Трансформация Узбекистана

Страна, которая считала себя догоняющей, во многом уже опережает

Ферганская долина — название, которое вроде бы и на слуху, но дать емкий ответ на вопрос, что она собой представляет, могут лишь единицы. Мне выпала возможность побывать на ее просторах, но так сложилось, что детально познакомиться с ней я не успел. И все же из Узбекистана удалось вернуться не с пустыми руками, ведь другая страна — это всегда масса вещей и впечатлений, которые «для них» очевидны, а «для нас» часто невероятны.

Страна, которая считала себя догоняющей, во многом уже опережает
Перевал Камчик является единственным наземным путем для автотранспорта между Ташкентской областью и Ферганской долиной. Максимальная высота перевала достигает 2268 метров над уровнем моря

Картографическая западня

Чем интересна профессия журналиста, так это фактором неожиданности, который может телепортировать тебя в абсолютно непредсказуемом направлении. Так вышло и в этот раз. Раздается телефонный звонок от хорошего человека и звучит предложение: «Ты был в Ферганской долине?». «Нет», — отвечаю я. «Хочешь прокатиться, поснимать? Вылет завтра, решай», — продолжил он.

Несмотря на то, что я легок на подъем, то есть и в этот раз согласился без раздумий, после беседы остались какие-то двойственные чувства. Открываю поисковик, чтобы немного изучить среду, в которую предстоит окунуться, и первое, что выходит на запрос — «Ферганская долина рассматривается Западом как неисчерпаемый источник радикальной молодежи». Забегая вперед, скажу сразу, что «западная» точка зрения сильно отстала от действительности и сейчас Узбекистан развивается невероятно быстрыми темпами, привлекая к себе внимание бизнеса из самых разных сфер. Что касается радикалов, то их там не больше, чем в любой из развитых стран. Нет, конечно, где-нибудь в глубинке можно найти кишлаки, где незнакомцу будут не рады. Но без предупреждения размахивать кетменем точно никто не будет.

Хотя... Здесь я могу и ошибаться. Из личного опыта путешествий уже давно почерпнул один немаловажный факт. Мнение о стране, городе и населяющих его людях складывается из того, какой маршрут удается проложить, с кем пообщаться. То есть, чтобы получить более реалистичную картину, нужно либо находиться в одном месте более продолжительное время, либо посетить страну/город несколько раз.

Ахангаранское водохранилище. Накапливаемые в резервуаре воды служат для орошения полей

Теперь к историческим фактам, которые поставили на Ферганской долине клеймо «взрывоопасного региона» Узбекистана, да и всей Центральной Азии. Причин для роста напряжения в регионе сразу несколько. Первая — доступ к воде, а точнее злоупотребление ресурсом одной из сторон. Дело в том, что территориально в Ферганской долине Узбекистан граничит и с Кыргызстаном, и с Таджикистаном. То есть это место, где пересекаются интересы трех стран. При этом границы очерчены сильно ломаной линией, где, к примеру, на сравнительно коротком отрезке река может заходить в одну страну, потом переходить на территорию другой, а потом оказаться в третьей. Уж не знаю, в каком состоянии были картографы, которые изначально определяли границы, но часть их вины в столкновениях народов, происходивших за последние полвека, точно есть. Не поленитесь, изучите контур Ферганы. Еще то «зрелище». Топография настолько сложна, что некоторые кишлаки находятся буквально в окружении других стран, попасть в которые можно через узкое бутылочное горлышко. Например, территория кишлака Нанай, расположенного в Янгикурганском районе Наманганской области, растянута на 15 километров в глубину и девять километров в ширину «внутри» Кыргызстана. При этом на въезде границы сжимаются до катастрофически узкого коридора шириной около 300 метров. И таких участков в Ферганской долине очень много. Отсюда, собственно, и происходят поводы для локальных конфликтов.

Главная ценность Ферганы заключена в плодородности ее почвы. В этом засушливом регионе долина из-за особенностей ландшафта (она расположена в окружении гор) и двух водных источников — рек Нарын и Карадарья — на протяжении веков является более комфортной зоной. Примерно 10 миллионов узбекистанцев (треть населения всей страны) живет в Ферганской долине.

Город Наманган. Высотные здания не в почете

Клубничная история

Решение пограничных споров в Фергане осложняется наличием восьми анклавов, где часть территории одного государства полностью окружена территорией другой страны. Они-то по понятным причинам на протяжении десятилетий и являлись дополнительными триггерами для обострения обстановки. В разные периоды времени при любой политической напряженности в первую очередь ужесточался пограничный контроль, а то и вовсе возможность прохода закрывалась полностью. Отношения выясняли чиновники, а доставалось жителям этих самых анклавов. Речь даже не о том, что люди лишались возможности проведать родственников, а о банальном отсутствии возможности приобрести продукты первой необходимости.

Еще одной «спичкой» в Ферганской долине являлись межнациональные распри, условия для которых, к слову, были созданы сталинским режимом, когда росчерком пера решались судьбы целых народов. Так, в 1944 году одной из мин замедленного действия и по факту очагом этнических конфликтов стала депортация турков-месхетинцев из Грузии в Фергану. Жить дружно умели и те и другие, однако, как говорится, в семье не без урода — стычки, пусть и локальные, начали происходить с определенной регулярностью, что в итоге привело к катастрофическим последствиям — «ферганским погромам». Эти кровавые события 1989 года связаны с межэтническим конфликтом между узбеками и турками-месхетинцами. В открытых источниках говорится, что все началось из-за словесной перепалки. Комментируя «ферганские погромы», тогдашний председатель Совета национальностей Верховного Совета СССР (бывший Первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана) Рафик Нишанов на заседании Съезда народных депутатов заявил, что все началось со ссоры на базаре из-за «тарелки клубники». Вроде бы покупатель-турок нагрубил продавщице-узбечке и опрокинул прилавок с клубникой. За нее заступились, началась драка.

Следом в городе Кувасае, расположенном на востоке Ферганской области, произошли первые массовые столкновения между турецкой и узбекской молодежью. Толпа узбеков пыталась прорваться в кварталы, населенные турками-месхетинцами и другими меньшинствами, и устраивала там расправы вплоть до сожжения домов. Потом поджоги домов месхетинцев начались в Ташлаке, а после — в Фергане, Коканде, Маргилане и других населенных пунктах. Счет шел уже не на десятки-сотни, а на тысячи людей, втянутых в хаотичные столкновения. Чтобы прекратить кровопролитие, были стянуты военные силы. По официальной версии, погибло около 200 человек, но некоторые очевидцы утверждают, что жертв было в пять раз больше. Людей резали, сжигали, забивали камнями. Это действительно страшно, это трагедия.

Железнодорожная нить пронизывает всю Ферганскую долину

Понятно, что «ферганские погромы» начались вовсе не из-за одной тарелки клубники. Есть ряд других версий, каждая из которых имеет право на существование. По одной из них все началось с драки, в результате которой погиб узбек. На следующий день узбеки подтянули подкрепление и толпой двинулись на кварталы турок-месхетинцев.

Также есть мнение, согласно которому за резней стояли уголовные авторитеты и

спецслужбы Кремля. В действительности все мы знаем, как жестко при СССР работала цензура. «Не было» в Союзе ни убийств, ни изнасилований, ни грабежей — идеалистическая картина. Отсюда, собственно, и версия с клубникой.

Уже после развала Союза на тему «ферганских событий» выходило много интервью с очевидцами. Каждая история уникальна, однако все отмечали один факт — в числе активистов, что громили и поджигали дома, было много «чужаков», то есть не местных жителей. Все говорят о том, что людей на автобусах свозили в города, где потом вспыхивали пожары и начинались погромы. Это очень сильно похоже на «январские события», которые не так давно пережили и казахстанцы. Уголовные дела по ним еще идут, однако однозначного понимания того, что произошло, нет до сих пор. Очень уж похожие сценарии.

Незамысловатый транспорт в Узбекистане — норма

Транспорт

Прилет в Ташкент не вызвал каких-либо неудобств. Несмотря на то, что и там в воздушной гавани ведется большая стройка, мы быстро прошли все таможенные процедуры и очутились на привокзальной площади. И первое, что бросается в глаза (явный признак того, что ты недалеко улетел от родины), — это наличие назойливых таксистов, которые роем окружают всех прилетевших.

По плану у нас был заказан трансфер из аэропорта до отеля, но, как выяснилось позже (пусть не обижаются братья-узбеки), пунктуальность и чувство времени как таковые — это вообще не про них. Если вам предлагают «чуть-чуть» отклониться от маршрута, то следует быть готовым, что это самое «чуть-чуть» может растянуться на несколько часов, «место за поворотом» оказаться в сотне километров от точки. Просто знайте это, и если у вас четкий график, то соглашаться на «чуть-чуть» можно только в том случае, если вам покажут конкретную точку назначения, отдаленность которой вы сможете проверить сами.

После непродолжительных разбирательств мы оказались в такси. А таксисты, как известно, знают о политике больше всех. Но на удивление больной темой, которая развилась сама собой, оказалась тонировка автомобилей. В отличие от Казахстана, в Узбекистане разрешено тонировать передние боковые стекла. Правда, стоит такое удовольствие 2,6 миллиона сумов (200 долларов), и выдается разрешение на год, после чего его нужно продлевать. Если затонировать без разрешения, штраф — шесть миллионов. В стране, где в летние месяцы температура переваливает за 45 градусов по Цельсию, вопрос тонировки — более чем принципиальный. Хочешь ездить в комфорте и не изнывать от жары, плати.

Выкатные светофоры ставят на перекрестки по необходимости

Еще о транспорте

Что еще можно отметить, так это наличие электромобилей. В Ташкенте их не так много, как в Алматы, но в Узбекистане электромобили заметно дешевле, чем бензиновые автомобили. Стартовая цена на электромобили начинается от 3-4 тысяч долларов, но на те, которые пользуются спросом, от 10 тысяч долларов. В Казахстане же это больше роскошь, чем доступность.

При этом повышенный спрос на машины с классическими ДВС остается. Несмотря на то, что в стране находится большой завод UzAuto Motors, купить новую машину из салона практически невозможно. Периодически открываются продажи, но они в некоторой степени схожи с лотереей. Выброшенные на продажу лоты разлетаются за считаные секунды. Как следствие, подержанные авто стоят дороже новых.

Еще одна особенность узбекистанского автопарка — тотальная газификация транспорта. Бензин, как и дизельное топливо, в разы дороже, чем в Казахстане: АИ-80 — 0,54 доллара (6900 сумов); АИ-92 — 0,83 доллара (10 500 сумов); АИ-95 — 0,96 доллара (12 200 сумов). Стоимость газа мы не стали указывать, поскольку из-за особенностей топлива было бы некорректно считать в литрах. Но, как утверждают местные водители, ездить на газе в 3-4 раза дешевле.

В Узбекистане очень мало джипов, да и вообще автомобилей с большим объемом двигателя. Подавляющее большинство — различные микро и мини, у которых к тому же в багажнике газовый баллон, занимающий практически все свободное место. Это на самом деле немаловажный момент для интуристов. Если вы прилетели с багажом, то перевозить его придется на коленях, а если компания состоит из четырех человек, то придется брать две машины, поскольку в одну вы попросту не вместитесь. Все, что может поместиться в багажник авто, — дамская сумочка.

Креативная визитка-лепешка - такие раздают бесплатно, с указание номера телефона для заказа

Общественный транспорт. Больная тема для любого мегаполиса, однако в Ташкенте этот вопрос решили единственно верным способом, закупив достаточное (!) количество подвижного транспорта. За последние два года автобусный парк увеличился более чем в два (!) раза, что позволило сократить интервал до пяти минут. Стоимость проезда — 2000 сумов (0,13 доллара, или 70 тенге) при оплате наличными и 1700 сумов (60 тенге) при оплате банковской картой, мобильными приложениями или транспортной картой. Ежедневный пассажиропоток превышает один миллион человек, что неудивительно, ведь при таком интервале даже в час пик можно если не сесть в кресло, то, по крайней мере, комфортно стоять, к тому же весь транспорт оборудован кондиционерами. Местные этим гордятся, чего не скажешь об алматинском автобусном парке, где стоимость в два раза выше, подвижной состав в три раза меньше, чем требуется, а о возможности куда-то добраться в час пик и говорить страшно — ничего не изменилось с 90-х.

В подспорье наземному транспорту в Ташкенте функционируют три линии метро с 29 станциями. Еще одна транспортная гордость — высокоскоростная железная дорога Ташкент — Самарканд. Это настоящий «Тальго», разгоняющийся до 250 километров в час. Показатель хороший, но гораздо больше меня впечатлила реализация проекта. Скоростную нитку протяженностью 344 километра построили за пять месяцев. Линия включает в себя как новые, так и заново перестроенные пути, которые были дополнены современной сигнальной системой на протяжении всего маршрута от Ташкента до Самарканда. Не менее примечательна и стоимость — всего 225 миллионов долларов.

Здесь даже как-то неловко вспоминать о строительстве ЛРТ в Астане, который должен связать столичный аэропорт и ж/д вокзал. Стройка длится более 15 лет, протяженность — 22,4 километра, стоимость — около 1,8 миллиарда долларов. Обещают запустить к 2025-му, но... подобных обещаний казахстанцы слышали уже целый ворох.

Дешево и сердито

Но вернемся в солнечный Узбекистан и, наверное, к самому любопытному вопросу — о стоимости и комфорте жизни. «Сколько нужно зарабатывать, чтобы жить нормально?» — четкого ответа на этот вопрос нам не удалось добиться ни от одного собеседника. Понятно, что комфорт — понятие растяжимое, что в столице уровень зарплат, как и стоимость проживания, будет выше, чем в провинции и кишлаках. Это общемировая практика, и Узбекистан здесь ничем не отличается. Но некий общий знаменатель вывести все-таки удалось.

Сложилось такое впечатление, что у узбеков отношение к «достаточности» отчасти философское. Например, таксист, который довез нас до отеля, сказал так: «Жить можно по-разному. Когда-то я зарабатывал 3000 долларов в месяц, и денег не хватало, при том, что нас было трое: я, супруга и ребенок. Сейчас в лучшем случае зарабатываю 700 долларов в месяц, и нам нормально. Но сейчас у нас появилось еще двое детей».

Согласно официальным данным, опубликованным Агентством статистики при Президенте РУ, среднемесячная номинальная заработная плата в Узбекистане по итогам первого квартала 2024 года составила 4,92 миллиона сумов (388 долларов). В разрезе регионов самая высокая средняя номинальная зарплата сохранилась в Ташкенте — 8,12 миллиона (640 долларов). В областях показатели гораздо ниже: Навоийская область — 6,5 миллиона (540 долларов). Сурхандарьинская область оказалась на последнем месте — 3,54 миллиона (280 долларов). Самые низкие показатели также наблюдаются в Наманганской — 3,64 миллиона (288 долларов) и Ферганской областях — 3,72 (293 доллара).

Это то, что показывает статистика, но на самом деле этот «средний» показатель сильно оторван от реального положения дел. При заявленных 8,1 миллиона по Ташкенту в результате опроса мне удалось вывести сумму в 5-6 миллионов. То есть реальная ЗП по меньшей мере на треть, а то и вполовину ниже официальных цифр.

В формуле «достатка» важную роль играет заработок, но не менее важную и то, сколько приходится тратить. Коммунальные платежи я бы назвал весьма демократичными, в среднем 20-25 долларов в месяц за четырехкомнатную квартиру площадью 93 квадратных метра. Сотовая связь ощутимо дешевле, чем в Казахстане. Пакет 50 GB с включенным безлимитом на звонки обходится в 70 000 сумов (почти 5,5 доллара). Домашний интернет не особо распространен, и в большинстве своем местные обходятся мобильным трафиком.

Необычная смотровая площадка

Цены на продукты питания сильно разнятся от области к области. Что примечательно, в Узбекистане до сих пор сохранилась культура базаров, которая дает возможность прийти и поторговаться. При этом в городах присутствуют крупные сети гипермаркетов, в которых, в принципе, можно купить все, что требуется. Но местные предпочитают основные закупки делать именно на базаре. Ключевой продукт — вид мяса — также разнится в зависимости от региона. Где-то больше едят говядину, где-то — баранину. Курица, по мнению местных, — мясо для студентов.

В придорожном кафе порция шашлыка из двух палочек стоит 32 000, чай — 7000, лепешка — 5000. Сытный обед — 44 000 (3,5 доллара).

Таким образом, можно сделать вывод, что достаточной для проживания в крупном городе суммой является коридор 500-700 долларов. Если это семья 2+2, то здесь зона комфорта стартует от 1000 долларов. Опять же с поправкой на условность понимания термина «комфорт».

Народный контроль

Если говорить об острых углах, касающихся приграничных претензий, то здесь все отмечают перемены к лучшему. Большие изменения начались со сменой главы государства и приходом к власти Шавката Мирзиеева, который прежде занимал пост премьер-министра страны. Если с Казахстаном вопросы границ были четко решены еще в 90-х, то с остальными странами не удавалась прийти к консенсусу три последующих десятилетия. Но с 2016 года началась большая работа по урегулированию всех спорных моментов.

Пожалуй, самый яркий тому пример — первый «обмен» землями, который завершился в прошлом месяце символичным переездом последней семьи. В соответствии с условиями двустороннего соглашения между Кыргызстаном и Узбекистаном Барак — участок территории Кыргызстана площадью 208 гектаров, полностью окруженной Узбекистаном, — теперь присоединен к Узбекистану. В обмен на Барак Правительство Узбекистана выделило Кыргызстану 208 гектаров земли вблизи Кара-Суйского района. Волевое решение и событие, достойное отдельного внимания. Конечно, некоторая часть общественности выступала против, но главной задачей стояло найти компромисс, и нынешнему президенту это удалось.

Что еще хотелось бы отметить, так это некоторые инициативы, которые, скажем так, не вписываются в казахстанские реалии. Вернее у нас они являются скорее разовыми. В их числе самый популярный в Узбекистане проект Open Budget. Он дает возможность гражданам принять участие в распределении части местного бюджета. В рамках «Открытого бюджета» граждане предлагают свои проекты по улучшению инфраструктуры, строительству аллей, детских или спортивных площадок, внутренних дорог, ремонту и оснащению школ, детсадов и т.д. Далее проводится голосование, и топ лучших предложений получает финансирование.

Проект стартовал еще в 2018 году, и на сегодняшний день пять процентов от утвержденных общих расходов бюджетов районов (городов) должно идти на финансирование предложений, выдвигаемых гражданами. Также не менее 30 процентов дополнительных доходов районного и городского бюджетов должны направить на данные инициативы.

Конечно, в системе есть свои особенности и изъяны. Допустим, если в махалле (часть населенного пункта размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление) не хватает голосов, то они могут «заманивать» людей из других махаллей, предлагая в обмен на голос, скажем, бутылку подсолнечного масла. В периоды голосования агиткомпании можно встретить и у входа в метро, и у поликлиник, и на базаре. Каждый борется за право получить возможность улучшить условия на своем районе, улице, дворе.

Конечно, есть и антипримеры. Были и такие эпизоды, когда чиновники районов/областей пытались решить свои задачи через инструмент Open Budget путем запугивания подчиненных. Правда, такие истории, как правило, закачиваются увольнением чиновника, но прецеденты есть.

И все же такой подход создает условия для развития института гражданского общества, веры в государство и осознания того, что твой голос может что-то изменить. Кстати, народное участие сохраняется не только на этапе выбора проекта, но и этапе контроля и реализации. То есть жители дворов или махаллей в буквальном смысле ходят с линейкой и проверяют толщину уложенного асфальта, толщину протянутых кабелей и т.д. Если же народный контроль обоснованно забракует работу, то подрядчик обязан все переделать заново. Главный комиссар — народ. Это круто!

Языки и цели

Чего хочет молодежь? Самая большая мечта — получить образование. При прежнем правительстве частные вузы в Узбекистане были запрещены, а в государственных попросту не было мест, чтобы обучать всех желающих. Это привело к серьезному снижению грамотности населения. Конкуренция была просто колоссальной, конкурс на одно место в вузе доходил до 200 человек (для сравнения, средний конкурс в МГУ составил 10,5 человека на место). Сейчас ситуация изменилась, возможностей для получения высшего образования стало больше. Стоимость обучения в государственном университете составляет около 900 долларов в год, в частных — от 1000 и выше.

Конечно, из-за большого числа населения страны трудовая миграция сохраняется, однако такого потока в ту же Россию, как это было 10-20 лет назад, уже нет. Молодежь все больше стремится попасть в развитые государства: Великобританию, страны ЕС, Южную Корею, Японию и т.д.

Сейчас в стране наблюдается бум изучения английского языка, который становится ключевым после узбекского. Если предыдущие два поколения хорошо говорят на русском, то, скажем, в поколении 2010-х дети могут вообще не знать русский, но при этом отлично владеть узбекским и английским языками. Конечно, возможность обучаться русскому языку есть, но для этого нужно отдавать ребенка не в государственный детский сад или школу, а в частные, где преподают, в том числе и русский язык.

Успел ли я надышаться ферганским воздухом? Однозначно нет! Ведь это очень обширная территория, где каждый район и город достойны отдельного внимания. Причина поездки связана с большим благотворительны проектом, о котором, возможно, мы расскажем ближе к осени. Но как раз по причине глубокого погружения в социальный проект времени на творчество попросту не осталось. Сейчас же отметим еще одно яркое воспоминание — мобильные умные светофоры на колесиках. Их выкатывают на дорогу в час пик и убирают, когда они не нужны. Как правило, устанавливают таких мобильные «регулировщики» близ школ, базаров или просто в районах, где часто отключают свет. Это интересный стартап студента, который получил поддержку на государственном уровне и теперь мультиплицируется по всей стране.

Фергана, не прощаюсь! Говорю: «До скорой встречи!». А клубника там, кстати, очень вкусная. Не удержался, попробовал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру