«Большое достижение»
На очередном заседании совета по Агропромышленному комплексу партии Amanat было объявлено о принятии «важной для потребителей и отечественных производителей продуктов питания» поправки в Налоговый кодекс. Цель поправки — усилить контроль за импортом продуктов питания и товаров сельхозпроизводства, что, по мнению авторов, должно дать положительный эффект.
Участие в заседании приняли руководители профильных департаментов министерств сельского хозяйства, здравоохранения, торговли и интеграции, а также Комитета государственных доходов Министерства финансов и представители отраслевых союзов пищевого сектора. Руководитель совета по АПК, депутат Мажилиса Нуржан Ашимбетов отметил, что задачи по повышению контроля над тем, какие продукты питания попадают в Казахстан из соседних стран, находятся на постоянном контроле партии Amanat. И одна из значимых мер, которой уже удалось добиться, — это принятие Мажилисом новой редакции ст. 30 в Налоговом кодексе. На заседании было отмечено, что эта мера — большое достижение, серьезный прорыв на пути установления заслона некачественной пищевой продукции из-за рубежа, которая не соответствует местному законодательству и не отвечает требованиям безопасности. Инициатором идеи выступил Альянс отраслевых союзов пищевого сектора совместно с депутатами Мажилиса. Согласно принятой поправке в законодательство, теперь Ветеринарная служба Казахстана будет иметь право доступа к информации Комитета госдоходов, содержащей сведения о пищевых продуктах и сырье животного происхождения, что позволит усилить контроль ввозимой продукции.
«До сегодняшнего времени очень много таких проблемных продуктов питания и продукции животного происхождения попадало прямиком на базары нашей страны, вытесняя легальные продукты отечественного производства. Ввезенная по серым схемам продукция стоит дешевле, и поэтому ее быстрее раскупают потребители, расплачиваясь за дешевизну своим здоровьем. Мы надеемся, что сейчас будет поставлен надежный заслон такой продукции, и благодарны партии Amanat за поддержку наших предложений. Для экономики Казахстана и здоровья населения эта работа очень важна», — отметил Владимир Кожевников, директор «Молочного союза Казахстана».
Пакет поправок предложен в рамках проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки отечественных товаропроизводителей». Данный законопроект сейчас находится на стадии получения заключения Правительства РК. После чего, как рассчитывают его разработчики, документ будет представлен депутатам и передан для дальнейшей работы в Мажилис Парламента.
«Считаю, что границу страны следует надежно закрыть от ввоза продуктов питания, несоответствующих казахстанским законодательным требованиям, в том числе безопасности пищевых продуктов. Принятая поправка значительно повышает информированность данных госслужб о прохождении продуктовых грузов через границу и работает на защиту нашего рынка, а значит, и здоровья людей. Совместно с Альянсом отраслевых союзов пищевого сектора Казахстана мы намерены в дальше продолжать эту работу», — отметил Нуржан Ашимбетов, председатель Республиканского совета по АПК партии Amanat, депутат Мажилиса РК.
В ходе заседания Республиканского совета достигли договоренности продолжить работу над законопроектом и провести ряд встреч в ближайшее время на уровне экспертов.
Лидеры с хвоста
Под занавес мероприятия отечественные производители выразили надежду, что в целом их предложения, содержащиеся в законопроекте, будут поддержаны в Правительстве, и «проблемы, о которых не первый год говорят отраслевики пищевого сектора, будут решены».
Редакция полностью поддерживает принцип жесткого отсеивания некачественной продукции. Однако озвученный чиновниками и предпринимателями вопрос имеет ряд принципиальных секторов, которые в рамках сообщения не были затронуты.
В первую очередь, это серые схемы, о которых сказал Кожевников. В данном случае речь идет об ужесточении контроля над импортом, который официально поставляется в Казахстан. Если продукция ввозится по серым схемам, то с усилением или без него результат будет одним и тем же. Поэтому в данном случае гораздо правильнее было бы говорить о качестве работы наших таможенных служб, которые этот самый серый импорт пропускают на территорию Казахстана. Что же касается честных импортеров, то их, а следовательно и нас, ждет увеличение себестоимости ввозимых продуктов. И не получился ли так, что мы сами себе наступим на хвост?
Здесь для наглядности следует привести статистические данные и задаться вопросом, почему Казахстан, располагая огромными земельными ресурсами — 25 миллионов гектаров пашни и 185 миллионов гектаров пастбищ, остается заточенным на экспорт, а не на переработку. Те же итальянские макароны, которые мы импортируем, отчасти производятся из сырья, поставляемого в Италию из Казахстана.
Казахстанцы всегда любили вкусно поесть и в последнюю очередь экономят на еде. Это факт. Однако инфляция, низкая заработная плата и ряд других факторов привели к тому, что сегодня Казахстан все чаще попадает в список мировых антирекордов. Согласно данным, опубликованным аналитическим порталом finprom, доля расходов на продукты питания в казахстанских семьях достигла 55,4 процента от заработка. Это очень большой показатель, осознание которого приходит при сравнении с данными в других странах. Еще в 2023 году, когда питание в стране было дешевле, чем сегодня, международная компания Euromonitor International опубликовала мировой рейтинг, в котором наша республика попала в десятку аутсайдеров. С показателем в 49,4 процента (сейчас — 55,4) РК располагалась на 99-й строчке из 105. Ниже тогда оказались только беднейшие страны Африки. У всех ближайших соседей Казахстана дела обстояли лучше: в Узбекистане доля расходов на продукты составляла 46,5 процента, в Туркменистане — 36,9, в России — 29.
Становится по-настоящему грустно, если разбирать вопрос в региональном разрезе. Например, в экономически более развитой Астане в прошлом году казахстанцы тратили на продукты чуть менее 49,4 процента от всех своих потребительских расходов, а в самой густонаселенной Туркестанской области со слабой экономикой — сразу 62,6.
Понятно, если семья тратит три четверти своих доходов на еду, то она будет отдавать предпочтение тем продуктам, которые доступны, без оглядки на страну производства. Быть может, они и рады были бы поддержать отечественного производителя, но, когда речь идет практически о выживании, здесь уже не до сантиментов. Вряд ли можно найти человека, который осознанно покупал бы продукты низкого качества, имея при этом возможность приобретать здоровое питание. Здесь невольно возникает вопрос — если условно доступная продукция исчезнет, как выживать тем семьям, которые и сегодня еле сводят концы с концами?
Чудеса калькуляции
Действительно, за последние два-три года ассортимент продуктов питания в Казахстане расширился. Но, увы, не за счет роста позиций местных производителей, а в силу увеличения объема иностранной продукции. К счастью для конечных потребителей, многие позиции иностранной продукции стоят дешевле, при этом не уступая в качестве. И в данном разрезе, конечно же, любопытно, а в том ли направлении наши чиновники растрачивают свою энергию?..
Для того чтобы производить конкурентоспособную продукцию, нужны эксперты. У нас же просадка начинается уже на этапе системы образования. Те, кто имеет ликвидный опыт, уезжают за границу и реализуют себя там как раз по причине того, что в развитых странах семьи тратят на еду всего от 10 до 20 процентов.
Не менее важный момент — ресурсы для переработки. В 1980-х в Казахстане работали девять заводов по переработке сахарной свеклы и тростника. В тот же период их мощность могла достигать 340 тысяч тонн сахара в год, большая часть которого производилась из местного сырья. Соответственно, требовались эксперты как для работы в поле, так и на производстве. С течением времени эти ресурсы были утрачены. В 2024 году в РК было произведено чуть более 243 тысяч тонн сахара, то есть даже ниже показателей практически полувековой давности. Опять же, большая часть сырья для производства — сахарный тростник, завозимый из тропических стран. Помимо этого львиная доля сахара и сахаросодержащей продукции в Казахстане — импорт.
Или же рассмотреть такую востребованную позицию, как картофель. В 2024 году Казахстан произвел 2,6 миллиона тонн картофеля, что значительно превышает внутреннюю потребность (около двух миллионов тонн). Отметим, что этот показатель держится в плюсе уже не первый год, а в 2021-м составлял около четырех миллионов тонн.
Само по себе перепроизводство является хорошей платформой для развития внутренней переработки и производства ликвидной продукции с хорошей наценкой. Те же чипсы или картофель фри... Но, увы, все «излишки» ушли на экспорт. К тому же мы все стали очевидцами совершенно невероятного развития событий, когда в начале текущего года стоимость картофеля в Казахстане резко выросла и превышала 500 тенге за килограмм при адекватной — 150 тенге. Тогда чиновники привели нелепое объяснение, мол всплеск вызван новогодними праздниками и повышенным потреблением... Но давайте будет честными. Во-первых, праздник этот не случайный, а регулярный, и прежде таких скачков не было. Во-вторых, картофель — это уж точно не тот продукт, на который в новогодние праздники имеется повышенный спрос. Максимум 10 картофелин на «оливье» и другие салаты. Все, что нужно среднестатистической семье. Из аргументов же остается добавить, что в марте текущего года всплыл курьезный факт: «Заявленный объем остатков картофеля в стабфондах не совпадает с фактическими запасами в отдельных регионах». Как следствие, мы начали импортировать картошку из Китая и Пакистана. Куда при этом делись рекордные показатели перепроизводства, история умалчивает. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и по многим другим позициям, где реальность и отчеты чиновников расходятся в разы.
Железный занавес, конечно, создаст комфортную среду для местного бизнеса, только станут ли продукты питания от этого более доступными... Вопрос почти риторический.