Почему в Казахстане не принято говорить о мужских изнасилованиях?

Проблема изнасилований в Казахстане касается не только женщин, но и мужчин. И если женщины в последнее время открыто говорят о пережитом, то представители сильного пола из-за ментальности стараются скрывать случившееся.

Почему в Казахстане не принято говорить о мужских изнасилованиях?

Статистические данные о количестве жертв сексуального насилия в Казахстане размыты. По данным основателя движения «НеМолчи.kz» Дины Смаиловой, только за 2017 год 2085 женщин пострадали от преступлений сексуального характера. И хотя мужчины также могут подвергаться и подвергаются насилию, точной статистики этого в Казахстане и в СНГ не имеется. Все это замалчивают по понятным причинам: многие мужчины, пережившие надругательство, ощущают стыд и острое чувство вины — ведь общепринятые нормы предполагают, что они должны были суметь защититься от насильника. Еще одной причиной, по кото- рой мужчины скрывают произошедшее и не заявляют в полицию, является страх быть воспринятыми как гомосексуалы.

Однако когда сил выносить унижение не остается, многое тайное становится явным.

«Жди от меня звонка»

В прошлом году двадцатидвухлетний парень из села Абай Туркестанской области рассказал СМИ о событиях шестилетней давности, когда на протяжении трех лет его насиловали двое мужчин. Неоднократные заявления в правоохранительные органы результатов не дали, и все по одной причине — «за недостаточностью доказательств».

Жизнь молодого человека превратилась в кошмар в 2012 году, когда ему было еще 16. В один из вечеров подруга детства пригласила его в недавно открывшееся кафе. Через некоторое время к ним присоединился незнакомый парень в полицейской форме. Девушка тепло поздоровалась с мужчиной. Незнакомцем оказался С., 1988 года рождения, он заказал алкоголь, после чего компания покинула стены кафе, взяв спиртное с собой.

Очнулся молодой человек, назовем его Арман, в степи на холодной траве. На нем не было одежды, в теле ощущалась характерная боль. В стоящей рядом машине сидел вчерашний знакомый и, держа в руках свой телефон, улыбался.

— Во время нашего разговора он спросил, знаю ли я, что он сделал со мной. Я ответил, что нет. Он сказал, что изнасиловал меня и снял это на видео. Потом пригрозил, сказав, что если я не хочу, чтобы это видео попало в интернет и об этом узнала моя семья, то я должен делать все, что он мне скажет. Напоследок он сказал: «Жди звонка» и уехал, — продолжил Арман.

Через некоторое время С. стал звонить ему и вымогать деньги. Для того, чтобы платить, Арману параллельно с учебой пришлось устроиться на работу. Помимо денег С. требовал покупать для него золото. Через некоторое время к вымогателю присоединилась и его жена, которая, как оказалось, все знала, но происходящее совсем не смущало ее. Наряду с вымогательством обидчик молодого парня продолжал насиловать его. Чаще всего это происходило в машине и в нетрезвом состоянии. Однажды на мольбу прекратить издевательства насильник выбил парню передние зубы. О причастности к истории общей знакомой Арман узнал случайно, подслушав разговор, во время которого девушка сказала: «Не жалей его». Через время негодяй потребовал у молодого человека крупную сумму, пообещав, что после этого вымогательства и насилие прекратятся. Свое обещание он сдержал и ушел из его жизни. Но история на этом не закончилась. Через несколько месяцев на телефон Армана стали приходить сообщения с неизвестного номера с просьбой о встрече, и в один из вечеров его встретил неизвестный мужчина, как позже выяснилось, знакомый предыдущего насильника. Против воли он посадил Армана в машину и увез в степь... Неизвестный оказался односельчанином, старше молодого человека на 14 лет. На следующий день он позвонил своей жертве и потребовал 120 тысяч тенге. В момент передачи денег он повторно изнасиловал парня.

На фоне происходящего у молодого человека произошел нервный срыв. Так, в одну из ночей он решил свести счеты с жизнью. От смерти его спасла бабушка. На следующий день парень рассказал обо всем своим родителям.

Имея на руках диктофонную запись разговора одного из мучителей, семья потерпевшего написала заявление в полицию Шымкента. С того времени делом юноши из села Абай занимались шестеро следователей, было написано множество писем в областные правоохранительные органы, Генеральную прокуратуру и Администрацию президента, но, как ни странно, результатов это не дало. По словам потерпевшего, у первого насильника есть могущественный родственник, который успел побывать в селе и «надавить» на местную власть. В конце мая прошлого года уголовное дело закрыли. Обидчики парня продолжают гулять на свободе.

Ошибочно полагать, что изнасилованиям подвергаются только молодые люди. Если в предыдущей истории парень пережил изнасилование, будучи еще подростком, то следующий случай иллюстрирует, что стать жертвой сексуальных притеснений мужчина может в любом возрасте.

В 2017 году в столице осудили троих преступников, совершивших сексуальное насилие над 32-летним мужчиной. По сообщению прокуратуры района «Алматы», трое мужчин, находящихся в алкогольном опьянении, в одном из столичных кафе по улице Валиханова завели беседу с 32-лет- ним посетителем, который присоединился к их компании и продолжил распивать с ними спиртное уже на квартире. От большого количества выпитого алкоголя потерпевший уснул. Воспользовавшись его беспомощным состоянием, новые знакомые совершили действия сексуального характера. При этом потерпевший не только подвергся сексуальному насилию, но и получил телесные повреждения. После нескольких часов пыток мужчине удалось сбежать и укрыться в здании близстоящей мечети. Имам мечети первый узнал о случившемся и сообщил об этом в полицию. Позже подозреваемых задержали. В этой истории в отличие от предыдущей преступники ответили за содеянное. «2 августа 2017 года приговором районного суда No 2 Алматинского района Астаны трое мужчин признаны виновными по статьям 121 часть 2 пункт 1, 126 часть 2 пункт 1 УК РК. Каждому назначено наказание в виде семи лет лишения свободы», — сообщили в прокуратуре района «Алматы» Нур-Султана.

Изнасилование мужчины

Любое преступление, насильственные действия сексуального характера в отношении граждан преследуется законодательством. Статья 121 УК РК. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его приме- нения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей) наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

2. Те же действия —

а) совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) соединенные с угрозой убийства, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам;

в) повлекшие заражение потерпевшего (потерпевшей) венерическим заболеванием;

г) совершенные неоднократно или лицом, ранее совершившим изнасилование;

д) совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего лица — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Выходит, по закону мужчина, претерпевший насилие, имеет те же права на возбуждение уголовного дела, что и женщина. Но в большинстве случаев подобные дела не получают развития или вообще не возбуждаются по одной простой причине: мужчины скрывают сам факт случившегося. Да и само по себе сексуальное насилие над мужчиной кажется диким и нелепым многим. Из-за сложившихся в нашем обществе стереотипов мужчины часто вынуждены скрывать такие факты.

В том числе и по этим причинам, по мнению психологов, мужская половина чаще сводит счеты с жизнью. Свидетельством тому является факт, что с 2012 по 2017 год в результате суицидов в Казахстане погибли 16 940 человек, из которых 13 568 — мужчины. Даже если не все доведенные до отчая ния мужчины решаются на крайний шаг, то перенесенное психологическое состояние может вылиться в патологии.

— Перенесенное насилие, будь то сексуальное, физическое или психологическое, наносит глубокую психологическую травму независимо от пола, — говорит кандидат психологических наук Алина Колесова (Россия). — Но в силу специфики устройства психики мужчины переживают подобный стресс не так, как женщины. «Анима» (женская часть подсознательного, термин введен Карлом Юнгом) подразумевает податливость, смирение и может побудить перенесшую насилие женщину к виктимности — дальнейшему поведению жертвы. То есть женщина может войти в роль «привычной жертвы» — это так называемый мазохизм. Совсем иначе реагирует «анимус» — мужская часть психики, диктующая сильному полу «мужской» стиль поведения: кардинальные, часто спонтанные решения и решительные действия. То есть травма остается глубоко внутри, и в результате мужчине, пострадавшему от насилия, необходимо совершить нечто, что компенсирует его самоощущение жертвы. Чаще всего это агрессия и ответное насилие, направленное либо на окружающих, либо на себя самого.

Не секрет, что чаще всего страдают от скрытого насилия мужчины, которые оказываются в «мужском мире» со строгой субординацией: в армии, правоохранительных органах, местах лишения свободы, спорте. По словам специалистов, насилие в адрес сильного пола бывает как однополое, оказываемое в мужском мире, так и в паре — так называемое насилие по любви. Конечно, если рассматривать это в каком-то процентном соотношении, то их количество ничтож- но мало, но мужчины тоже бывают жертвами домашней женской тирании. Им должны оказывать помощь психологи.

— Ключевое в понятии насилия — унижение, — поясняет Алина Колесова. — А что именно заставляет конкретную личность ощущать себя униженной, зависит от ее индивидуальных особенностей. Ошибочно думать, что от насилия чаще других страдают мужчины мягкие, физически слабые, попавшие в «мужскую систему координат» — на службу или в исправительные учреждения. Нет, систематическим унижениям подвергаются все те, кто волею обстоятельств оказывается зависимым от тирана, и именно поэтому они не только не рассказывают о своих переживаниях окружающим, но и сами себе не признаются, будто «ничего такого не происходит». Но если с травмой не работать, рано или поздно это унижение жертва вымещает на окружающих или на самом себе, включая неосознанную программу саморазрушения — от противоправных действий до суицида.

Так как же в этой ситуации не сломаться и выстоять? Во многих европейских странах почти каждая семья имеет своего психолога. И в нашей стране участие специалистов могло бы разрядить тяжелую психоэмоциональную обстановку в семье, помочь найти выход из круга семейных неурядиц, в том числе вызывающих насилие и травмирующих всех участников и свидетелей. Но для этого отношение самого мужского общества к своим проблемам должно измениться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру