На встрече поднимались вопросы о роли женщин в туризме, вызовах отрасли и путях достижения равных возможностей, о цифровизации и инновациях, призванных помогать выстраивать бизнес, получать образование и выходить на международные рынки.
На данный момент, по информации UN Tourism, количество туристов только в Алматы выросло на 19 процентов. За девять месяцев 2025 года в мегаполисе побывали 1,3 миллиона туристов. По данным мирового индекса конкурентоспособности, Казахстан поднялся с 66-го места до 57-го, что демонстрирует динамику развития государства и открывает возможности для роста туристической индустрии.
— Во многом это стало возможным благодаря последовательной политике по ослаблению визового режима и другим мерам по развитию туризма, — отметила на открытии конференции Зорица Урошевич, исполнительный директор UN Tourism. — Казахстан демонстрирует заметный рост в сфере туризма — как внутреннего, так и въездного, и такой крупнейший город страны, как Алматы, проявляет устойчивый рост и отражает дух будущего казахстанского туризма — открытого, динамичного и социально ответственного.
Помимо Зорицы Урошевич главными спикерами конференции стали Галия Токсеитова, руководитель управления туризма г. Алматы, Шырын Мусина, управляющий директор НК «Kazakh Tourism», Дияр Аскаров, директор Almaty Tourism Bureau, а также представители UN Women, Еврокомиссии, Intrepid Travel, Air Astana, Women in Hospitality Kazakhstan, женщины-предпринимательницы из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Турции и стран Европы.
Поскольку встреча проходила в Алматы, на территории Казахстана, где наблюдается основной рост развития туристической отрасли, то и цифры чаще касались именно этого Центрально-Азиатского региона. К примеру, 10,5 миллиона казахстанцев составляют долю внутреннего туризма, и это говорит о том, что казахстанцы стали чаще путешествовать по своей стране. В самом Алматы отмечается устойчивый рост интереса к городу со стороны как иностранных, так и внутренних туристов. А за девять месяцев текущего года Казахстан посетило свыше 12 миллионов иностранных гостей.
— Туризм — это не только движущая сила экономики, но и показатель общественного развития, инструмент сохранения культурного наследия и поддержки творчества. Казахстан придерживается принципов устойчивости и равных возможностей, рассматривая туризм как одно из приоритетных направлений диверсификации экономики, — отметил Нуртас Карипбаев, председатель Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК.
Гендерное неравенство — от приема на работу до отсутствия уборных
Особое внимание в программе конференции было уделено теме гендерного равенства и расширению возможностей женщин в туризме. Многие выступающие отметили, что сегодня этот вопрос как в Казахстане, так и во всем мире выходит за рамки отраслевого и становится частью мирового социально-экономического развития.
Почему этот вопрос становится все более актуальным? Как показали выступления на конференции, туризм — одна из самых женских отраслей экономики, но женщины по-прежнему сталкиваются с рядом серьезных вызовов. Сегодня в сфере туризма занято 54 процента женщин, но в руководстве их доля минимальна. Гендерный разрыв в зарплате составляет в среднем 14,7 процента. Женщины чаще заняты в неформальной, сезонной и низкооплачиваемой деятельности. Они имеют достаточно ограниченный доступ к финансированию, цифровым технологиям и обучению. Свое отражение на общем фоне гендерного неравенства находят культурные традиции и стереотипы, когда нагрузка по уходу за семьей закреплена только за женщиной, а в таких сферах, как транспорт, экстремальный туризм, ИТ, государственное управление, проявлять себя позволяется преимущественно мужчинам.
На состоявшейся встрече женщины смело поднимали эти и другие вопросы. На вопрос о целесообразности проведения подобных конференций нашему изданию эксклюзивно ответила Светлана Хананиева, шеф-повар, управляющий партнер KazMyaso, активный общественный деятель Алматы:
— На самом деле, как и женские номинации, как и любые мероприятия, которые проводятся в любой другой индустрии, такие встречи, безусловно, целесообразны. В них отпадет надобность, когда у нас в стране действительно случится инклюзия и когда женщины перестанут трудиться во вторую смену, приходя домой после такой же полноценной работы, как у мужа, когда женщин перестанут дискриминировать при приеме на работу. К примеру, я часто вижу объявления, что нужен повар-мужчина, но скажите мне, пожалуйста, где у мужчин такой специальный орган, благодаря которому он лучше перевернет стейки, чем я? Я ни разу не видела, но вдруг такое есть, а я об этом не знаю. До тех пор, пока в обществе существует неравенство, а оно есть, до тех пор, пока есть какая-либо дискриминация в отношении женщин, такие мероприятия будут необходимы, потому что на самом деле о многих вещах просто не говорят — не принято. Одна из участниц конференции рассказала о совершенно неудобных вещах. К примеру, о том, что женщине в городской среде очень часто не найти уборную. Городская среда не учитывает важных моментов физиологии: у женщин каждый месяц кровотечения, вызывающие боль и дискомфорт, женщина может быть в положении, женщине в силу многих причин чаще необходима уборная. И до тех пор, пока мы об этом молчим, ничего не изменится.
Заметим, что и демография меняется, и женщин становится все больше, но туалеты в тех же культурных заведениях, где чаще бывают именно женщины, а это театры, концертные залы, оборудованы по старым принципам. И потому в антракте можно видеть длинные очереди не за бокалом шампанского, а в дамскую комнату — и вовсе не за тем, чтобы припудрить носик. Наконец-то об этом стали говорить открыто.
И если мы говорим о туризме, то и путешествуют чаще женщины, часто с детьми, и потому элементарный комфорт не только в сфере обеспечения, но и получения сервиса так необходим.
Женщина и искусственный интеллект
Но не все так плохо, и казахстанский туризм, к примеру, стремительно набирает обороты в цифровизации. Данные, аналитика и онлайн-сервисы помогают государству видеть реальную картину перемещений, бизнесу — точнее выстраивать продукты, а туристам — быстрее принимать решения. Вклад отрасли в ВВП уже близится к четырем процентам, и к 2029 году планируется увеличить его как минимум до восьми процентов. Цифровые инструменты становятся основой для управленческих решений.
—Совместно с мобильными операторами мы внедряем систему, которая покажет реальную картину поездок по стране. Это поможет точнее понимать, куда едут туристы, какие регионы нуждаются в инвестициях, — сказала Шырын Мусина, управляющий директор Kazakh Tourism.
Также, говоря о женщинах в сфере туризма, она отметила, что они «возглавляют малый и средний бизнес, развивают этнои экотуризм, работают гидами, создают культурные маршруты и социальные инициативы в туристском секторе. Они участвуют в процессах принятия решений в национальных и региональных органах управления отраслью. Совместно с международными партнерами реализуют многие образовательные программы для развития управленческих и лидерских компетенций женщин в сфере туризма».
А цифровизация переводит туризм из вспомогательной сферы в самостоятельную отрасль с понятными метриками эффективности: от сезонности и загрузки до среднего чека и эффектов на смежные сектора.
Цифровизация меняет и предпринимательство. Порог входа снижается, а аудитория расширяется за счет онлайн-каналов. Все больше женщин запускают проекты в сети — от локальных гид-сервисов и семейных гостевых домов до платформ бронирования и авторских туров. По словам Шырын Мусиной, технологии помогают им становиться независимее, находить клиентов за пределами своего региона и выходить на глобальный рынок.
Итоги — в продолжении встреч и событий
Подводя итоги прошедшей встречи, UN Tourism фиксирует устойчивый рост и высокий интерес к Казахстану: число иностранных посетителей увеличилось почти на 90 процентов, а внутри страны путешествует более 10 миллионов граждан. Выбор туристов смещается к аутентичным впечатлениям, локальным маршрутам и безопасным технологичным направлениям. Казахстан сочетает стабильность, культуру и инновации, что создает сильную основу для туризма будущего.
Конференция и сопутствующие мероприятия направлены на выявление гендерных барьеров в туризме, обмен международными практиками и успехами женского предпринимательства, презентацию историй женщин-лидеров в туризме из Центральной Азии — от альпинисток до урбанисток, проведение осенних онлайн-курсов по программам UN Tourism и сертификации, в том числе Gender Equality in Tourism.
Одним из ключевых итогов мероприятия стало подписание Алматинского призыва к действию (Almaty Call to Action) — документа, определяющего дальнейшие шаги по продвижению женщин в туристической индустрии Европы и Центральной Азии, поддержку образовательных инициатив и внедрение принципов устойчивого туризма. Кроме того, в скором времени планируется введение в действие программы обучения для женщин: до 200 специалистов туристской отрасли смогут повысить навыки в туристской сфере.