Как пережить метель и не погибнуть?

В начале календарного года в столице Казахстана городе НурСултане из-за разыгравшейся сильной метели приостановили движение ряда пригородных маршрутов. Также закрыли многие междугородние трассы в республике. В этот раз метель началась до того, как большинство водителей выдвинулись в путь. Что делать, если ты не успел добраться до точки назначения, а стихия разыгралась вовсю?

Как пережить метель и не погибнуть?

Ночь простоять да день продержаться

Если для южных областей Казахстана перекрытие дорог из-за непогоды — явление относительно редкое, то в широте, расположенной в районе от озера Балхаш и севернее, такие ограничения в зимний период считаются регулярными. Однако это не означает, что для южан такая информация бесполезна. Рыбалка, охота или просто вылазка на природу могут развиться в совершенно непредсказуемый сценарий. Еще свежа в памяти трагедия, случившаяся в феврале 2012 года в горах Алматинской области на плато Ассы.

Тогда четверо молодых людей — два парня и две девушки — на внедорожниках застряли на высокогорье (плато расположено на высоте 2750 метров над уровнем моря). Не сумев выбраться самостоятельно, парни решили выдвинуться на поиски помощи пешим ходом. Девушки при этом остались ждать в машине. К этому моменту операция по поиску и спасению ребят уже началась, но ее продвижение сдерживали как нелетная погода, так и отсутствие информации об их точном местонахождении. К спасателям РОСО (Республиканский оперативно-спасательный отряд) присоединились десятки добровольцев, которые на своих джипах вели поисковую операцию.

Плутая по заснеженным холмам, заблудившиеся парни решили разделиться. Один пошел дальше по дороге, второй захотел срезать путь через перевал. Но именно тот, кто выбрал более длинный путь, сумел дойти до оживленной трассы, откуда и связался с родными, после чего помог спасти девушек, указав точное месторасположение автомобилей. Увы, второго парня найти живым не удалось, он погиб от переохлаждения.

Исход этой ситуации мог бы быть иным, если бы не целый ряд условий, которые не были соблюдены.

Итак, о чем нужно позаботиться перед тем, как отправляться в зимнее путешествие? Причем готовиться следует, даже если это короткая однодневная поездка, и место, как вам кажется, хорошо знакомое. Ведь, если в пути накроет густой туман, не говоря уже о буране, ориентироваться в пространстве уже невозможно. И здесь главной задачей остается продержаться в тепле максимальное количество времени. Двое суток — это тот интервал, в течение которого спасатели в большинстве случаев находят попавших в бедствие.

20 литров — это сколько?

Отправляясь в путешествие, главное правило — объективно оценивать свои силы и потенциал, заложенный в автомобиль. То, что в наличии есть внедорожник, вовсе не означает, что он сможет выбраться из любой ситуации. Здесь, как минимум, играет роль не столько характеристика приводов (полный или моно), сколько качество и предназначение покрышек. Многие автолюбители, особенно в южной части страны, вполне обходятся «всесезонной резиной», которая в условиях тяжелого бездорожья имеет гораздо худшие показатели сцепления, чем с «зимним» протектором.

Важно всегда иметь в багажнике канистру с топливом. То, чем большинство любителей активного отдыха пренебрегают, сетуя на дефицит свободного места в машине. Даже для тяжелого внедорожника 20 литров топлива — это дополнительные 100150 километров ходу. Если же машина застряла, но при этом двигатель в исправном состоянии, то те же 20 литров топлива дадут ему возможность работать на холостом ходу, а значит, выдавать жизненно важное тепло дополнительных 10 часов. Понятно, что это не гарантированный показатель, а весьма условный, поскольку у каждого двигателя свой расход топлива, помимо этого оказывают влияние и внешние факторы, такие как температура воздуха, число включенных электроприборов и, как ни крути, качество самого топлива. Но все же вычислить примерно можно.

Народный метод подсчета расхода топлива на холостом ходу выглядит примерно так: необходимо объем двигателя поделить пополам и поставить запятую после первой цифры. То есть если объем двигателя составляет 3000 кубических сантиметров, то уравнение следующее: 3000/2 = 1500, соответственно потребление автомобиля c двигателем три «литра» составляет 1,5 литра в час. Так что всего 20 литров пространства вашего багажника могут дать гораздо больше, чем вы представляете. Если заводить машину один раз в час и на 15 минут (этого достаточно, чтобы поддерживать в салоне нормальную температуру), то канистры может хватить на 50-60 часов работы.

Информация — наше все

Помимо канистры должен быть и «тревожный чемоданчик», в котором есть: фонарик, чтобы сигнализировать; саперная или складная лопата (ее можно купить практически в каждом крупном супермаркете); воронка или пустая пластиковая бутылка; складная пила; походный топорик; бельевая веревка; спички и портативная газовая плитка. Все это спокойно поместится в маленький чемоданчик объемом около 10-15 литров. Действительно незаменимой вещью станет автомобильный чехол или кусок брезента, но об этом чуть позже.

Отдельная графа — провизия. Понятно, что, отправляясь на природу, вы в любом случае запасетесь неслабым провиантом, однако и помимо этого должен быть неприкосновенный запас. Брать необходимо питание, которое не требует приготовления: тушенку, различные консервы, сырокопченые колбасы, не стоит брезговать лапшой быстрого приготовления — она реально может спасти жизнь и помочь согреться. Вода — источник жизни, и ее должно быть не менее пяти литров на человека.

Подведем промежуточный итог: объем среднеразмерного «пятидверного» внедорожника колеблется в пределах от 500 до 800 литров. Заняв всего 30-40 литров набором для выживания, в критической ситуации вы сможете продержаться в течение двух или даже трех суток.

Важным правилом любой поездки является информирование родных и близких. Они должны знать, куда именно вы направляетесь, по какому маршрут хотя бы примерно планируете передвигаться и главное — обозначьте время прибытия, в которое вы должны сообщить об успешном завершении автопробега. Если такой возможности нет, например, предстоит поездка в степь, на охоту, рыбалку, где связи нет в принципе, то таким контрольным временем должна быть какая-то точка на обратной дороге. Благо, в Казахстане на протяжении практически всех региональных дорог есть зоны покрытия сотовой связью.

Так вот, если обратная связь не состоялась, то этот факт будет служить тревожным сигналом для ваших близких. Сразу паниковать не стоит, но, если через полдня связь не состоялась, то следует незамедлительно обращаться в службу спасения, предоставив им всю имеющуюся информацию.

Теперь о том, что и как можно использовать тем, кто оказался в западне. Наверное, самое страшное, что может произойти в дороге, — это если по пути настигнет буран. Метель и шквалистый ветер способны в короткий промежуток времени не только обездвижить автомобиль, но и привести к тому, что двигатель просто заметет и он перестанет работать.

Здесь важно понимать, что буран, как правило, — явление кратковременное, и он может длиться от нескольких часов до суток, крайне редко превышая этот временной промежуток. Однако и его нужно пережить. Ведь спасателям и коммунальным службам нужно немало времени, чтоб расчистить дорогу и добраться до людей, оказавшихся в снежном плену.

Погоду в любую дорогу

Во время бурана двигаться невозможно в принципе, поскольку видимость сводится к нулю. Но, остановившись, не следует ждать, пока снежный покров достигнет такого уровня, что машина окажется обездвиженной. Пока это возможно, первое, что следует сделать, — это правильно выставить автомобиль так, чтобы ветер дул в лобовое стекло. Ни в коем случае не наоборот.

Обратный вариант, возможно, и позволит уберечь двигатель, чтобы его не замете лило, но тут скрывается другая опасность. Выхлопные газы будет уносить не в сторону, как в первом варианте, а затягивать под машину. В этом случае увеличивается риск погибнуть от угарных газов гораздо раньше, чем закончится метель. Если нет возможности установить машину «носом» вперед, то нужно попытаться выставить ее хотя бы бортом к ветру.

Далее следует обеспечить доступ к тревожному чемоданчику и запасам топлива. Если через салон автомобиля можно попасть в багажный отсек, то никаких вопросов нет. Если машина класса седан, то ситуация иная, поскольку замок может замерзнуть и в нужный момент попросту не открыться.

Припасенным тентом следует накрыть решетку радиатора, а если позволяют размеры, то всю переднюю часть автомобиля. Один край следует закрепить чуть в стороне от машины, чтобы возле водительской двери образовался воздушный карман.

Дальше остается только ждать, периодически глуша двигатель, сохраняя баланс между рациональной тратой топлива и комфортной температурой в салоне. Но отсидеться в тепле до окончания пурги, увы, не получится. Периодически нужно выходить и расчищать снег как рядом с водительской дверью, так и в районе выхлопной трубы, поскольку если образуется сугроб, то: первое — вы просто не сможете выйти из машины; второе — в лучшем случае трубу занесет и двигатель просто заглохнет, а в худшем газы пойдут в салон автомобиля.

Самое главное — не отходить от автомобиля ни на метр. Если есть такая потребность, скажем, по нужде, то прежде следует обвязаться бельевой веревкой, а второй конец привязать к машине. Дело в том, что в хаотичном мельтешении снега можно потерять ориентацию в считанные секунды, а это неминуемая смерть от переохлаждения. Ситуации, когда люди теряются в пурге и замерзают, случаются ежегодно.

После того, как погода стихнет, следует освободить машину от снежного плена. Но прежде чем откапывать колеса, нужно выгрести весь снег из-под машины, в противном случае она просто сядет на «брюхо», и тогда тронуться с места будет крайне проблематично.

В ожидании помощи вам пригодится весь тот провиант, которым вы запаслись. Если же в багажнике окажется и портативная газовая плитка, то можно побаловать себя и горячим чаем, и заваренной лапшой.

Отправляясь за пределы города, не лишним будет обзавестись GPS-навигатором. Этот простой прибор позволит точно определить ваше местонахождение, а найдя связь, вы существенно сократите время для поискового отряда. Если же приобрести отдельный прибор нет возможности, то следует скачать хотя бы приложение для смартфона — не такой надежный, но тоже вариант.

Отправляясь на природу, возьмите за правило, что если прогноз не самый благоприятный, то от поездки лучше отказаться. Не существует настолько важного путешествия, цена которого человеческая жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру