медицинский центр. Однако там ему сообщили, что реагента на этот вирус им еще не завезли, и успокоили, что в Казахстане еще не было ни одного случая заражения вирусом. А результаты, которые были готовы к вечеру, выявили «не то пневмонию, не то туберкулез».

После Горожанкин и опубликовал пост, в котором подробно расписал о своем опыте и всех деталях последствий, к которым он привел. Примечательно, но уже через два часа после выхода публикации автору позвонил пресс-секретарь Министра здравоохранения РК. И даже извинился, что службы так отработали. Потом Горожанкина поместили в инфекционное отделение, где сделали ряд анализов, а спустя несколько дней пришел отрицательный результат на коронавирус, и... выявили пневмонию.

В посте также говорится, что руководитель Управления общественного здоровья Алматы Тлеухан Абилдаев сообщил Горожанкину о том, что его публикация не осталась без внимания.

«Сегодня ваш пост целиком был зачитан заместителем председателя правительства господином Сапарбаевым. Потребовал навести порядок. В частности, если ранее проверяли только рейсы из Китая, то после поста докупают тепловизоры и будут проверять теперь все иностранные рейсы», — сообщается в посте со ссылкой на беседу с Абилдаевым.

Вот и получается, что вывести работу по защите Казахстана от коронавируса удается не за счет показательных выступлений спроносом перед камерами якобы инфицированного пассажира, а благодаря соотечественникам, которые, выполняя свой гражданский долг, выкладывают на страницы соцсетей то, как оно есть на самом деле, а не так, как кому-то хочется видеть.

Хотелось бы, чтобы в казахстанских аэропортах и на границах страны было как можно меньше спектаклей с тепловизором и как можно больше профессионалов, которые четко понимают свою работу и осознают весь груз ответственности, который на них возложен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру