Как в Казахстане собираются наказывать малолетних насильников

Все чаще в казахстанском обществе раздаются голоса о необходимости усиления ответственности за педофилию

Представители МВД РК выступают с инициативой о привлечении к уголовной ответственности подростков, которым не исполнилось 14 лет. Сейчас дети, не достигшие этого возраста, не попадают на скамью подсудимых. В действующем Уголовном кодексе РК есть 124-я статья «Развращение малолетних», но меры наказания, предлагаемые в ней, на взгляд экспертов, недостаточны, особенно в случаях, когда преступником является такой же несовершеннолетний.

Все чаще в казахстанском обществе раздаются голоса о необходимости усиления ответственности за педофилию

— Эта поправка позволит нам направлять в организации образования с особым режимом содержания несовершеннолетних, которые впервые совершили особо тяжкие преступления, − заявил начальник ювенальной полиции МВД РК Асет Оспанов.

Однако насколько правомерно будет внесение этой поправки и действительно ли она сможет повлиять на сокращение количества детских преступлений в нашей стране?

Наибольшую огласку эта тема получила после случаев надругательств над мальчиками в Туркестанской области и в селе Абай.

В первой истории мать 13-летнего подростка заявляет, что над ее сыном больше года издевались двое учащихся школы-интерната. К тому же одноклассники.

Мальчик боялся рассказывать кому-либо о сексуальном насилии. По словам женщины, она узнала о случившемся 6 сентября. Хотя проблемы со здоровьем у подростка начались за несколько месяцев до этого дня, он молчал о произошедшем до последнего, потому что его запугали и угрожали убить. После того, как сын открылся, женщина сразу обратилась в правоохранительные органы и прокуратуру. Она утверждает, что руководство школы и родители насильников предлагали ей денежную компенсацию. Подросток же уверяет, что неоднократно пытался донести информацию о насилии педагогам, однако его никто не стал слушать. Изнасилование, как признается ребенок, происходило в помещении школы-интерната, а затем в сараях, где содержится скот.

После громкой огласки в учебном заведении инициировали внутреннюю проверку. Однако директор школы отрицал, что изнасилование могло случиться в его образовательном учреждении.

И это не первый случай изнасилования мальчика на юге Казахстана. Громкая история о сексуальных издевательствах в отношении ученика младших классов поселка Абай стала достоянием общественности в марте прошлого года. После проведенного расследования выяснили, что администрация школы и представители районных правоохранительных органов были в курсе ситуации. Не известно, чем бы дело кончилось, если бы к его расследованию не допустили частных и государственных экспертов из России, Кыргызстана и Грузии. После 14 комплексных судебных экспертиз и четырех различных исследований удалось доказать акт насилия над ребенком. Подозреваемыми оказались четверо старшеклассников, которые на протяжении длительного времени издевались над мальчиком. Однако на скамье подсудимых оказался только один обвиняемый, потому как остальные участники преступления не достигли 14-летнего возраста. Подростка осудили на семь лет с лишением права занимать должности, связанные с педагогической деятельностью, а также работой, связанной с несовершеннолетними, сроком на два года.

Безнаказанность поощряет преступность

Неизвестно, на что рассчитывали подростки, когда совершали это деяние. Вероятнее всего, надеялись, что об этом никто не узнает. Однако даже несовершеннолетние должны понимать, что как только вы начали совершать действия, на которые не имеете права, наступает момент вашей ответственности. В этом случае — уже уголовной. В идеале закон должен работать в отношении всех, и каждый должен отвечать за свои деяния. Даже дети. И очень остро стоит вопрос: почему они совершают насилие? Что толкает их с подобным действиям?

В ходе проведения экспертиз по уголовным делам в Абае и Казыгурте этот вопрос адресовали зарубежным психиатрам: почему мальчики насилуют мальчиков? Если у них есть склонность к насилию, в этом случае — сексуальному, почему объектом становятся не девочки? Ответ был следующим: с сексуальным влечением это никак не связано. Таким образом подросток самоутверждается за счет более слабого, проявляет свою власть над ним. И для него самым эффективным способом самоутверждения является крайняя степень унижения достоПричины такого поведения достаточно хорошо исследованы. В первую очередь это издержки воспитания и психологические проблемы. Ребенок становится озлобленным под действием разных факторов — дурное влиянием старших приятелей, отсутствие родительской любви и заботы, сложные условия жизни, в конце концов. И то, что в Алматинской колонии для несовершеннолетних отбывают свой срок всего 45 осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, искажает представление о размахе этого страшного явления. Несовершеннолетних преступников всеми способами стараются не доводить до судебного разбирательства, а если его невозможно избе жать, то не давать реальных сроков заключения, соответствующих тяжести содеянного. — Безнаказанность не только поощряет преступность по отношению к конкретному человеку — она пронизывает окружающую среду. Люди привыкают к тому, что если я что-то подобное совершил, то необязательно окажусь в тюрьме или на меня заведут уголовное дело: кто-то договорится за меня. Люди привыкают к вседозволенности. Как только появляется эта атмосфера, она провоцирует возможные инциденты, — считает директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис.

Отметим, что в Казахстане за развращение малолетних грозит до 10 лет тюрьмы, а за повторное совершение этого преступления — до 15 лет. Но по отношению к малолетним преступникам закон очень часто снисходителен. Возможно, Казахстану стоило бы перенять опыт других стран. Например, опыт Индии. Власти этой страны озаботились тем, чтобы виновников «столь чудовищных преступлений» наказывали так же, как совершеннолетних преступников. Таким образом, насильников младше 18 лет тоже смогут приговаривать к смертной казни. Помимо изнасилований к такого рода преступлениям относятся убийства и атаки кислотой. За ужесточение ответственности в отношении несовершеннолетних насильников в Индии выступили после того, как 17-летнему подсудимому, участвующему в групповом изнасиловании студентки в Нью- Дели, дали всего три года тюрьмы. Девушка скончалась в результате полученного шока и травм. После того, как дело пересмотрели, один из шестерых преступников покончил с собой, остальных пятерых приговорили к смертной казни.

Со школьной скамьи — на скамью подсудимых

Если вышеупомянутые поправки в Закон вступят в силу и в Казахстане, нужно понимать, что количество детских тюрем существенно возрастет.

На этот счет высказалась правозащитница Айман Умарова:

— Я считаю, что по ряду преступлений действительно надо привлекать к ответственности, но это нельзя делать прямо сейчас. Нужно отдавать себе отчет в последствиях и знать, для чего мы это делаем. Эта поправка не будет способствовать уменьшению уровня преступности. Как превентивная мера это тоже не работает. Также она отметила, что за совершение подобных право- нарушений к ответственности можно привлекать даже с 12 лет. Но в первую очередь необходимо вести широкую просветительскую работу с общественностью, особенно с подростками, разъяснять основы правовой грамотности, объяснять, что определенные действия влекут за собой уголовную ответственность, проводить с детьми, по сути, антипропаганду насилия. То есть сначала провести ряд превентивно-воспитательных мер и только потом вводить эту поправку. Потому что дети часто не задумываются над тем, что совершают преступление.

— Если сейчас ввести эти изменения, мы получим огромное количество детей в тюрьмах. Не секрет, что часто после заключения подросток как личность серьезно деградирует. Также я не согласна с позицией, что детей нужно отправлять именно в места лишения свободы. В комитете уголовно-исполнительной системы (КУИС) не могут воспитать взрослых, состоявшихся мужчин и женщин, а что говорить о детях?! Я считаю, что нужны меры воспитательного характера. И в этой связи прежде всего надо наказывать родителей. Причем не только материально, а и каким-то другим способом, но сажать детей в тюрьмы — это какой-то кошмар...

Айман Умарова настаивает, что процесс, предшествующий наказанию, должен быть нацелен на исправление человека. А ребенок, попадая в тюрьму, сталкивается с еще большим насилием. Адвокат уверена, что подросток, вышедший на свободу, вновь совершит преступление. И это говорит о негативных последствиях ужесточения наказания. Однако важно понимать, что мягкость отечественного законодательства по отношению к малолетним и несовершеннолетним насильникам не снижает количество преступлений на сексуальной почве. Кроме того, они продолжают чувствовать себя безнаказанно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру