Казахстанские автолюбители бьют рекорды по многомиллионным штрафам за нарушения ПДД

Водитель в Нур-Султане нарушил ПДД на сумму более 6 миллионов тенге

В декабре этого года сотрудники полиции Нур-Султана остановили автомашину марки Volvo XC90. Во время проверки камер видеонаблюдения выяснили, что за этим автомобилем числятся 98 нарушений ПДД на общую сумму 6 млн 95 тыс. 350 тенге (примерно $15600). Также полицейские задержали автомобиль Lexus LX 570, у которого зафиксировано 49 нарушений ПДД на общую сумму 2 млн 489 тыс. 650 тенге (примерно $6400). Автомобили нарушителей отправили на штрафную стоянку.

Водитель в Нур-Султане нарушил ПДД на сумму более 6 миллионов тенге

Ежегодно в Казахстане увеличивается количество желающих приобрести автомобиль и перейти из категории пешеходов и пассажиров в категорию водителей.

Согласно базе данных МВД РК, каждый год в нашей стране выдают около 540-570 тысяч водительских удостоверений. Вместе с этим растет и количество зарегистрированных автомобилей, которых на государственном учете состоит более 4,5 миллиона единиц. Каждые 250 человек из тысячи сегодня в Казахстане водят машину, а значит, пополняют казну налогами и штрафами. Есть среди них и злостные нарушители. Кто же они?

Кто впереди?

По данным МВД, за последний год больше всего нарушений выявили в Алматы — почти 650 тысяч. Второй в списке идет Туркестанская область — чуть более 230 тысяч нарушений за год. Замыкает тройку «лидеров» Восточно-Казахстанская область, немного отстал от нее Нур-Султан — за прошлый год здесь выявили почти 216 тысяч нарушений ПДД. Тридцать самых заядлых столичных нарушителей находятся в розыске. Общая сумма этих штрафов только в столице составила 106 858 960 тенге ($274 тыс.).

Но самый большой штраф — 6 225 405 тенге — у водителя Volvo с номерным знаком XC90. И в этом он превзошел всех любителей езды без правил. К слову, стоимость этого автомобиля, если оформлять покупку с рук, сегодня варьируется от 2 700 000 до 7 500 000 тенге (от $7000 до $19000). Надо понимать, что на сумму, которую водитель выплатил государству, можно приобрести еще один такой же Volvo. О личности этого героя сотрудники Госавтоинспекции не говорят, но, судя по всему, до сих пор у него не возникло желания изменить стиль вождения.

Мало кто из казахстанцев в 1998 году или позже не смотрел культовый фильм «Такси» Люка Бессона. Эта блестящая экшнкомедия о приключениях необычного марсельского таксиста вошла в число фильмов, которые можно пересматривать, каждый раз получая позитивные впечатления. В самом деле любому автомобилисту после «Такси» хотелось хоть изредка, хоть где-то на безлюдной трассе прибавить скорость и пусть ненадолго, но почувствовать себя таким же крутым парнем, как Даниель.

Но обычно после нескольких штрафов даже самые отчаянные любители езды без правил в страхе перед разорением становятся осторожнее. Чтобы гонять, как в фильме «Такси», нужно быть готовым к тому, что обычное превышение скорости может обойтись в 12-50 тысяч тенге. А в случае, если нарушение будет совершено повторно в течение года, то штраф достигнет 75 750 тенге. Так что рассекать городские трассы, как это делал Даниель, по карману не всем.

А возможно ли представить, что где-то в нашей стране появился такой же гонщик, доставляющий пассажиров из пункта А в пункт Б, нарушая правила и злостно игнорируя скоростной режим? С этим вопросом «МК» обратился к Акболату — водителю одного из популярных сервисов онлайн-заказа такси, имеющих собственное мобильное приложение...

Таксуют все

О водителях такси слагают легенды. Их в шутку называют универсальными экспертами в экономике, политике, искусстве, психологии и спорте. Это неудивительно — за день они перевозят десятки клиентов и, чтобы развеять скуку, стараются поддержать разговор на любую тему. Чаще всего беседа с ними начинается с обсуждения погоды.

Ведь она сопровождает любую поездку. От ее «настроения» зависят пробки, состояние дорог, возможность проехать в ту или иную часть города. После чего разговор о погоде плавно перетекает в обсуждение цен на продукты и топливо. На втором месте обсуждение работы полиции и городских служб. На третьем — разговоры о личной жизни.

В последнее время в Алматы становится все меньше «бомбил» — водителей, которые подбирают «голосующих» на дороге людей. Большинство бывших частников теперь представляют официальные компании по перевозке пассажиров. Стоит отдать дань появлению мобильных приложений. Людям стало удобнее, буквально не произнося ни слова, вызывать машину. Появилась возможность оплачивать поездку безналично — никаких проблем с поиском сдачи и разменом. С другой стороны, создается впечатление, что все больше специалистов с высшим образованием открывают ИП и уходят в таксисты. Что это за люди и почему они сделали такой выбор?

К слову, автор этой статьи совершает до трех поездок на такси в неделю. Честно говоря, предпочитаю, чтобы все общение сводилось к «Здравствуйте» и «До свидания». Однако иногда обстоятельства способствуют возникновению диалога, во время которого можно узнать о человеке за рулем. Так и завязался разговор с Акболатом. Ему я и задала вопрос о том, каков среднестатистический портрет водителя и как часто им приходится нарушать правила дорожного движения.

Как объяснил наш собеседник, в основном его коллеги — люди пенсионного и предпенсионного возраста или бывшие сотрудники госорганов, которые, как известно, выходят на пенсию раньше. Немало спортсменов — мастеров, кандидатов спорта, встречались даже бывшие звезды балета. «Таксуют» и молодые парни — студенты, менеджеры, в том числе госслужащие. И если для таксистов в возрасте этот вид деятельности основной, то молодые люди, как правило, подрабатывают. Также среди водителей такси сегодня все чаще можно встретить женщин. В основном это домохозяйки, которые работают, пока их дети в школах или садиках. У многих из этих людей большие семьи, поэтому часто приходится работать на износ или, если угодно, «извоз». Утром в часы пик это удается лучше всего.

Машины у всех в хорошем состоянии — это одно из главных условий приема на работу в такси. Самые популярные модели — LADA Priora, легковые Hundai и Nissan. Реже встречаются внедорожники и автомобили представительского класса.

Сам Акболат был за рулем «Лады». Во время разговора выяснилось, что он бывший инженер. Родился в советской Алма-Ате и в определенный момент вместе с семьей переехал в Россию, но после выхода на пенсию «потянуло на родину». И так как всю жизнь он работал, то и здесь не позволил себе сидеть без дела, поэтому сел за «баранку».

На вопрос о том, сколько зарабатывают таксисты, наш собеседник ответил, что с каждым годом конкуренция в таксопарках растет — таксистов, как и клиентов, становится больше, но и заказов сейчас достаточно.

Как признался водитель, причина, по которой кандидаты наук, домохозяйки и спортсмены уходят в извоз, — более-менее приличный заработок. Таксист, особенно в пиковое время, может заработать около 20-30 тысяч (до $80) в день. В месяц их заработки доходят до 300 тысяч тенге (около $800), однако для этого водителю приходится работать по 12-14 часов в сутки. Но даже с учетом того, что часть заработанных денег удерживает таксопарк, это довольно приличная заработная плата по меркам мегаполиса. Те, кто занимается подработкой, зарабатывают не так много, но денег хватает на содержание машины и личные нужды.

Вторая причина, по которой люди разных профессий идут работать в такси, — безработица. От нее в основном страдают пожилые водители — в предпенсионном возрасте найти приличную работу с достойным заработком сложно, а физический труд уже не по силам. Пенсии хватает с трудом, а еще хочется и детям помочь, и побаловать внуков. Поэтому нелегкий труд «на колесах» остается одной из немногих возможностей для быстрого заработка.

После краткого введения в специфику работы нашего такси я рассказала Акболату историю про водителя, который нарушил ПДД на сумму 6 миллионов тенге.

«Восхищаюсь этим водителем, — смеется он, — мало у кого получается так ездить. Особенно во время пробок».

Но, в принципе, считает Акболат, гонять на скорости марсельского такси у нас тоже можно либо по ночам, либо зная улицы, на которых нет большого скопления машин.

«Нас часто просят ехать побыстрее. Мы по возможности стараемся. Обычно, когда человек вызывает такси, то рассчитывает на быструю поездку. Вдруг он в аэропорт едет, опаздывает на самолет, — сказал наш собеседник. — Вот только у нас на каждом перекрестке висят камеры. Машина героя фильма в этом плане была очень хорошо продумана — у нее менялись регистрационные номера, и можно было лететь по дороге, не боясь, что потом придется оплачивать огромные штрафы».

Как признался Акболат, причина, по которой некоторые водители иногда нарушают правила дорожного движения, — слишком низкий тариф. После того как проходит время часа пика, в котором 10-минутная поездка может стоить от 1000 тенге и выше. Водители не любят тратить драгоценное время и поэтому при возможности стараются довезти пассажира до точки Б как можно быстрее, чтобы принять следующий заказ.

«И так как «липовых» номеров у водителей нет, за одну поездку по городу в стиле знаменитого таксиста Даниэля легко можно получить штрафов тысяч на 100 как минимум, — заключил дорожный эксперт и добавил: — В отличие от той же Франции, у наших таксистов есть возможность сэкономить благодаря бдительной дорожной полиции»: «Она часто «бдит» в свой карман. Например, не уступил дорогу пешеходу — официально за это полагается заплатить штраф 25 250 тенге. Отдаешь инспектору тысяч семь и едешь дальше, — признался водитель, — если наш «шумахер» официально заплатил штраф в размере 6 миллионов, не представляю, какую сумму он отдал за скрытые нарушения».

У дорог есть глаза

Как поделился с нами дорожный эксперт, сегодня «заработать» штраф гораздо проще. С прошлого года полиция все чаще стала использовать автоматические системы. В некоторых уголках города установлены специализированные камеры фиксации ППД. А со следующего года в силу войдет проект АИС «БДД-2». В рамках этого проекта в Алматы планируют увеличить количество действующих постов фиксации нарушений ПДД со 110 до 252. В этом случае сложнее будет доказать, что вы ничего не нарушили. Как показывает опыт, любителей экстремального вождения от этого меньше не становится. Количество штрафов растет, а от этого пополняется государственная казна. И хотя нарушение ПДД — одна из самых распространенных причин ДТП, учитывая статистику смертности на дорогах Казахстана и частые аварии, справедливости ради стоит отметить, что без таких нарушителей бюджет лишился бы тех денег, которые впоследствии идут на благо общества. Говоря о статистике таких нарушений, нет никаких исследований о том, по каким причинам казахстанские водители нарушают эти правила. С одной стороны, иногда это проявление обычного неуважения к другим водителям и пешеходам. С другой — в СМИ нередко получают огласку случаи, когда водители идут на риск во время экстренных ситуаций. Однажды в Казахстане водитель одного онлайн-сервиса заметил быстро ухудшающееся состояние своего пассажира и, изменив маршрут поездки, спас ему жизнь — по дороге молодому человеку стало плохо, лекарства, которые были у него с собой, не помогали, и водитель такси принял решение везти его в больницу. Из-за перекрытых на тот момент улиц и образовавшихся пробок таксисту пришлось нарушать ПДД. На одном из перекрестков дорогу автомобилю такси преградили полицейские, которые, узнав о состоянии пассажира, стали сопровождать машину до больницы с включенными звуковыми и световыми сигналами. По пути они встретили машину скорой помощи и передали больного врачам. Таким образом, врачи оказали пациенту необходимую помощь. Полицейские, в свою очередь, заверили таксиста, что не будут наказывать его за нарушения правил дорожного движения, так как это было необходимо в экстренной ситуации. Сколько водителей ежедневно становятся свидетелями сложных ситуаций, в которые попадают пассажиры, неизвестно. Но после таких случаев они, как правило, благодарят компанию и водителя за поддержку и становятся постоянными пользователями сервиса. Так, может быть, не стоит судить человека по количеству транспортных нарушений с учетом того, что некоторые из них, как герой знаменитого фильма, все-таки спасают жизни и приносят пользу обществу? К слову, сам актер Сами Насери, исполнивший роль марсельского таксиста, не только в фильме «рассекает» по дороге и ссорится со стражами порядка. В реальной жизни он не раз нарушал правила дорожного движения: дрался с другими автомобилистами, садился за руль пьяным и без прав, оскорблял полицейских и однажды из-за своего лихачества заплатил кучу штрафов и провел в тюрьме два с половиной года. Впрочем, теперь он использует этот опыт в своей актерской работе, играя главную роль в комедии о жизни заключенных. Возможно, и о наших водителях пора снимать комедийные фильмы?!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру