Новые тренды среди автомобильных воров и угонщиков

Хорошие машины всегда притягивали внимание окружающей публики. Причем прицениваются к броским экземплярам не только потенциальные покупатели, но воры различных мастей. Если раньше автомобили угоняли целиком, то теперь – разбирают на запчасти криминальные элементы все чаще действуют более изощренно.

Новые тренды среди автомобильных воров и угонщиков

Дорогая ты моя

Воровать средства передвижения начали намного раньше, чем появились автомобили. Хорошие жеребцы всегда были в цене и зачастую приносили владельцам не только собственническую гордость, но и горечь утраты. Промышленная революция подарила миру четырехколесный самоходный транспорт, по сути, целый комплект деталей и узлов, которые многие завистники хотели бы присвоить. Самое обидно, что как бы ни развивался рынок противоугонных систем, параллельно с ним, а может, даже опережая на шаг, прогрессируют технологии, позволяющие их обходить.

Машины по-прежнему воруют и целиком, однако этот процесс сопровождается целым рядом обязательных условий. Как правило, угоняют не случайные машины, а «под заказ», причем котируются авто премиум-класса. Конечно, в них стоят самые новомодные противоугонные сигнализации, но и это не спасает, поскольку профи используют качественные кодграбберы. Дело это не простое, да и не дешевое. Куда проще воровать запчасти от автомобиля. Ведь здесь нужен лишь минимальный комплект инструментов, которые можно приобрести на авторынке (чего не скажешь о кодграбберах), и совсем небольшой набор навыков.

Понятно, что чаще всего подвержены атакам те автомобили, владельцы которых в целях экономии или по другим соображениям не ставят на свои автомобили охранные системы. А, как известно, скупой платит дважды. Трендом этого года стало воровство глушителей. Казалось бы, много ли можно выручить с выгоревшего куска железа? Ведь, сдав его на металлолом, можно получить лишь символическую сумму.

В действительности, если рассматривать глушитель как чермет, то особой ценности он не представляет, однако при более грамотном подходе на отдельных его частях можно неплохо заработать. Как известно, выхлопная система автомобиля — это не голая труба, а комплекс достаточно сложных по своей конструкции агрегатов, выполняющих различные функции. Например, самая крайняя из них, так называемая бочка, служит для снижения уровня шума автомобиля, а каталитический нейтрализатор (катализатор) — для снижения уровня выброса в атмосферу вредных веществ. Он-то и является тем самым аппетитным куском, на который открылась охота. Дело в том, что катализатор содержит в себе драгоценные металлы, такие как платина и палладий, — их напыляют на один из слоев «фильтра».

Почему именно сейчас эта запчасть стала для воришек желанной? Ответ прост. Эко нормы. Если раньше для сохранения экологических стандартов «Евро» достаточно было правильно настроить работу топливной системы и катализаторы попросту не ставили на многие автомобили, то теперь экологи закрутили гайки так сильно, что без этого чудо-бочонка с конвейера не сходит практически ни одна машина. (Росавтопром не в счет, поскольку именно по этой причины в текущем году Lada уходит с рынка ЕС.) Другими словами, на дорогах появилось очень много автомобилей, которые возят в себе драгоценный металл. И здесь ненароком закрадывается мысль, что если собрать большое количество катализаторов, то в итоге из них можно получить весомый слиток (а может, и не один) ценных металлов. На самом деле это большое заблуждение. Во-первых, процесс извлечения драгметалла требует специальных навыков и знаний, а также наличия целого ряда приборов, устройств и реагентов. Во-вторых, процент содержания драгметалла в одном катализаторе ничтожно мал.

Воруют катализаторы не из-за палладия или платины, а из-за стоимости самой запчасти. К примеру, на западе США эта проблема уже обрела размеры эпидемии. На вторичном рынке его стоимость варьируется от 150 до 300 долларов. Если говорить о новой запчасти, то цена катализатора возрастает до 600 долларов и дороже. Особенно достается владельцам так полюбившейся казахстанцам марки Toyota. В Калифорнии с запчастями на эти машины просто беда. Если на другие марки можно найти дубликаты за полцены, то на тот же Prius или Toyota Tacoma нейтрализатор обойдется в 1000-1200 долларов. Владельцам джипов достается вдвойне, поскольку на одном выхлопном тракте могут стоять сразу два драгоценных узла.

Однако воруют глушители не только на лазурном берегу, но и в дождливой Европе. В английской столице за прошедший год полицейские зафиксировали более 900 случаев краж. В Сети даже появилось видео, на котором запечатлено, как сплоченно действуют воры: подъезжают на машине, один поднимает мощным домкратом низкий Prius, другой соучастник в течение двух минут срезает катализатор. Эх... если бы с такой скоростью работали механики на СТО!

В Казахстане, во всяком случае пока, аналогичной тенденции не наблюдается, однако в России воруют глушители с не меньшей частотой. Причем крадут не только катализаторы, но и все части выхлопной системы независимо от марки автомобиля — «раздевают» даже Жигули. Но это уже отдельная история.

Светлые идеи

Другим автомобильным «украшением», которое достаточно часто становится предметом воровства, является оптика. Фары и фонари могут снять даже средь бела дня в центре города. И тут у воров есть свои предпочтения, которые связаны не столько с личным вкусом, сколько с конструктивными особенностями некоторых автомобилей. Если говорить о марках и моделях, то чаще всего разукомплектовывают автомобили премиум-сегмента. В группе риска хозяева Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne и Volvo XC70, S80, XC90, Land Rover Range Rover. На то, чтобы снять пару фар с Porsche, профессионалу потребуется полторы-две минуты. За это время хозяин не успеет выйти с ТРЦ, даже если сигнализация сработает своевременно. Для этой операции нет необходимости проникать в подкапотное пространство, не говоря уж о салоне авто. Все делается в два движения с помощью голых рук и одного шашлычного шампура.

Стоимость такого комплекта фар обходится бедолаге в 100 — 150 тысяч тенге (на вторичном рынке) и около 300 тысяч у официальных дилеров. Бывали случаи, когда воры оставляли записку на лобовом стекле с указанием контакта и суммы «вознаграждения», за которую они готовы вернуть похищенное. Как правило, здесь прайс может быть в половину ниже указанных прежде цен, однако гарантий того, что после перечисления на «Киви-кошелек» фару вернут, никаких. Бывали случаи как «честных воров», возвращавших украденное, так и полных проходимцев, которые и деньги получали, и оптику не возвращали.

Однако больше всего поражает практика голландских преступников. Там, как и во всем мире, тоже воруют, и в группе риска, если говорить именно о фарах, находятся те же самые марки автомобилей, только вот цели у воров совершенно другие. Воруют там отнюдь не для перепродажи. Как известно, Амстердам славится на весь мир легальным оборотом легких наркотиков, однако некоторым жителям города недостаточно того, что пакет марихуаны можно купить в магазинчике шаговой доступности. Такие персонажи, как правило, выращивают каннабис дома, у себя на балконе. Казалось бы, причем тут воровство фар и наркотики?

Полиция задержала нескольких воров, благодаря которым удалось докопаться до истины. По мнению арестованных «ботаников», каннабис растет гораздо быстрее и качественнее, если его подсвечивать не лампой накаливания или светодиодами, а ксеноновым светом — тем самым, который установлен на многих дорогих автомобилях. На форумах любителей «веселой флоры» есть целые подразделы, где они делятся полученным результатом, обсуждают детали монтажа, угол освещения и прочие аспекты по установке фар для каннабиса. Вот так и получается, что элитная конопля для отдельных голландцев обходится очень дорого их соотечественникам-автомобилистам.

Не полагайся на авось, не пронесет!

Продолжая «раздевать» авто, мы углубимся внутрь. И там, в салоне машины, наиболее лакомым куском является рулевое колесо. Еще одна давняя проблема: похищение рулей с BMW, как правило, у топовых М-версий или автомобилей с М-пакетами. Стоимость такой баранки достигает 300-400 тысяч тенге (примерно столько же стоит подержанный автомобиль «Жигули» седьмой модели).

В остальных марках автомобилей привлекает не столько сам руль, сколько его «сердце» - подушка безопасности.

Как известно, пиропатрон в аирбеге может сработать даже при незначительном столкновении, однако после активации подушку завернуть обратно уже невозможно. Покупать новый аирбег у официальных дилеров достаточно дорого, поэтому и процветает вторичный рынок.

И, конечно, нельзя пройти мимо шин и дисков. Как говорил Генри Форд, «80 процентов красоты автомобиля — в его колесах». А потому и «разувают красоток» невзирая на цвет, модель и год производства. Около 35-40 процентов автомобильных краж в Казахстане приходится именно на колеса. Одних привлекают красивые диски, других — хорошая резина. Причины процветания этого промысла в предельной простоте демонтажа. Использование различных секретов, конечно, может скорректировать планы воришек, но полностью от кражи не убережет.

Несмотря на то, что время, когда с мерседесов по два раза в день скручивали фирменные значки, прошло, воровство «мелочевки» по-прежнему в тренде. Воруют зеркала, шильдики, колпачки снимают не только с дисков, но и ниппелей.

Постоянные нашествия автоворов не могли остаться незамеченными, и сейчас криминальный бизнес привел к зарождению другого рынка: умельцы и целые фирмы стали предлагать блокираторы, противоугонки и сигнализации. Дошло до того, что фары на Porshе стали намертво цеплять на металлические тросы. Все это сопровождается наклейками, информирующими, что за минуту такую фару не снять. Для оптики, зеркал и приборных досок некоторые владельцы используют гравировку VIN-номера автомобиля. Еще один популярный ход — бронирование боковых стекол, через которые обычно совершают проникновение в салон. Владельцы BMW защищают свои М-рули, ставя на них кочергу-блокиратор, пристегивая к двери наручниками или модифицируя гайку крепления к валу. А страдающие паранойей наловчились уносить баранку с собой. Пока различные сигнализации топового уровня, пусть и ненадолго, но вырываются вперед развития кодграбберов.

Универсального и эффективного рецепта для защиты своей машины еще не придумали. Однако, если соблюдать простые правила, то риск оказаться в числе пострадавших сокращается в разы. В первую очередь не стоит покупать ворованное. Ведь этим самым вы поддерживаете криминальный бизнес. Вдумчиво выбирайте комплектацию: возможно, хватит и простой мультимедийки BMW вместо навороченной NBT и обычного руля вместо пафосного «M». А если уж совсем невтерпеж, то стоит потратить еще немного денег и применить вышеуказанные меры пассивной защиты. Вряд ли вор покуситься на деталь, у которой товарный вид «испорчен». Ну и самое главное: не пытайтесь сэкономить на платной парковке, не бросайте автомобиль в подворотнях — так вы и жильцам домов досаждаете, и ворам облегчаете их работу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру