План по конопле

Озвучен проект по использованию конопли в бумажной и легкой промышленности, а также для производства стройматериалов

В Казахстане предпринимают попытки поставить производство каннабиса на поток. Между тем рынок промышленной конопли показывает стремительный рост и к 2027 году достигнет объема 18,6 миллиарда долларов. Какую продукцию можно получить из этого необычного растения и какие риски при этом могут быть?

Озвучен проект по использованию конопли в бумажной и легкой промышленности, а также для производства стройматериалов

Не кумарит

На прошлой неделе в рамках заседания Правительства глава Министерства сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров сообщил, что МВД уже получило четыре лицензии на производство технической конопли. Есть даже инвесторы, которые заинтересовались проектом выращивания этого спорного растения.

«Залежных земель у нас достаточно. Сейчас в Северо-Казахстанской области, в Уалихановском районе, как раз не сеются. На тех землях мы хотим выращивать техническую коноплю. Компания заинтересовалась, сейчас они прорабатывают данный вопрос. В этом году успеют или нет, это еще большой вопрос», — сказал глава МСХ.

Напомним, месяцем ранее Мажилис в первом чтении одобрил законопроект о легализации производства промышленной конопли. По понятным причинам инициатива вызвала бурную дискуссию, и ко второму чтению проект должен вернуться с рядом поправок. Документ, конечно, скорректируют. Здесь не совсем понятно другое: как МВД получило лицензии, если де-факто проект по легализации еще в работе у чиновников... То есть сейчас выращивание подпадает под статью 300 УК РК «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества», наказание от штрафа в размере до 2000 МРП до лишения свободы сроком до двух лет. Будем считать, что если лицензию выдали, значит, юридическое основание на это есть.

На самом деле тема выращивания промышленной конопли очень интересная и перспективная. О переработке каннабиса говорится на протяжении десятилетий, однако первые реальные шаги делаются только сейчас. А если учитывать, что бизнес чутко реагирует на инициативу, можно говорить о том, что проект имеет свою инвестиционную привлекательность. Попробуем разобрать ключевые моменты в этой щепетильной теме и ответить на принципиальные вопросы.

Поскольку криминальные элементы широко используют каннабис для производства различных наркотических продуктов, первый и главный вопрос лежит на поверхности: не приведет ли этот шаг к появлению «легальных» наркотических веществ? Ответ на этот вопрос еще на этапе утверждения в первом чтении дал и.о. министра внутренних дел Санжар Адилов.

«Мы четко разграничиваем промышленную и наркотическую коноплю. В промышленной содержится всего 0,1-0,3 процента ТГК (тетрагидроканнабинол, который является психотропным веществом. — Прим. ред.), то есть психоактивного компонента практически нет», — сказал Адилов.

Поясним, что в конопле содержится около 60 каннабиноидов — тех самых психоактивных веществ, которые оказывают наркотическое действие. Наиболее активным является ТГК. Чем больше содержание ТГК, тем сильнее наркотический эффект. Дикорастущая конопля в небезызвестной Чуйской долине славится высоким содержанием ТГК — до 15 процентов, что сопоставимо с известными рекреационными сортами вроде Hollands Hope, Congo Standard и Auto Lowryder. То есть в виде марихуаны (высушенные листья каннабиса) техническая конопля не представляет интереса для наркосреды. Делать концентраты (гашиш), наверное, можно, но в разрезе рентабельности нецелесообразно, поскольку для производства одного и того же объема качественных наркотических веществ потребуется в сотни раз больше сырья. Для того, чтобы наркоман получил ожидаемый эффект, ему придется «забить косяк» весом в десять килограммов.

Спорная локация

Что касается безопасности, то здесь эксперты приводят мировую практику. Как правило, местные наркоторговцы проезжают мимо промышленной конопли. Залетные, конечно, могут покуситься, но, протестировав травку, поймут, что эффект от такого «товара» такой же, как от выкуренного подсолнуха или листьев саксаула. И все же территория экспериментальной площадки будет находиться под охраной. Помимо этого, под регулированием государства окажется и сам продукт, о чем сообщил вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов.

«При поступлении на переработку также будут проводиться лабораторные исследования со стороны службы судебной экспертизы. Ни одного грамма наркосодержащей конопли в производство не попадет. В ходе выращивания со стороны органов внутренних дел также будет проводиться контроль — браться в хаотичном порядке пробы. В случае выявления будет уничтожаться. Соответственно, со стороны государства будет четырехкратный контроль за производством», — пояснил Султанов.

Весьма любопытен выбор локации — Северо-Казахстанская область. Не слишком ли холодно для такого теплолюбивого растения? Примерно 10 лет назад подобный проект уже пытались запустить. Тогда Сайрамский целлюлозно-бумажный комбинат при поддержке государства засеял свыше 40 гектаров конопли. Посев был организован не локально, а в разных областях страны — от Акмолинской области до Южно-Казахстанской (сейчас — Туркестанская). В результате на юге страны скорость роста, как и другие показатели, оказалась значительно выше, чем на севере. Неслучайно же в Чу конопли просто море! Ведь именно там наиболее благоприятный климат для произрастания каннабиса. Что же мы видим здесь. Для проекта выбрана СКО — самая холодная область страны, где даже в теоретической плоскости результат будет хуже, чем в теплых областях. Чем руководствовались авторы проекта, не сообщается, но одно предположение у нас есть.

Как говорилось выше, техническая конопля отличается от наркотической не только по своему химическому составу, но и по физическим показателям — она выше «обычной», имеет тонкие стебли и узкие листья. Если высеять поля близ Чу, то появляется вероятность скрещивания двух сортов, что в перспективе может «испортить» промышленный каннабис. То есть если вдруг по каким-то причинам содержание ТГК повысится, контролирующие органы должны будут как-то на это реагировать. А ликвидация урожая — это большие потери для любого предприятия.

С другой стороны, даже если содержание каннабиноидов будет выше нормы, вряд ли сырье, если из него делать, например, рубашки или стройматериалы, станет хуже по своим характеристикам. В общем, здесь пока больше вопросов, чем ответов.

Исторический перекос

Не менее важные вопросы: куда девать конечный продукт и каким он может быть в принципе? Здесь у бизнеса может быть много вариантов, поскольку производство практически безотходное: полезны и стебель, и листья, и семена.

Первый и наиболее очевидный вариант — пускать сырье на производство бумаги. Наша страна не располагает таким количеством леса, как, допустим, Россия, при этом потребность в продукции велика. Два крупнейших в Казахстане завода по производству офисной бумаги не являются предприялинно известно, что нефтяники еще на стадии зачатия хоронили все перспективные проекты электротранспорта, лоббируя производство авто с ДВС. Так же и здесь. Существует легенда, что руку приложила американская химическая компания DuPont de Nemours, реагенты которой использовались для производства бумаги из древесины. Тогда лоббисты концерна продавили в Конгрессе США закон о запрете на выращивание конопли как растения, содержащего наркотик. При расследовании изучали вид конопли с самым высоким содержанием ТГК, а под запрет попали буквально все сорта, включая промышленную. Индустрия производства бумаги из конопли была практически полностью уничтожена. И только сейчас, спустя век, это растение получило второй шанс — во многих странах мира наблюдается тренд на массовое использование конопли.

К примеру, в текущем году в Тульской области РФ был запущен производственный комплекс по глубокой переработке семян технической конопли. Предприятие является самым крупным в Европе. Когда завод выйдет на полную мощность, он будет способен перерабатывать более 20 тысяч тонн семян конопли в год. То есть для казахстанских предпринимателей это реальная возможность экспорта местной продукции. В Беларуси уже давно промышленную коноплю смешивают с волокнами льна. В Китае коноплю широко используют в текстильной промышленности для производства износостойких тканей. В Канаде больше ориентированы на производство семян. В целом из конопли делают более 35 тысяч самых разных товаров — от разнообразных кондитерских изделий, косметики, кормов для животных до тканей и пластика с уникальными свойствами. Конопля хорошо себя чувствует во многих странах мира, поскольку совсем неприхотлива и устойчива практически ко всем вредителям. Климат нашей страны ей подходит как никакой другой, и сейчас есть шанс если и не развить внутреннее производство, то хотя бы стать полноценным экспортером мирового уровня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру